АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ | НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ | СТРАНИЦА 9 |
Святое Евангелие на престоле
Продолжение. Начало см. в № 10 (82)
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ:
О ХИРОТОНИЯХ, ОСНОВАНИЯХ
ХРАМОВ И ОСВЯЩЕНИИ
ХРАМОВ И АНТИМИНСОВ
ГЛАВА VIII:
ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ
АНТИМИНСА И ХРАМА,
СОВЕРШАЕМЫЙ АРХИЕРЕЕМ
§ 22
МОЩИ ПОЛАГАЮТСЯ
ПОД СВЯТЫМ ПРЕСТОЛОМ
«Закрывает ящичек и полагает под престолом». В Апокалипсисе сказано: Видех под олтарем души избиенных за слово Божие (Откр. 6, 9) и проч., и в другом месте: И двадесять и четыри старцы, пред Богом седящии на престолех своих, падоша на лица своя и поклонишася Богу, глаголюще: хвалим Тя, Господи Боже Вседержителю… (Там же. 11, 16–17).
Когда тела мучеников, т. е. мощи их, по словам Апокалипсиса, избрали в церквах для себя место под престолами, – неизвестно; известно только то, что, по преданию ли апостольскому или по благочестивому обычаю христиан, сперва начали совершать священнодействие на гробницах мученических, и те же гробницы обращали в жертвенники или престолы Христовы; потом уже ввели в обыкновение и самые жертвенники или престолы освящать с положением святых мощей под ними.
Святитель Симеон Солунский (в гл. 126) говорит: «Внизу под трапезою полагаются святые мощи, – точнее, внутри престола, среди двух столпов, стоящих к востоку: потому что они суть столпы веры, утверждающие Церковь исповеданием и пролитием своей крови, подражавшие и ревновавшие Христу, невечернему Востоку».
§ 23
МОЩИ ПОЛАГАЮТСЯ
В АНТИМИНСАХ
«Также архиерей и в антиминс влагает приуготовленныя частицы». Церковь имеет обыкновение полагать мощи мучеников не только под престолами, но и в антиминсах. Обыкновение это, дошедшее до нас по преданиям Церкви, как письменным, так и неписанным, сохраняется у нас так твердо, что седьмое правило Седьмого Вселенского Собора подвергает извержению тех, кои преступают этот обычай, и сверх того самые престолы и жертвенники, в которых не лежат мощи святых мучеников, повелевает: «Да раскопаются».
§ 24
В ЦЕРКВИ НОВООСВЯЩЕННОЙ
СЛУЖАТ,
И АНТИМИНСЫ ЛЕЖАТ
НА ПРЕСТОЛЕ СЕМЬ ДНЕЙ
«Начинают часы». В новоосвященном храме семь дней сряду совершаются Литургии. Святитель Симеон (в гл. 126) говорит: «По освящении Литургия совершается в нем всякий день до седьмого дня включительно, – ради даров Святаго Духа, поселившегося в храме и имеющего всегда пребывать в нем».
Равно и для освященных антиминсов не довольно того, что в них сокрыты святые мощи и исполнен над ними весь обряд, доселе изображенный, но сверх того требуется, чтобы они пребыли на престоле в продолжение семи дней. Матфей Властарь (под буквою «А», в гл. 8) говорит: «Антиминсы приемлют силу освятительную, которую сообщает им последование освящения нововоздвигнутых храмов и седмидневное священнодействие на них, когда они лежат на престоле».
ЦЕРКОВЬ ОСВЯЩАЕТСЯ
ОБНОВЛЕНИЯМИ,
ОТВЕРЗЕНИЯМИ И ПРОЧ.
Подобным описанием всего пространнейшего чина освящения храмов могут объясняться хотя краткие, но довольно неясные слова Вальсамона, приведенные в 4-й части (в гл. 20, § 3): «Великое различие между церквами, освященными чрез обновления, отверзения и впрестолия, – чрез помазание святым миром и положение святых мученических мощей – и между молитвенными домами, освященными не так, как установлено в чинопоследовании освящения храмов». Т. е. храм освящается:
1) обновлениями – когда престол обновляется особенными для того установленными молитвами и тогда же освящается и назначается к священнодействию, имеющему в нем совершаться;
2) отверзениями – когда вместе со внесением в церковь святых мощей делается отверстым вход в храм для народа, имеющего воссылать в нем молитвы;
3) впрестолием – когда престол крепко утверждается на столпах, когда полагается на престоле Евангелие, носящее образ Христа Царя, когда под престолом полагаются святые мощи с должною честию и установленными обрядами, и, наконец, когда епископ восходит на горнее место, как на престол;
4) помазанием святого мира на престоле, на антиминсе и на стенах.
И потому все те дома, которые не освящены таким образом и на которые преподано только одно молитвенное благословение, предшествовавшее обитателям при первоначальном входе в оные, имеют только честь мест и домов молитвенных, т. е. могут служить местом молитв, но не священнодействия Безкровной Жертвы.
Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.
Продолжение следует