ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Кроткий Предстоятель

 

 

Византийский Император Роман, имея младшего сына Феофилакта, которого он обещал, как только тот родился, посвятить в духовный сан, по случаю смерти тогдашнего Патриарха Стефана восхотел сделать его Патриархом Константинопольским. Но т. к. Феофилакт был еще тогда молодым юношей, имевшим от роду всего только шестнадцать лет, и по церковным правилам не мог принять на себя такой сан, то на время был избран местоблюстителем и правителем патриаршего престола монах Трифон, который должен был патриаршествовать до тех только пор, пока сын Царя, Феофилакт, не достигнет возраста, дававшего ему право на замещение святительского престола.

Быстро возводимый по иерархическим степеням, монах Трифон был посвящен во епископа и принял патриаршее управление, будучи человеком поистине достойным такового сана, т. к. проводил непорочную жизнь. Патриаршествуя немногим более трех лет, он при следующих обстоятельствах был отрешен от сего управления.

Когда Феофилакту исполнилось только еще двадцать лет, Император Роман стал добиваться, чтобы Трифон уступил патриарший престол его сыну. Но блаженный Трифон не считал возможным уступить молодому и неопытному юноше таковой высокий сан, которого мог быть удостоен только муж совершеннейший и летами, и разумом, хорошо знающий Божественное Писание и вообще способный как должно управлять кормилом Церкви.

Тогда Император Роман весьма опечалился, не зная, как поступить, т. к. он не имел ни одного обвинения на Трифона, по которому можно было бы устранить его с патриаршего престола – святитель был человеком святой, безукоризненной жизни. Тогда друг Императора, Кесарийский епископ Феофан, известный своим коварством, сказал правителю:

– Царь, поручи мне это дело, и я отлично устрою его согласно твоему желанию.

Царь весьма обрадовался предложению Феофана и стал просить его поскорее окончить дело, за какое он взялся.

Отправившись к святому Трифону, Феофан вступил с ним в беседу, лицемерно притворяясь преданным ему человеком. Он говорил следующее:

– Владыко, Император замышляет против тебя великие козни: он со своими единомышленниками ищет повода и предлога, чтобы низложить тебя с престола патриаршего. Впрочем, несмотря на все свои хлопоты, они едва ли достигнут чего-либо, т. к. выставляют против тебя такое обвинение, в котором ты неповинен. Так, они говорят, что ты будто бы человек неграмотный и совершенно не умеешь писать; и посему они считают тебя недостойным патриаршества. Ввиду этого позаботься заблаговременно посрамить их и заградить их уста, дабы они умолкли. Если ты хочешь меня послушать, то поступи так. В присутствии всего собора напиши на чистой бумаге твое имя и патриарший титул и отошли написанное Императору, дабы были посрамлены клеветники твои, говорящие, что будто бы ты не умеешь писать.

Блаженный Трифон, будучи незлобив, не понял коварства Феофанова и полагал, что совет его хорош, почему и исполнил его. Когда началось заседание собора, Патриарх обратился ко всем со следующею речью:

– Служители алтаря Божия! Напрасно отыскивают против меня обвинения те, кои желают свергнуть меня с престола. Я уповаю на Бога моего, что они ничего не найдут против меня такого, за что меня можно было бы лишить вверенного мне Богом престола, если даже и усиленно будут добиваться этого. Между прочим они выставили против меня то ложное обвинение, что будто бы я неграмотен и совершенно не умею писать. Вот, я в присутствии всех вас пишу эти строки, дабы клеветники мои постыдились и перестали на меня лгать.

Сказавши это, святитель взял чистую бумагу и на глазах у всех написал на ней следующее:

– Трифон, милостью Божиею архиепископ Константинополя, Нового Рима, Вселенский Патриарх.

Полученная бумага была передана Императору. Император, по совету вышеупомянутого Феофана, епископа Кессарийского, приказал на ней другой рукой приписать следующие слова:

– Я уступаю патриаршее место не по другой какой-либо причине, а единственно лишь потому, что считаю себя недостойным сего сана.

Приписав эти слова, Император повелел прочитать сию бумагу в присутствии князей, бояр и всех должностных лиц. Затем при помощи своих единомышленников он насильственно вывел Святейшего Патриарха Трифона из патриаршего дворца и приказал назначить на патриарший престол своего сына Феофилакта. Вследствие этого в Церкви начались большие смуты и нестроения, потому что многие из служителей Церкви продолжали считать Патриархом Трифона, а не Феофилакта.

Между тем блаженный Трифон, терпеливо перенесши такое поругание над собой, удалился в тот монастырь, где он пребывал до назначения на патриарший престол, и, проживши здесь два года и пять месяцев, преставился ко Господу. Его честное тело было перенесено в Великую престольную церковь, где и было положено при гробнице патриархов.

 

По «Житиям святых, на русском языке
изложенным по руководству
Четьих-Миней

святителя Димитрия Ростовского» (М., 1913)

 

 

 

 

18 апреля / 1 мая. Понедельник.

Преп. Иоанна, ученика преп. Григория Декаполита (820–850). Мчч. Виктора, Зотика, Зинона, Акиндина и Севериана (303). Свт. Космы исп., еп. Халкидонского, и преп. Авксентия (815–820). Мч. Иоанна Нового из Янины (1526). Сщмч. Виссариона Селинина пресвитера (1918); прмц. Тамары Сатси (1942). Максимовской иконы Божией Матери (1299).

 

19 апреля / 2 мая. Вторник.

Преп. Иоанна Ветхопещерника (VIII).  Блж. Матроны Московской (1952). Мчч. Феоны, Христофора и Антонина (303). Сщмч. Пафнутия, еп. Иерусалимского. Свт. Георгия исп., еп. Антиохии Писидийской (813–820). Свт. Трифона, Патриарха Константинопольского (933). Преп. Никифора игумена. Свт. Виктора исп., еп. Глазовского (1934).

 

20 апреля / 3 мая. Среда.

Преп. Феодора Трихины. Преп. Александра Ошевенского (1479). Мч. младенца Гавриила Белостокского (1690). Свтт. Григория (593) и Анастасия Синаита (599), Патриархов Антиохийских. Преп. Анастасия, игумена Синайской горы (685). Свт. Николая Велимировича, еп. Охридского и Жичского (1956) (Серб.). Свт. Феодосия исп., еп. Коломенского (1937). Кипрской иконы Божией Матери (392).

 

21 апреля / 4 мая. Четверг.

Сщмч. Ианнуария еп. и с ним мчч. Прокула, Соссия и Фавста диаконов, Дисидерия чтеца, Евтихия и Акутиона (ок. 305). Мч. Феодора, иже в Пергии, матери его Филиппии, Диоскора, Сократа и Дионисия (II). Обретение мощей преп. Феодора Санаксарского (1999). Прав. Алексия Бортсурманского (1848). Мчч. Исакия, Аполлоса и Кодрата (303). Свт. Максимиана, Патриарха Константинопольского (434). Сщмч. Иоанна Пригоровского пресвитера (1918); св. Николая Писаревского исп., пресвитера (1933); сщмч. Алексия Протопопова пресвитера (1938).

 

22 апреля / 5 мая. Пятница.

Преп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского (613). Перенесение мощей блгв. кн. Всеволода, во святом Крещении Гавриила, Псковского (1834). Aпп. Нафанаила, Луки и Климента (I). Преп. Виталия (609–620). Сщмч. Платона, еп. Банялукского (1941) (Серб.). Сщмч. Евстафия Малаховского пресвитера (1918); мч. Димитрия Власенкова (1942).

 

23 апреля / 6 мая. Суббота.

Вмч. Георгия Победоносца (303). Иверской иконы Божией Матери (второе обретение списка иконы). Мц. Царицы Александры (303). Мчч. Анатолия и Протолеона (303). Преп. Софии (1974). Сщмч. Иоанна Ансерова пресвитера (1940).

 

24 апреля / 7 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.

Мч. Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов (272). Преп. Саввы Печерского, в Ближних пещерах (XIII). Преп. Алексия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (XIII). Мчч. Пасикрата и Валентина (228). Мчч. Евсевия, Неона, Леонтия, Лонгина и иных (303). Преп. Фомы юродивого (546–560). Преп. Елисаветы чудотворицы (V). Сщмч. Бранко пресвитера (1941) (Серб.).  Перенесение мощей мч. Авраамия Болгарского (1230) (переходящее празднование в Неделю 4-ю по Пасхе). Прав. Тавифы (I) (переходящее празднование в Неделю 4-ю по Пасхе). Мч. Сергия Архангельского (1938). Молченской иконы Божией Матери (1405).

 

25 апреля / 8 мая. Понедельник.

Апостола и евангелиста Марка (63).  Преп. Сильвестра Обнорского (1379). Преп. Василия Поляномерульского (1767) (Румын.). Сщмч. Сергия Рохлецова пресвитера (1938). Цареградской иконы Божией Матери (1071).

 

26 апреля / 9 мая. Вторник.

Сщмч. Василия, еп. Амасийского (ок. 322). Свт. Стефана, еп. Великопермского (1396). Прав. Глафиры девы (322). Преп. Иоанникия Девиченского (XIII) (Серб.). Сщмч. Иоанна Панкова пресвитера и сыновей его мчч. Николая и Петра (1918). Поминовение усопших воинов, на поле брани за веру, народ и Отечество живот свой положивших в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.).

 

27 апреля / 10 мая. Среда.

Преполовение Пятидесятницы. Ап. и сщмч. Симеона, сродника Господня (107). Преп. Стефана, игумена Печерского, еп. Владимиро-Волынского (1094). Прав. Евлогия странноприимца (IV). Сщмчч. Павла Светозарова и Иоанна Рождественского пресвитеров, мчч. Петра Языкова, Николая Малкова, Авксентия Калашникова, Сергия Мефодиева и мц. Анастасии (1922); прмц. Марии Носовой (1938); сщмч. Иоанна Спасского пресвитера (1941). Моздокской и Дубенской-Красногорской (XVII) икон Божией Матери (переходящие празднования в Преполовение Пятидесятницы).

 

28 апреля / 11 мая. Четверг.

Aпп. от 70-ти Иасона и Сосипатра, Керкиры девы и иных, с ними пострадавших (I). Мчч. Дады, Максима и Квинтилиана (286). Свт. Кирилла, еп. Туровского (1183). Мчч. Саторния, Иакисхола, Фавстиана, Ианнуария, Марсалия, Евфрасия, Маммия, Мурина, Зинона, Евсевия, Неона и Виталия (ок. 63). Мц. Анны Шашкиной (1940).

 

29 апреля / 12 мая. Пятница.

Девяти мучеников Кизических: Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавмасия и Филимона (286–299). Преп. Мемнона чудотворца. Преп. Нектария Оптинского (1928). Преп. Амфилохия Почаевского (1970). Мчч. Диодора и Родопиана диакона (284–305). Свт. Василия Острожского (1671) (Серб.). 300 мучеников, в горах Дудиквати и Папати (Турция) пострадавших (XVII–XVIII) (Груз.).

 

30 апреля / 13 мая. Суббота.

Ап. Иакова Зеведеева (44). Обретение мощей свт. Никиты, еп. Новгородского (1558). Свт. Игнатия (Брянчанинова), еп. Кавказского (1867). Свт. Доната, еп. Еврии (ок. 387). Обретение мощей сщмч. Василия, еп. Амасийского (IV). Мч. Максима. Собор новомучеников, в Бутове пострадавших (переходящее празднование в 4-ю субботу по Пасхе).

 

1/14 мая. Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне.

Прор. Иеремии (VI в. до P.X.). Преп. Пафнутия Боровского (1477). Сщмч. Макария, митр. Киевского (1497). Преп. Герасима Болдинского (1554). Прмч. Ваты Персянина (IV). Блгв. Тамары, Царицы Грузинской (1213). Прмчч. Афонских Евфимия (1814), Игнатия (1814) и Акакия (1816). Мц. Нины Кузнецовой (1938). Царевококшайской, или Мироносицкой (1647), Андрониковской и именуемой «Нечаянная Радость» икон Божией Матери.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник