ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

«Господь со мною!»

 


Мученик Евстафий
Литография 1882 года

 

В 541 году прибыл из персидской деревни Арбукети, принадлежавшей к городу Ганракили, в город Мцхет сын одного жреца (мага), по имени Бробандав, 30-ти лет от роду, и стал жить тут, пропитывая себя своими трудами.

В Мцхете жило в это время много христиан. Видя их благочестивую жизнь и искреннее служение Богу Христу, сын жреца полюбил веру этих людей и, узнав, в чем состоит учение христианское, уверовал во Христа всею душою, принял святое Крещение, при котором наречен был Евстафием, и стал жить чистою христианскою жизнью, вступив при этом в брак с женою-христианкою.

Обращение перса в христианскую веру ускользало в продолжение некоторого времени от внимания его соплеменников, но оно обнаружилось, когда он не явился на одно из их религиозных празднеств и на вопрос, почему он не принимает участия в исполнении требуемого их законом, отвечал прямо, что он – христианин и, просвещенный светлою истиною, не может принимать участия в празднике тьмы, соблюдаемом непросвещенными людьми.

Услышав это, бывшие приятели Евстафия донесли начальнику Мцхетской крепости, что в городе живет их бывший единоверец, который называет себя христианином и хулит народную веру и закон. Комендант велел привести к себе Евстафия.

Сначала смутился духом новообращенный и хотел даже скрыться, но, размыслив, сказал: «Вот, прежние друзья сделались моими врагами… Но неужели я убоюсь их? Пойду, явлюсь перед лицом властелина и исповедаю перед ним Христа, потому что знаю слова моего Бога, Который говорит в Евангелии: „Всякого, кто исповедует Меня перед людьми, исповедаю и Я перед Отцем Моим Небесным, а кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь от того и Я перед Отцем Моим Небесным“ (Мф. 10, 3233)». Затем, осенив себя знамением креста, сказал: «Господь со мною!» – и последовал за воином к коменданту.

На вопросы коменданта об его звании, происхождении и вере Евстафий отвечал: «Был я жителем села Арбукети, отец мой был маг и меня также готовил быть магом, но не по душе мне было это дело. Я не захотел быть магом; еще в селе моем я сознал, что вера Христианская превосходнее нашей, и вот теперь я узнал Христа и уверовал в Него, и хочу служить Ему Одному…»

Комендант постарался отвратить исповедника от его христианских убеждений, но, видя его твердость в новой вере, препроводил его в Тифлис, к сатрапу Карталинскому Арванд-Губнабу, который один во всей Грузии имел власть казнить или миловать.

Здесь, после нового допроса и после отказа Евстафия отречься от Христа, он был подвергнут истязаниям и брошен в цепях в темницу. После шестимесячного заключения он был, однако же, освобожден по просьбе грузинских вельмож к Арванд-Губнабу, чтобы правитель «отпустил Мцхетских граждан, заключенных в темницу за принятие ими Христианства», и вместе с другими возвратился домой.

Но через три года после того, когда в Грузии назначен был сатрап Бежан-Бузмил, человек жестокого нрава, Евстафий был снова вызван в Тифлис по настояниям прежних доносчиков. На этот раз уже не оставалось надежды на пощаду; спокойно и без страха, но зная, что теперь прощается он навсегда в этой жизни со своей дорогой семьей, Евстафий отправился в Тифлис, в свой последний путь.

По прибытии его в Тифлис снова был сделан ему допрос; ответив показаниями о своем звании и происхождении, Евстафий продолжал: «Переселившись в Грузию, я сказал себе самому: сличу я веру Христову с нашей верой, и которая из них окажется лучшею, ту и приму всею душою. Днем отец учил меня магованию, а ночью я тайком уходил в христианский храм и, входя внутрь, слушал службу христианскую. Молитва христиан и их пение казались мне пением ангельским, и с величайшим наслаждением слушал я службу их.

Раз в храме подошел ко мне архидиакон Самуил, знающий хорошо закон и Священное Писание, и спросил меня: „Отчего ты с таким усердием стремишься в храм?“ Я ему отвечал: „Господин, ты знаешь, кто я; не по душе мне моя отечественная вера, и я желаю, чтобы кто-нибудь объяснил мне и веру иудейскую, и веру Христианскую, и которая окажется святою, ту и возлюблю всем сердцем и приму ее“. <...> И когда узнал я подробно об истинной вере от архидиакона Самуила, то уверовал в Бога Безначального и Единородного Сына Его Иисуса Христа, и Святаго Его Духа, и крестился во имя Пресвятой Троицы, и теперь никто не может отвратить меня от Господа Иисуса Христа. До самой смерти пребуду верным Ему. А о вере предков моих не хочу и говорить; разве могу я, узнав Творца, поклоняться Его творению? Творению, созданному для пользы и для служения человеку самому…» <...>

Поняв из этих слов, что нет возможности отвратить от Христианства Евстафия, сатрап приказал заключить его в темницу и тайно отсечь ему голову, чтобы христиане не могли воздать почестей его телу, и затем, по отсечении, велел бросить его за городом на съедение птицам и зверям.

Когда воины приступили в темнице к исполнению приговора властелина, то Евстафий попросил их дать ему несколько времени для молитвы ко Господу. «Теперь я готов, – обратился к воинам мученик после молитвы, – исполните надо мною то, что вам велено».

Воины отсекли голову святому исповеднику и, вынеся тело его за город, оставили его в поле. Об этом узнали некоторые христиане, успели унести тело мученика и тайно перевезли его в Мцхет. Тамошние христиане довели об этом до сведения католикоса Самуила, который с великою честью предал земле тело мученика под престолом патриаршего Мцхетского собора, построенного в честь Двенадцати Апостолов, где Бог прославил его чудными исцелениями болезней, продолжающимися и доныне.

 

Избранные жития святых,
изложенные по руководству
Четьих-Миней архиепископа
Филарета Черниговского. М., 2011.

 

 

 

 

 

19 июля / 1 августа. Понедельник.

Преп. Макрины, сестры свт. Василия Великого (380). Преп. Дия (ок. 430). Обретение мощей преп. Серафима, Саровского чудотворца (1903). Собор Курских святых. Блгв. кн. Романа (Олеговича) Рязанского (1270). Преп. Паисия Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Блж. Стефана Высокого, Короля Сербского (1427), и матери его Милицы (1405).

 

20 июля / 2 августа. Вторник.

Пророка Илии (IX в. до Р. Х.). Сщмч. Константина (1918); сщмчч. Александра, Георгия, Иоанна, Сергия и Феодора пресвитеров, прмчч. Тихона, Георгия, Кирилла и мчч. Евфимия и Петра (1930); сщмч. Алексия пресвитера (1938); прмч. Феодора (1941). Преп. Аврамия Галичского, Чухломского (1375). Обретение мощей прмч. Афанасия Брестского (1649). Чухломской, или Галичской (1350), и Абалацкой («Знамение») (1637) и Оршанской (1631) икон  Божией Матери.

 

21 июля / 3 августа. Среда.

Пророка Иезекииля (VI в. до Р.Х.). Препп. Симеона, Христа ради юродивого, и Иоанна, спостника его (ок. 590). Сщмч. Петра пресвитера (1938). Обретение мощей св. Романа исп., пресвитера (1999). Препп. Онуфрия молчаливого и Онисима затворника, Печерских, в Ближних пещерах (XII–XIII).

 

22 июля / 4 августа. Четверг.

Мироносицы равноап. Марии Магдалины (I). Перенесение мощей сщмч. Фоки (403–404). Сщмч. Михаила пресвитера (1918); сщмч. Алексия пресвитера (1931). Преп. Корнилия Переяславского (1693).

 

23 июля / 5 августа. Пятница.

Почаевской иконы Божией Матери (1675). Мчч. Трофима, Феофила и с ними 13-ти мучеников (284–305). Сщмч. Михаила пресвитера и мч. Андрея (1938). Прав. воина Феодора Ушакова (прославление в 2001). Сщмч. Аполлинария, еп. Равеннийского (ок. 75). Иконы Божией Матери, именуемой «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) (1888).

 

24 июля / 6 августа. Суббота.

Мц. Христины (ок. 300). Мчч. блгвв. кнн. Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида (1015). Сщмч. Алфея диакона (1937); свв. Николая (1942) и Иоанна (1951) испп., пресвитеров. Преп. Поликарпа, архим. Печерского (1182). Обретение мощей преп. Далмата Исетского (1994).

 

25 июля / 7 августа. Неделя 7-я по Пятидесятнице.

Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы. Свв. жен Олимпиады диаконисы (409) и Евпраксии, девы Тавеннской (413). Преп. Макария Желтоводского, Унженского (1444). Собор Смоленских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 28 июля). Сщмч. Николая пресвитера (1918). Сщмч. Александра пресвитера (1927); св. Ираиды исп. (1967). Память V Вселенского Собора (553).

 

26 июля / 8 августа. Понедельник.

Сщмчч. Ермолая, Ермиппа и Ермократа, иереев Никомидийских (ок. 305). Сщмч. Сергия пресвитера (1937). Преп. Моисея Угрина, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1043). Прмц. Параскевы (138–161).

 

27 июля / 9 августа. Вторник.

Вмч. и целителя Пантелеимона (305). Преп. Германа Аляскинского (1837). Сщмчч. Амвросия, еп. Сарапульского, Платона и Пантелеимона пресвитеров (1918); сщмч. Иоанна пресвитера (1941). Блж. Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского (1392). Свт. Иоасафа, митр. Московского и всея Руси (1555). Преп. Анфисы исп., игумении, и 90 сестер ее (VIII). Равноапп. Климента Охридского, еп. Великой Македонии (916), Наума, Саввы, Горазда и Ангеляра (Болг.), учеников свв. Кирилла и Мефодия (X в.).

 

28 июля / 10 августа. Среда.

Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (Путеводительница) (принесена из Царьграда в 1046 г.). Aпп. от 70-ти Прохора, Никанора, Тимона и Пармена диаконов (I). Свт. Питирима, еп. Тамбовского (1698). Собор Тамбовских святых. Сщмч. Николая диакона (1918); прмч. Василия, прмцц. Анастасии и Елены, мчч. Арефы, Иоанна, Иоанна, Иоанна и мц. Мавры (1937). Преп. Моисея, чудотворца Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мчч. Иулиана (II), Евстафия (ок. 316) и Акакия (ок. 321). Преп. Павла Ксиропотамского (820). Гребневской (1380), Костромской (1672) и «Умиление» Серафимо-Дивеевской (1885) икон Божией Матери. Чтимые списки со Смоленской иконы Божией Матери: Устюженская (1290), Выдропусская (XV), Воронинская (1524), Христофоровская (XVI), Супрасльская (XVI), Югская (1615), Игрицкая (1624), Шуйская (1654–1655), Седмиезерная (XVII), Сергиевская (в Троице-Сергиевой лавре) (1730).

 

29 июля / 11 августа. Четверг.

Мч. Каллиника (III–IV). Прмчч. Серафима и Феогноста (1921); прмч. Анатолия (1930–1935); сщмч. Алексия пресвитера, прмч. Пахомия (1938). Препп. Константина и Космы Косинских, Старорусских (XIII). Мц. Серафимы девы (117–138). Мц. Феодотии и трех чад ее (304). Прмч. Михаила (IX). Мч. Евстафия Мцхетского (589) (Груз.).

 

30 июля / 12 августа. Пятница.

Aпп. от 70ти Силы, Силуана, Крискента, Епенета и Андроника (I). Мч. Иоанна Воина (IV). Преп. Анатолия II, старца Оптинского, Младшего (1922). Сщмч. Иоанна диакона (1918). Обретение мощей преп. Германа Соловецкого (1484). Мчч. Полихрония, еп. Вавилонского, Пармения, Елимы и Хрисотеля пресвитеров, Луки и Муко диаконов, Авдона и Сенниса, князей Персидских, и мчч. Олимпия и Максима (ок. 251). Сщмч. Валентина (Уалентина) епископа, трех учеников его мчч. Прокула, Ефива и Аполлония и прав. Авундия (ок. 273). Собор Самарских святых.

 

31 июля / 13 августа. Суббота.

Предпразднство Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Прав. Евдокима Каппадокиянина (IX). Сщмчч. Вениамина, митр. Петроградского, и с ним архим. Сергия и мчч. Юрия и Иоанна (1922). Мч. Максима (1928); сщмч. Владимира пресвитера, (1937); сщмч. Иоанна пресвитера, св. Константина исп., пресвитера, мц. Анны и св. Елисаветы исп. (после 1937); свт. Василия исп., еп. Кинешемского (1945). Мц. Иулитты (304–305). Прмч. Дионисия Ватопедского (1822).
Заговенье на Успенский пост.

 

1/14 августа. Неделя 8-я по Пятидесятнице.

Происхождение (Изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164). Семи мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара (166 г. до Р.Х.). Сщмч. Димитрия пресвитера (1937). Обретение мощей преп. Софии Суздальской (1995). Мчч. в Пергии Памфилийской: Леонтия, Аттия, Александра, Киндея, Минсифея, Кириака, Минеона, Катуна и Евклея (III).

Начало Успенского поста.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник