ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 


Святой престол

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ:
О ХИРОТОНИЯХ, ОСНОВАНИЯХ
ХРАМОВ И ОСВЯЩЕНИИ
ХРАМОВ И АНТИМИНСОВ

 

ГЛАВА III:

ЧИН ХИРОТОНИИ ДИАКОНА

 

 

§ 3

ДИАКОН ОБХОДИТ
ТРИЖДЫ СВЯТОЙ ПРЕСТОЛ
И ЦЕЛУЕТ ЕГО УГЛЫ

 

«...И обходят святую трапезу». По древнему обыкновению Святой Церкви священноначальники, намереваясь возносить молитвы о людях и кадить фимиамом святую трапезу, т. е. святой престол, по словам пророка Давида (см.: Пс. 25, 6), обходят жертвенник и, обходя жертвенник, по другому выражению того же пророка (см.: Там же. 26, 6), приносят в селении Его жертву хваления и воскликновения. Посему некто, побужденный движением духа к исполнению сего обряда, в восторге своей ревности к сему благочестивому обычаю, сказал: «Вниду первее во храм Божий, обыду жертвенник Божий, слезами омочу честнейшее подножие и не прежде изыду, как святые двери и святую оную трапезу облобызаю».

Но для чего посвящаемый диакон исполняет ныне этот обряд, в изъяснение сего могут быть представлены различные причины. Если троекратное обхождение вокруг престола, производимое новопоставляемым диаконом под предводительством другого диакона, не может не иметь таинственного значения, то не для того ли диакон совершает обряд сей, чтобы представить свидетельство безпрекословной своей готовности к служению? Не для того ли, чтобы показать перед Церковью готовность своего духа смотреть на все временное как на тленное и скоропреходящее и пребывать во едином Боге? Не для того ли, чтобы явить усердие своего сердца, стремящегося к достижению совершенства, или выразить обет внимания к себе самому, к неоднократному испытанию своей совести перед Богом во всяком потребном случае? Утверждать все это мы не осмеливаемся, не имея свидетельств церковных писателей. Есть готовое объяснение сего обряда, кроме показанных значений; изъяснение, в котором усматриваем, что посвящаемый поклоняется святому престолу и, обходя, целует углы его для того, чтобы доказать, что он благоговейно чтит святость алтаря и престола, исповедует глубокое свое смирение и всегдашнюю готовность быть служителем дел священных и ожидает обращения на себя от престола Божия всей святости, приобретаемой усердным исполнением священных обязанностей; он обходит, дабы священнодействовать в селении Господнем, окружает престол, дабы слышать глас хвалы и войти в жертвенник Бога, обновляющего юность его.

Этот обряд совершается как по всем вышеприведенным причинам, так и по другим, которые кратко изъясняет святитель Симеон Солунский (в гл. 169): «Новопоставляемый, поддерживаемый диаконами и сопровождаемый ликом других служителей, возгласно поющих песни: „Святии мученицы“ и „слава Тебе, Христе Боже“, трижды обходит жертвенник, трижды покланяется у трапезы (по одному разу при каждом обходе) как бы Самому Христу, сидящему на престоле Божием и предлежащему на нем во Святых Тайнах. Окружает престол трижды в честь Святой Троицы. Его придерживают диаконы, потому что он возводится в их чин. Песнь, прославляющая подвиги мучеников, поется потому, что и приводимый страдальческими подвигами стяжал благочестие, соблюл веру, сохранил чистоту, за что и венчается саном. Посему-то Святая Церковь призывает мучеников в союз со своим ликом и их молитвенным ходатайством испрашивает обильного излияния на нас милости Божией. Светло и праведно славословит она при сем случае и Христа как верховного Начальника священнослужения, как радование апостолов и мучеников, потому что Он – Началовождь и Виновник победы и венцов; Он умер за нас и превознесен, дабы победить врагов нашего спасения; также прилично исповедуется здесь и единосущие Святой Троицы. Если и всякое священнодействие, то тем паче посвящение мужа в сан священнослужителя горних Таин действительно составляет истинное веселие и радость ликов, празднующих на Небе».

 

§ 4

ЦЕЛУЕТ РУКУ
И КОЛЕНО АРХИЕРЕЯ

 

«Целует и архиерейскую руку и колено». Посвящаемый диакон, целуя архиерейскую руку и колено, т. е. священную одежду на колене, доказывает этим, что он смиренно чтит достоинство архиерея и исповедует, что вся власть, которую приемлет он от Самого Бога, нисходит на него через посредство архиерея.

 

§ 5

ПРИКЛОНЯЕТ КОЛЕНО

 

«И приклонив едино колено десное». В изъяснение обряда поставления чтеца и певца (см. гл. 1, § 1) показано, что есть три степени священноначальников, т. е. степень диакона, священника и епископа; епископ имеет благодатную силу преподавать, совершать и очищать, священник – совершать и очищать, а диакон – только очищать или служить. Посему, тогда как посвящаемые в две первые степени для получения многообразных и высших благодатных даров приклоняют оба колена, диаконы, приемлющие низший и единственный дар, при поставлении на служение Богу и престолу, приклоняют только одно колено десное.

Святой Дионисий говорит: «Диакон, приклонив одно колено перед Божественным престолом, имеет на главе своей десницу посвящающего его священноначальника». Причину сего обряда присоединяет толкователь Дионисия, Пахимер: «Диакон, как имеющий одну очистительную силу, приклоняет и одно колено». Такую же причину приводит святитель Симеон Солунский (в гл. 169), поясняя ее несколько обстоятельнее: «Диакон приклоняет одно колено, показывая вместе и покорность и освящение: потому что он приводится принять один только дар священного служения, т. е. дар служить при Таинствах, призывать и приглашать к ним: ибо он только приводит, возвещает о совершении Таинств и приглашает к ним прийти, но не совершает; он говорит: „Благослови“, но не благословляет; напоминает: „Господу помолимся“, но не молится; говорит: „Премудрость“ и „Вонмем“, но не подает совершенства. Посему, как лицо служащее, а не совершающее, он приклоняет и колено только одно. Потому что поставляется служителем одного Божественного служения».

 


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

ОПРОС ||
Посещение Господне

    


     1. Известно ли Вам, что болезни и скорби – это знаки любви и спасительного промышления Божия о человеке?
     да – 96%; нет – 4%

 

     2. Знаете ли Вы, что, по учению Церкви, болезнь есть послушание от Господа и ее безропотное терпение заменяет телесные подвиги?
     да – 86%; нет – 14%

 

     3. Знаете ли Вы, что, согласно Святым Отцам, уход за больными может помочь в борьбе с гордыней и плотскими страстями?
     да – 77%; нет – 23%

 

     4. Согласны ли Вы, что ключ к радости, миру, удовлетворению – не в земном благополучии и прекращении скорбей, а в покорном благодарении Бога?
     да – 100%

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник