ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

В защиту веры,
и особенно Православной

 


«Поклонение Донской иконе в походной церкви преп. Сергия Радонежского
в стане Русских войск в 1591 г.»
Роспись в московском Донском монастыре

 

Продолжение. Начало см. в № 17 (161)

 

Предлагаем к прочтению актуальный труд дореволюционного духовного писателя, помощника протопресвитера военного и морского духовенства протоиерея Иоанна Морева († 1935) «В защиту веры, и особенно Православной» (Санкт-Петербург, 1910). Надеемся, что, как сказано в предисловии к современному изданию (Издательство миссионерского отдела Львовской епархии УПЦ МП, 2002), это сочинение поможет нашим читателям разобраться в вопросе истинной религии и не впадать в пагубные для христианской души заблуждения.

 

ЧАСТЬ 2

 

ПРАВОСЛАВНАЯ РУСЬ

 

Православная вера не только стерегла мир и порядок внутри нашего Отечества: она много содействовала и объединению самостоятельных Русских областей в одно нераздельное государство. Когда с XIV века стало возвышаться на Руси Великое княжество Московское и Московские Князья стали постепенно присоединять к своим владениям разные смежные области, Русские Первосвятители сочувствовали этому делу, сознавая, что единодержавная власть скорее может сплотить разные части государства, завести всюду общий порядок, успокоить население и сделать всю страну сильной и счастливой. Святой митрополит Петр благословил Великого Князя Московского Иоанна Даниловича Калиту на это важнейшее дело – собирание Руси. Убеждая Князя построить в Москве каменную церковь во имя Пресвятой Богородицы, святитель Божий пророчески говорил: «Если ты послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься более других Князей с родом твоим, и град твой будет славен между всеми городами Русскими, и святители поживут в нем, и кости мои здесь положены будут». И, действительно, преемники святого Петра избрали Москву местом своего жительства и отсюда управляли Русской Церковью. Они своими советами и влиянием деятельно помогали Великому Князю Московскому расширять свои владения и сплачивать вокруг себя все большее и большее количество Русской земли. Когда нужно было, наши Первосвятители по-прежнему брали в свои руки дело умиротворения Князей, причем убеждали ссорившихся подчиняться Великому Князю Московскому для пользы и блага всего Русского народа. Так Православная вера трудами своих пастырей подготовляла и содействовала учреждению Русского единодержавия.

Православная вера, воспитывая Русский народ в своих правилах, создала в нем многие благочестивые и добрые обычаи. Так, Русские люди отличались в старину набожностью и любовью к молитве. «Первое дело – к Церкви, – писал Великий Князь Владимир Мономах в своем наставлении детям, – да не застанет вас солнце на постели, спешите принести заутреннюю похвалу Богу и потом, при восходе солнца, прославить Его с радостью и испросить у Него благ для души и тела. Так поступал отец блаженный, и поступали все добрые мужи». И, подлинно, древние Русские Князья к молитве были весьма усердны: они ежедневно бывали в церкви на всех службах и не принимали до обедни никакой пищи. Примеру Князей следовали и подданные: во все дни воскресные и праздничные каждый считал своим долгом побывать в храме. И несмотря на то, что богослужение было продолжительное, стояли в церкви с великим вниманием и благоговением. И дома молились часто: утром, вечером, перед обедом и после обеда; перед началом и по окончании дела становились перед иконами, осеняли себя крестным знамением и полагали поклоны. Тот же благочестивый Князь Владимир Мономах внушал своим детям никогда не оставлять молитвы: даже ночью вставать с постели и некоторое время проводить в беседе с Богом. «Когда и на лошади сидите, да ни с кем не разговариваете, то, если не умеете других молитв, непрестанно повторяйте в уме лучшую из них: „Господи, помилуй“, вместо того, чтобы думать нелепицу».

Понятно, что такое усердие к молитве в Русских людях возрастало особенно тогда, когда они готовились к каким-либо важным событиям в своей жизни. Так, собираясь в поход против врагов, наши предки прежде всего прибегали к Богу и у Него испрашивали помощи и успеха в войне. К ней готовились главным образом тем, что постились, говели, исповедовались в грехах, причащались Святых Таин и давали разные благочестивые обеты. Тот же молитвенный дух не оставлял Русских воинов и во время походов, особенно перед самыми сражениями. В 1111 году, во время похода Русских Князей в землю половецкую, они целовали крест, возлагая свою надежду на Бога и Его Пречистую Матерь, а Князь Владимир Мономах приказал священникам ехать перед полками и петь молитвы святому кресту и Пресвятой Богородице. Точно так же Князь Андрей Боголюбский перед сражением с волжскими булгарами (1164 г.). велел священникам обносить перед войсками чудотворную икону Владимирской Богоматери, икону Всемилостивого Спаса и честные кресты, и в то время, как все взывали к Богу о помощи, целовали иконы и крест, сам Князь, а за ним и воины, приобщались Святых Таин. Когда князь одержал победу над врагами, то прежде всего он поспешил со своими войсками к иконе Богоматери и «все ударили челом перед Пресвятой Богородицею с радостью великой и со слезами, воздавая Ей хвалы и песни» (см.: Макарий, митр. История Церкви: в 12-ти т. СПб., 1857–1883. Т. 2. С. 304. Т. 3. С. 266). К славной Куликовской битве (8 сентября 1380 г.), которая положила начало освобождению Руси от татарского рабства, Русские воины также готовились усердной молитвой ко Господу Богу. В то время как в ночь перед сражением в монгольском стане слышались дикие крики, шум и веселье, в лагере Русских царила благоговейная тишина и безмолвие, нарушаемое только сердечными вздохами и молитвенными восклицаниями бодрствовавших воинов...

И нужно сказать, что это благочестивое настроение наших предков, воспитанное в них Православной верой, приносило самые добрые плоды. В их жизни вполне оправдались слова Апостола Павла: Благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей (1 Тим. 4, 8). Особенно во время бедствий, которые так часто посещали нашу многострадальную Родину, было благотворно влияние веры на Русский народ. В покаянии, в молитве и твердой надежде на Промысл Божий – вот где Русские люди находили себе утешение в тяжелые годины своей жизни. Несчастье имело для них и добрую сторону: вразумляло, исправляло и заставляло обращаться к Богу за помощью и покровительством.

Так, монгольское иго они встретили как наказание Божие за свои грехи: пастыри Церкви старались поддержать в народе такое убеждение. Покаянный плач раздался по всей Русской земле, когда стало известно о победе над нашими Князьями монголов на берегах реки Калки (1224 г.). Народ, пораженный страхом перед неведомым врагом, устремился к Церкви. С сердечным сокрушением о грехах, со слезами скорби и безпомощности просили люди Бога о милости и защите. И что же? Вместе с правосудием неожиданно явилось и милосердие Божие к Русскому народу. В сражении при Калке Русское войско было совершенно разбито: Русь была беззащитна. Но татары вместо того, чтобы двинуться со своими полчищами внутрь России, вдруг, неожиданно для всех, повернули на восток и ушли из наших пределов. В течение тринадцати лет они оставляли в покое Русский народ. Не дивная ли это помощь Божия к нашему Отечеству? Не небесное ли это предостережение относительно будущего?

Да и в то время, когда татары своими полчищами наводнили Россию (1237 г.) и производили в ней страшные опустошения, неоднократно оказываемы были благодеяния Божии Русскому народу ради исповедуемой им Православной веры. Так, заступничеством Божией Матери спаслись от разорения города Смоленск и Кострома (1238 и 1239 гг.). Первопрестольная столица наша Москва также не раз видела покровительство над собой Пресвятой Богородицы и отечественных святых. Страшный восточный завоеватель Тамерлан, с огромным войском подступивший к Москве (1395 г.), неожиданно должен был удалиться из пределов нашего Отечества. Он был устрашен видением величественной грозной Жены, повелевавшей ему уйти из пределов Русской земли. Точно так же заступничеству Царицы Небесной была обязана Москва своим спасением от ногайского царевича Мазовши в 1451 году. И самое свержение татарского ига наши благочестивые предки приписывали не себе и не своим силам, а единственно милости Божией: «Не оружие и не мудрость человеческая, но Господь спас Россию», – говорили они по поводу этого радостного события в своей жизни.

Много и других чудесных благодеяний Божиих видела над собой Россия: они известны каждому Русскому человеку, знакомому с историей своего Отечества. Посылались эти небесные знамения, как мы видели выше, по усердным молитвам наших религиозных предков. А молитвам, как и вообще упованию на Бога, особенно в трудную минуту, научила их святая Православная вера. Как же Русским людям не дорожить этой великой народной святыней? Нам естественно чувствовать благодарность и признательность к своим благодетелям. Непочтение к ним, забвение полученного добра есть признак злого и жестокого человека. Но Православная вера была живой, благодетельной силой для Русского народа, а потому пренебрежение и равнодушие к ней с нашей стороны было бы грешно и преступно.

 

Окончание следует

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник