ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Приготовление к мученичеству

 


Святая Гора Афон

 

Святой Онуфрий, в Крещении Матфей, родился в Габрове Терновской епархии. Родители его, болгары, были люди богатые и пользовались известностью. Матфей учился в училище и при прекрасных способностях учился хорошо. Однажды отец наказал его строго за какую-то шалость; пылкий и самолюбивый юноша закричал в слух турков, что он потурчится. Турки непременно совершили бы над ним обрезание, но его ловко выхватили из рук турок, и он, скрытый от них, остался христианином.

Когда Матфей пришел в зрелый возраст, он удалился на Афон и вступил в братство Хиландарского монастыря. Приняв иночество с именем Манассии, он рукоположен был в иеродиакона. Т. к. отец Манассия искренно и ревностно служил Господу, – а чем усерднее стремятся к совершенству духовному, тем яснее и сильнее чувствуют свои недостатки и погрешности, – то и Манассия стал сильно чувствовать тяжесть отречения своего от святой веры, совершенного в пылкой полусознательной юности. А иже овержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим (Мф. 10, 33), – эти слова Господа громко раздавались в душе его и не давали ей покоя. Он постоянно носил страх в душе своей, что если не принесет он достойных плодов покаяния, откажется от него Христос Господь. Так страх за вечную участь породил в нем мысль о кровавом подвиге. Потом желание мученичества, при возрастании его в духовной жизни, стало плодом пламенной любви его к Господу, готовой на все за славу имени Его. <...>

После долгого самоиспытания идет он к духовнику Никифору и просит принять его в келию свою – с тем, чтобы приготовить его к мученичеству. «Не отказываюсь принять тебя к себе, – отвечал старец, – но с тем, чтобы ни с кем ты не имел сношения и прежде кровавого мученичества подвизался бы так, как бы был в муках». «Согласен на условия», – весело сказал Манассия.

Возвратясь в обитель, он распорядился своими вещами: довольную сумму отдал монастырю – с тем, чтобы обитель покоила отца его, жившего в ней. Сказав в монастыре, что идет в Иерусалим, отправился он к старцу Никифору. <…> Заключившись в келийце, преподобный в первые 40 дней вкушал пищу иногда чрез два дня, иногда чрез три, а иногда и чрез неделю, да и то в малом количестве хлеба с водою; земных поклонов клал до 3500 в сутки, и слезы постоянно текли из очей его. <...> В это время принял он схиму с именем Онуфрий.

 

 

По окончании испытания старец Никифор послал Онуфрия для желаемого им подвига в Хиос. Онуфрий провел семь дней в посте, молитве и безмолвии и не раз причастился Святых Таин. <…>

Явясь в суд в зеленой повязке и красных башмаках, Онуфрий говорил: «Назад тому 15 лет ранен я в подобном месте; с того времени рана моя не заживает; врачи говорят мне: если не явлюсь в то место, где ранен, не исцелею». «Что за рана у тебя?» – спросил кадий (мусульманский судья, – примеч. ред.). «Будучи юным, – отвечал блаженный, – по неразумию высказал я желание потурчиться, хотя никогда не служил вере вашей, а всегда жил христианином. Придя в зрелый возраст, чувствую жгучесть этой раны и с полным убеждением говорю: магометанство – пагуба душе».

Сказав это, он сбросил с головы зеленую повязку. Судьи онемели. Наконец молодой турок, казавшийся себе очень умным и ловким, говорит: «Что ты делаешь, братец? Это – священная вещь: подними и накройся ею». Исповедник отвечал: «Называть пустую вещь святою – богохульство. В том-то и беда людей потерянных, что отвергают, топчут в грязи Богом открытую истину и Богом посланную святыню, а чтут мечты больного воображения людского, глупости, осмеиваемые трезвым умом; точно как язычники не ищут Искупителя мира грешного, создали себе и нравственность, и рай по вкусу животных страстей. Да и еще довольны собою! Не страшное ли это состояние?»

Исступленные закричали: «Смерть христианину!» Очередной военный чиновник отвел исповедника в тюрьму и наложил на него колодку. При этом один магометанин дал исповеднику две пощечины. «Благодарю за себя и жалею о тебе», – сказал исповедник.

Премудрые судьи решили: смерть христианину, если не благословит Корана. Исповедник, вновь позванный на суд, не изъявил желания целовать глупости магометанства. Судьи приговорили истребить и память его. Вследствие того обезглавленное тело и вся одежда мученика брошены были в море. Страдание совершилось 4 января 1818 года, на 32 году мученика.

 

Избранные жития святых,
изложенные по руководству
Четьих-Миней архиепископа
Филарета Черниговского.
Т. 1. М., 2011.

 

 

 

2/15 января. Понедельник.

Предпразднство Богоявления. Свт. Сильвестра, папы Римского (335). Прав. Иулиании Лазаревской, Муромской (1604). Преставление (1833), второе обретение мощей (1991) преп. Серафима Саровского, чудотворца. Преп. Сильвестра Печерского, в Ближних пещерах (XII). Сщмч. Феогена, еп. Парийского (ок. 320). Мч. Василия Петрова (1942).

 

3/16 января. Вторник.

Прор. Малахии (400 г. до Р. Х.). Мч. Гордия (IV). Сщмч. Василия Холмогорова пресвитера (1938).

 

4/17 января. Среда.

Собор 70-ти апостолов: Иакова, брата Господня. Марка и Луки евангелистов. Клеопы, Симеона. Варнавы, Иосии (Иуста), Фаддея, Анании, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена, Тимофея, Тита, Филимона, Онисима, Епафраса, Архиппа, Силы, Силуана, Крискента, Криспа, Епенета, Андроника, Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия, Аристовула, Родиона (Иродиона), Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта. Ерма, Патрова, Ермия, Лина, Гаия, Филолога, Лукия, Иасона, Сосипатра, Олимпа (Олимпана), Тертия, Ераста, Куарта, Евода, Онисифора, Климента, Сосфена, Аполлоса, Тихика, Епафродита, Карпа, Кодрата, Марка, Зины, Аристарха, Пуда, Трофима, Марка, Артемы, Акилы, Фортуната и Ахаика; Первомч. архидиакона Стефана. Дионисия Ареопагита и Симеона Нигера. Преп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского (800). Свт. Евстафия I, архиеп. Сербского (ок. 1285). Преп. Ахилы, диакона Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прмч. Зосимы и мч. Афанасия (III–IV). Сщмчч. Александра Скальского, Стефана Пономарева и Филиппа Григорьева пресвитеров (1933); сщмч. Николая Маслова пресвитера (1939); сщмч. Павла Фелицына пресвитера (1941).

 

5/18 января. Четверг.

Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Сщмч. Феопемпта, еп. Никомидийского, и мч. Феоны волхва (303). Преп. Синклитикии Александрийской (ок. 350). Преп. Симеона Псково-Печерского (1960). Прор. Михея (IX в. до Р. Х.). Преп. Аполлинарии (ок. 470). Преп. Фостирия. Преп. Мины (VI). Преп. Григория Акритского (ок. 820). Мч. Иосифа Беспалова и с ним 37-ми мучеников (1921); мц. Евгении Доможировой (1933); сщмч. Сергия Лаврова пресвитера (1934); мч. Матфея Гусева (1938). День постный.

 

6/19 января. Пятница.

СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА. Преставление свт. Феофана, затворника Вышенского (1894). Поста нет.

 

7/20 января. Суббота по Богоявлении.

Попразднство Богоявления. Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Преп. Пахомия Кенского (переходящее празднование в субботу по Богоявлении).

 

8/21 января. Неделя 33-я по Пятидесятнице, по Богоявлении.

Препп. Георгия Хозевита (VII) и Емилиана исп. (IX). Преп. Домники (ок. 474). Преп. Григория, чудотворца, Печерского, в Ближних пещерах (1093). Преп. Григория, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Сщмч. Исидора пресвитера и с ним 72-х, в Юрьеве Лифляндском пострадавших (1472). Преп. Паисия Угличского (1504). Сщмч. Картерия, пресвитера Кесарии Каппадокийской (304). Мчч. Феофила диакона и Елладия (IV). Мчч. Иулиана, Келсия, Антония, Анастасия, мцц. Василиссы и Мариониллы, семи отроков и 20-ти воинов (313). Преп. Илии Египетского (IV). Мч. Або Тбилисского (786) (Груз.). Сщмч. Виктора Усова пресвитера (1937); сщмчч. Димитрия Плышевского, Владимира Пастернацкого пресвитеров, прмч. Пафнутия Костина, мч. Михаила Новоселова (1938); сщмч. Василия Архангельского пресвитера (1939); мч. Иоанна Малышева (1940); св. Михаила Розова исп., пресвитера (1941).

 

9/22 января. Понедельник.

Мч. Полиевкта (259). Свт. Филиппа, митр. Московского и всея России, чудотворца (1569). Преп. Ионы Киевского (1902). Прор. Самея (X в. до Р. Х.). Свт. Петра, еп. Севастии Армянской (IV). Преп. Евстратия чудотворца (IX). Сщмч. Павла Никольского пресвитера (1943).

 

10/23 января. Вторник.

Свт. Григория, еп. Нисского (после 394). Преп. Дометиана, еп. Мелитинского (601). Свт. Феофана, Затворника Вышенского (1894). Преп. Маркиана пресвитера (V). Преп. Павла Комельского (Обнорского) (1429). Преп. Антипы Валаамского (Афонского) (1882). Преп. Макария Писемского (XIV). Блж. Феозвы диакониссы, сестры свт. Григория Нисского (385). Сщмч. Зиновия Сутормина пресвитера (1920); сщмч. Петра Успенского пресвитера (1930); сщмч. Анатолия, митр. Одесского (1938).

 

11/24 января. Среда.

Преп. Феодосия Великого, общих житий начальника (529). Преп. Михаила Клопского, Новгородского (ок. 1453–1456). Преп. Феодосия Антиохийского (ок. 412). Сщмчч. Николая Мациевского, Феодора Антипина и Владимира Фокина пресвитеров (1919); св. Владимира Хираско исп., пресвитера (1932). Елецкой иконы Божией Матери (1060).

 

12/25 января. Четверг.

Мц. Татианы и с нею в Риме пострадавших (226–235). Свт. Саввы, архиеп. Сербского (1237). Преп. Мартиниана Белоезерского (1483). Мч. Мертия (284–305). Мч. Петра Авессаломита (309–310). Преп. Евпраксии Тавенской (393). Икон Божией Матери, именуемых «Акафистная» и «Млекопитательница».

 

13/26 января. Пятница.

Мчч. Ермила и Стратоника (ок. 315). Преп. Иринарха, затворника Ростовского (1616). Преп. Елеазара Анзерского (1656). Мч. Петра Анийского (309–310). Преп. Иакова, еп. Низибийского (350).

 

14/27 января. Суббота.

Отдание праздника Богоявления. Преподобных отец, в Синае и Раифе избиенных: Исаии, Саввы, Моисея и ученика его Моисея, Иеремии, Павла, Адама, Сергия, Домна, Прокла, Ипатия, Исаака, Макария, Марка, Вениамина, Евсевия, Илии и иных с ними (IV–V). Равноап. Нины, просветительницы Грузии (335). Преп. Иосифа Аналитина Раифского (IV). Преп. Феодула (V). Преп. Стефана (VIII). Преп. Иоанна Кевролетина исп. (1961).

 

15/28 января. Неделя о мытаре и фарисее.

Препп. Павла Фивейского (341) и Иоанна Кущника (V). Прмч. Пансофия (249–251). Препп. Прохора (X) и Гавриила (XI) (Серб.). Свт. Герасима, патриарха Александрийского (1714). Сщмч. Михаила Самсонова пресвитера (1942).

 

16/29 января. Понедельник.

Поклонение честным веригам ап. Петра. Прав. Максима, иерея Тотемского (1650). Мчч. Спевсиппа, Елевсиппа, Мелевсиппа, бабки их Леониллы и с ними Неона, Турвона и Иовиллы (161–180). Мч. Данакта чтеца (II). Сщмч. Иоанна Петтайя пресвитера (1919).

 

17/30 января. Вторник.

Преп. Антония Великого (356). Преп. Антония Дымского (1224). Преп. Антония Черноезерского (XVI). Сщмч. Виктора Европейцева пресвитера (1931); сщмч. Павла Успенского пресвитера (1938).

 

18/31 января. Среда.

Свтт. Афанасия (373) и Кирилла (444), архиепископов Александрийских. Препп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337), родителей преп. Сергия Радонежского. Преп. Афанасия Сяндемского, Вологодского (1550). Прав. Афанасия Наволоцкого (XVI–XVII). Преп. Маркиана Кирского (ок. 388). Сщмч. Михаила Каргополова пресвитера (1919); сщмч. Евгения Исадского пресвитера (1930); сщмчч. Владимира Зубковича, Николая Красовского, Сергия Лебедева, Александра Русинова пресвитеров (1938).

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник