ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
НОВОМУЧЕНИКИ «КРОВЬМИ ИСТИНУ СОБЛЮДШИЯ...» СТРАНИЦА 12
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Кроткий «дедушка»

25 августа / 7 сентября – память священномученика
Владимира Мощанского

 

 

 

Священномученик Владимир родился 15 июня 1866 года в селе Заборовье Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. Отец его, протоиерей Димитрий Константинович Мощанский, поначалу служил в этом селе, а в последние годы жизни – в Ильинской церкви на Пятницком кладбище Вышнего Волочка. Мать, Анна, была дочерью священника из Стариц. Рано оставшись вдовой, эта набожная женщина заботилась о пропитании всех бедных и нищих в городе. Количество ею облагодетельствованных стало явным в день ее похорон – проводить Анну в последний путь собралось небывалое множество любившего ее и благодарного ей народа.

Владимир Дмитриевич окончил Тверскую духовную семинарию, женился на дочери священника Иоанна Дмитриевского, Евдокии, и вскоре был рукоположен в диакона ко храму в селе Рогачеве Ржевского уезда. У отца Владимира и матушки Евдокии родились дочь Ольга и три сына – Владимир, Александр и Николай. При четвертых родах супруга скончалась, оставив батюшку с маленькими детьми, воспитывать которых взялась помогать ее незамужняя сестра – Александра Ивановна.

Потом отца Владимира назначили в Успенский храм в Спасском селе Кашинского уезда, где он служил уже в сане иерея, а через некоторое – протоиерея. В Спасском священник оставался до самого начала гонений от безбожных властей.

Прихожане любили отца Владимира за отзывчивость к их нуждам, кротость и милосердие. Несмотря на скудость средств, он всегда благотворил нуждавшимся, отдавая иногда и последнее. Когда батюшка подходил к церкви, нищие окружали его, и он всех оделял деньгами, так что Александра Ивановна порой замечала ему: «Отец, у нас уже и у самих почти нет ничего, а ты все раздаешь». Забегая вперед, скажем, что позже, в Вышнем Волочке священномученик жил по соседству с фабричными рабочими. И бывало, они получат зарплату и в три дня ее прогуляют, а у них у всех семьи – и идут занимать деньги к отцу Владимиру. Александра Ивановна скажет: «Отец, они же тебе не отдадут». Но священник, зная это, помогал все равно – его доброе сердце никому не могло отказать.

Жизнь батюшка проводил молитвенную и постническую. По утрам, если в тот день не совершалось церковных служб, подолгу молился, а в свободное время читал Священное Писание. В посты старался воздерживаться в пище сугубо. Последние годы жизни отец Владимир тяжело болел, и ему прописали лекарство, которое нужно было принимать с молоком, однако он предпочитал не употреблять его в среды и пятницы, чтобы не нарушать Устав.

В 1924 году власти закрыли храм в Спасском и конфисковали церковный дом, в котором жила семья священника. Во время последнего богослужения церковь была полна молящихся, все стояли на коленях, многие плакали. До ближайшего города – Кашина – своего пастыря провожал весь приход – шли 30 километров пешком. Оттуда отец Владимир переехал в Вышний Волочек и поселился в доме своего почившего отца.

Гонения за веру все усиливались, и дети батюшки, опасаясь преследований, стали просить его хотя бы временно перестать служить. Но он не согласился. Отец Владимир совершал богослужения в Зимнем соборе и открыто ходил по улицам в рясе. Это был тот последний короткий период времени, когда службы шли еще во всех храмах города. По вторникам читался акафист в Казанском соборе, в среду – акафист великомученику и целителю Пантелеимону в Троицкой церкви, в четверг – акафист святителю Николаю чудотворцу в Никольской. Батюшка не пропускал ни одного из этих богослужений, стараясь каждый день бывать на соборной молитве. Между тем его возраст приближался уже к 70-ти годам, подступили болезни, и вот в будние дни он с некоторых пор уже вынужден стал молиться дома. Тогда он выходил с внучкой Ольгой на улицу и, остановившись у крыльца, с благоговением и теплотой в голосе определял на слух: «Это звонят в Казанском соборе к обедне, а это – в Троицкой церкви, а это – у Николая чудотворца, а это – Ермаковская церковь, а это – Зимний собор».

Внучка, которую воспитывал батюшка, перебралась к нему после смерти матери, в восемь лет. Отец Владимир сам обучал ее по дореволюционным, книгам но прежде всего учил молиться. Когда затем в школе преподаватели взялись проверять ее знания, то как имеющую полное начальное образование зачислили сразу в пятый класс.

Если и в праздники состояние здоровья священника не позволяло ему служить, он приходил в храм молиться, крестил младенцев, отпевал покойников, совершал панихиды на Пятницком кладбище, где за алтарем церкви находилось семейное захоронение Мощанских. Пятницкое кладбище отец Владимир посещал также во все родительские субботы, чаще всего вместе с родственниками. Бывало, что вся семья собиралась у родовых могил и подолгу ждала батюшку, потому что тот прежде шел совсем в другое место, туда, где захоронений еще не было, и служил панихиду, молился. Тогда еще домашние не могли уразуметь «странности» такого поведения будущего священномученика. Иногда даже Александра Ивановна укоризненно сетовала: «Ну, что ты, отец, так долго, мы все тебя заждались». Батюшка на это ничего не отвечал, но в следующий раз опять заходил туда же...

Пришло время безпощадных репрессий 1937 года. Перед праздником Сретения, 13 февраля 1938 года, около дома священника остановилась машина и оттуда вышли трое сотрудников НКВД. Предъявив документ на обыск и арест, они переворошили письменный стол и все вещи, забрали ценности; увезли и самого батюшку. В тюрьме врач обследовал 72-летнего пастыря и выписал справку: склероз сердца, старческая дряхлость; годен к физическому труду третьей категории.

Следователь допросил «дежурных свидетелей». Почти всегда по делам православного духовенства таковыми становились обновленцы, выполнявшие роль «судебных убийц». 19 марта сотрудник НКВД устроил допрос отцу Владимиру. Виновным священник себя не признал, и 27 апреля было подготовлено обвинительное заключение и принято решение передать дело в суд для заслушивания его на закрытом заседании. 27 июня 1938 года к 10 часам утра батюшку доставили в здание нарсуда для слушания дела. Даже у бывалых судей вид немощного старца, которого предполагалось приговорить к семи годам заключения в исправительно-трудовой лагерь с последующим поражением в правах, вызвал недоумение. Председатель суда зачитал обвинительное заключение и спросил, все ли отцу Владимиру в нем ясно. Он ответил:

– В чем меня обвиняют – это мне понятно… Виновным себя в антисоветской агитации не признаю.

После этого вызвали свидетелей, дававших показания на предварительном следствии. Один из них привел высказывание священника, что «раньше жилось лучше, все было, свобода слова, а теперь ходи между могилками да оглядывайся, а то арестуют...» Другой свидетель показал: «Осенью 1937 года в разговоре с Мощанским о новой конституции он мне сказал: „Что Вы ко мне так относитесь враждебно, разве религия это позор?“» 23 декабря 1937 года, как записал секретарь суда, стенографировавший ход заседания, свидетель утверждал, будто «священник <...> говорил, что Бог есть и что, когда академик Павлов умирал, он говорил, чтобы в Ленинграде не закрывали ни одной церкви, так как Павлов сам верил в Бога». Последним давал показания иерей-обновленец; он сказал, что Мощанский настроен антисоветски, нападал на него и его единомышленников, называя их антихристами и предателями веры.

Отец Владимир, выслушав все выдвинутые против него обвинения, возразил, что если когда что и говорил, то не с целью агитации. Конечно, его слова не приняли в расчет, и судья огласил давно готовый приговор: семь лет заключения с последующим поражением в избирательных правах на три года.

На время, пока суд рассматривал жалобу священномученика на несправедливый приговор, его самого вернули в Вышневолоцкую тюрьму. Все камеры там были переполнены настолько, что заключенным не то чтобы лежать, но даже спать ночью приходилось стоя. Когда надзиратель открывал дверь, люди непроизвольно вываливались в коридор. Несмотря на суровые условия, отец Владимир строго постился и почти все посылки, которые передавала ему Александра Ивановна, раздавал соузникам. Состояние его здоровья с каждым днем ухудшалось, а тюремная администрация никаких мер не принимала. Кроткий нрав батюшки поражал его сокамерников, так что, видя его страдания, они в конце-концов взбунтовались и стали стучать в железную дверь с криками: «За что вы мучаете старого священника? В чем он виноват? Мы тоже верим в Бога…»

16 августа 1938 года Специальная Коллегия Верховного суда, рассмотрев дело, постановила, что приговор подлежит отмене «на том основании, что такой важный документ, как протокол судебного заседания, председательствующим не подписан», показания одного из свидетелей записаны путано; указано, что не Мощанский вел антисоветские разговоры, а этот свидетель.

Несмотря на это, администрация тюрьмы не улучшила условий содержания батюшки, оставив его в общей камере. Не вынеся тягот заключения, 7 сентября 1938 года протоиерей Владимир Мощанский скончался. Заключенные сами сделали гроб, одели священномученика в чистое белье, которое он хранил в тюрьме на случай смерти. Гроб поставили на телегу и отвезли на Пятницкое кладбище мимо его дома.

Александра Ивановна не знала, что отец Владимир почил, и еще несколько дней передавала ему посылки. Но после смерти образ батюшки стал являться начальнику хозяйственной части тюрьмы. Куда бы тот ни шел, что бы ни делал, перед его взором стоял старый священник. Видения не оставляли его и ночью, так что тюремный завхоз совсем потерял покой. И вот на заре девятого дня с момента кончины священномученика, едва рассеялись сумерки, этот человек пошел по улице в сторону кладбища. Он не знал адреса, но непроизвольно, по внушению Божию, остановился перед домом пастыря и постучал в окно. Александра Ивановна открыла форточку и спросила, что ему нужно. «Выйдите, оденьтесь, Ваш дедушка умер, я покажу Вам могилку». Впоследствии на месте погребения священномученика – именно там, где он необъяснимо для родных служил панихиды – был установлен крест и погребены его сын Владимир и дочь Ольга.

 

Подготовила Ксения МИРОНОВА

 

По книге игумена Дамаскина (ОРЛОВСКОГО)
«Мученики,
исповедники и подвижники благочестия
Русской Православной Церкви ХХ столетия.
Жизнеописания
и материалы к ним. Книга 3».
Тверь, 2001. С. 151–163.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник