ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

 

ГЛАВА VII:
БОЖЕСТВЕННАЯ СЛУЖБА,

ИЛИ ЛИТУРГИЯ СВЯТОГО

ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО

 

 

§ 58

ЖИВЫЕ И УСОПШИЕ
ПОМИНАЮТСЯ

 

«Диакон поминает диптихи, сиречь помянник усопших». Диптихи суть две таблицы, сделанные из бумаги или пергамента и вместе сложенные, как скрижали Моисея. На одной из этих таблиц писались для чтения при священнодействии имена живых, а на другой – усопших. Первое употребление диптихов относится к апостольским или ближайшим от них временам. Это видно из слов святого Дионисия в книге о церковном священноначалии (гл. 3): «Бывает, – пишет он, – таинственное провозглашение священных помянников. В Церкви были и полиптихи, т. е. многие таблицы или листы, вместе сложенные и переплетенные, куда вписывались многие имена живых и усопших. Из них составлялись книжки, которые и теперь употребляются в Церкви. Полиптихи суть не иное что, как поминальные книжки, из которых одни бывают частные – для записывания одного рода и фамилии, а другие – общие, синодики, куда записываются живые и усопшие разного рода и состояния».

 

§ 59

«И ВСЕХ, И ВСЯ»

 

«И всех, и вся» – т. е. всех мужчин и всех женщин; ибо слово «вся» в греческом языке есть женского рода. Или, по словам святого Германа, разумеются все те, коих каждый имеет в уме. При сем подразумевается «помяни, Господи!» – дабы не только написанные в поминальных книжках, но и все, кто только придет на память, как мужчины, так и женщины, не были исключены из молитвы.

После сего диакон, став пред народом, возбуждает предстоящих молиться об архиерее, приносящем Святые Дары, и о Государе; об архиерее – потому что он приносил эту жертву за себя, за всех и именем всех; за Государя – ибо он бодрствует как о нашем благе видимом и чувственном, так и о душевном.

 

§ 60

ПО СВЯЩЕННОДЕЙСТВИИ
ЛЮДИ ПРИГОТОВЛЯЮТСЯ
КО ПРИЧАЩЕНИЮ

 

«И даждь нам едиными усты…» и проч. Сей возглас есть не только окончание всего священнодействия и воспоминания всех святых, живых и усопших, но вместе с другою, следующею за ним молитвою – «Да будут милости…» – располагает предстоящих к следующей части Литургии, т. е. святому Причащению, дабы они все вместе, со святыми прежде помянутыми, едиными усты и единым сердцем славили и воспевали всесвятое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Ибо как едина есть Церковь на Небеси и на земли, едина вера и едино Крещение, так и мы, соединившись союзом любви, должны быть согласны, как братия во Христе, как имеющие одно тело и один дух. И как мы крестились во едином духе и во Единого Господа, так и питаться нам необходимо одним духом.

Итак, горе человеку, которому приходит соблазн к ереси и отступлению. Святитель Герман пишет: «Подай нам один дух и одну душу, дабы, соединившись союзом любви, мы могли с дерзновением насладиться предлежащей трапезы и были достойны причаститься Божественных Таин».

 

§ 61

МОЛИТВА
О ПРИНЕСЕННЫХ ДАРАХ

 

«О принесенных и освященных честных Дарех...» О принесенных Дарах Господа молим не для того, чтобы освятил их, – они уже освящены, как называются и здесь, в ектении; но для того, чтобы нам через них получить освящение.

 

 

§ 62

«ОТЧЕ НАШ»

 

С приближением времени святого Причащения нам необходимо просить не иного кого, а Самого Господа Бога, чтобы Он сподобил нас быть усыновленными чадами Его и глаголать молитву «Отче наш».

Святитель Симеон Солунский (в гл. 89, о храме) пишет: «Иерарх, помолившись о том, чтобы мы могли воспевать Бога едиными усты и единым сердцем, и призвав на нас милость Великого Бога нашего Иисуса Христа, приводит нас к сыноположению, молясь, чтобы мы, будучи по естеству плотскими, явились очищенными, чтобы быть сынами Его по благодати, и были бы достойны звать своим Отцом Небесного Отца. Это показывает соединение наше с Богом в будущей жизни, которое мы приобрели через Единородного Сына Его во Святом Духе».

 

«МИР ВСЕМ» ПОСЛЕ «ОТЧЕ НАШ»

 

«После сего иерарх испрашивает мир, благодарит и призывает Иисуса, чтобы Он и ему преподал Святые Дары и удостоил причаститься, и прочее».

 

§ 63

ГЛАВОПРИКЛОНЕНИЕ

 

«Главы ваша Господеви приклоните». Когда священник читает молитву, в которой просит, чтобы Бог уравнял нам все во благо, всякому по его потребности, – тогда мы, намереваясь принять такую благодать, должны наклонить главы свои со всеми помышлениями вниз и, таким образом смиряя себя, обратить сердце и ум ко Господу Богу.

 

§ 64

ОДИН СВЯТОЙ
АГНЕЦ ВОЗНОСИТСЯ

 

«Священник же, вознося святый Хлеб...» В Литургиях Иакова, Василия и Златоустого священник возносит одно только Тело Господне, а не прочие части, принесенные в память и честь всех святых. Вознесением или приподнятием одного священного Хлеба означается, что Христос Один есть Царь и Господь.

Святой Герман пишет: «Когда возвышается один Божественный Хлеб – этим означается, что Один есть Царь и Господь, и что это – Глава, по апостолу. Прочие же честные Дары суть члены Христовы, т. е. честного Тела Христа, Бога нашего. Ибо Он Один, в Котором нам является Божество и животворная страсть пожершегося за жизнь мира. Посему возносится Один Божественный Хлеб и как агнец приносится в жертву. Другие же священные Дары не прободаются копием крестовидно, но как член и части тела разделяются и закалаются».

Возношение делает священник, поднимая немного от дискоса Хлеб святой и через это показывая поднятие Христа на Крест для распятия.

Святитель Симеон Солунский (в гл. 98, о храме) поясняет: «Возвышением Хлеба означается возвышение Иисуса на Крест; а потому тут же находится и Чаша, заключающая в себе Кровь и воду, истекшие из святого ребра Его». И (в гл. 99) он же пишет: «Возвышение Живоносного Хлеба образует самое за нас распятие Иисуса и то, что Он Сам пришел к нам, дабы преподать Себя нам».

 

§ 65

ЧТО ЕСТЬ «СВЯТАЯ СВЯТЫМ»

 

«Святая святым». Апостол Павел сказал: Да искушает человек себе, и тако от Хлеба да яст и от Чаши да пиет (1 Кор. 11, 28). К такому искушению или испытанию себя здесь священник увещевает всякого словами «Святая святым».

Святитель Герман объясняет их так: «Иерей восклицает в слух всех: „Я – человек вам подобострастный и не знаю дел каждого из вас; смотрите сами и будьте святы, ибо Христос, Которого вы будете причащаться, есть Бог Святой и во святых почивающий“». И еще: «„Святая святым“ – т. е. Бог подает Святая непамятозлобивым и чистым сердцем. Святые, говорит он – т. е. очищенные от совести лукавой и имеющие правую веру во Святые Дары».

Святой Златоуст (в 68 беседе, на Послание к евреям) учит: «Если кто не свят, да не приступает; не просто сказал: чист от грехов, но свят. Святым кого-либо делает не освобождение только от грехов, но наитие Духа и богатство благих дел».

Святой Кирилл Иерусалимский (в поучении на Божественную Литургию) пишет: «Святая суть предлежащие Дары, приявшие наитие Святаго Духа; святы и вы, сподобившиеся Духа Святаго. Ибо Святая приличны святым».

И святитель Симеон Солунский (в гл. 99) говорит: «И диакон восклицает „Вонмем“ – дабы указать нам тайну; священник прибавляет: „Святая святым“ – показывая, что Распявшийся Свят, и что потому и причащающиеся Его должны быть святы».

 


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

   

Дорогие отцы, братья и сестры! Газета «Православный Крест» – одно из немногих изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Редакционная политика «ПК» – освещать актуальные темы серьезно и глубоко, говорить всю правду. Наше издание стремится помочь верующим и ищущим истину людям. Там, где секулярные СМИ восхищаются «новизной»  технологий и искусств, мы предупреждаем о связанных с ними рисках и, опираясь на слово Божие, стараемся подсказать, как избежать различных опасностей и соблазнов века сего. «Православный Крест» – некоммерческая газета, существующая на средства жертвователей. Если Вы хотите, чтобы наш общий проект, наше общее дело, наш рупор веры Христовой не только сохранился, но и развивался дальше, то просим Вас оказать редакции посильную финансовую поддержку. Любая – даже самая малая – лепта будет принята с огромной благодарностью и молитвой о благотворителях. Наши реквизиты: ИНН: 7717694098, к/c: 301018101 45250000479, наименование банка: КБ «РИАЛ-КРЕДИТ» (ООО) в Отделении № 3 Московского ГТУ Банка России, p/c: 40702810200000003926, БИК: 044525479.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник