ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
БОГОСЛОВИЕ АНТИМОДЕРНИЗМ СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Искупление как дело Божественной
любви и Божественной правды

 


Фреска с евангельскими сюжетами обращения
грешников – Закхея и самарянки

 

Продолжение. Начало см. в № 20 (188)

 

 

И когда Он заявляет, что пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Там же. 9, 13), то это вовсе не значит, что грешники могут войти в Царство радости со своими грехами, но что они, грешники, должны отказаться от своих грехов (Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Там же. 4, 17)) и стать праведными, причем истинно праведными, поскольку: Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Там же. 5, 20). Пребывание в послушании обусловливает пребывание в правде, и отсюда – пребывание в Божией любви. Непослушание ведет к новым грехопадениям, связанным со страданиями и при нераскаянности – с вечной смертью. Поэтому слово Божие предупреждает нас, что мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть (Евр. 2, 1).

Через Крещение и покаяние искупленные умирают со Христом для греха, чтобы воскреснуть вместе с Ним для правды (см.: Гал. 2, 19–20; Рим. 6, 4). Послушание Божией воле есть самораспятие, несение своего креста, участие в Христовых крестных страданиях (см.: Мф. 16, 24; Рим. 6, 6). Кто так распялся со Христом со своими страстями и похотями (см.: Гал. 5, 24), воскресает с Ним для новой, праведной жизни. Так искупленный становится единым со Христом и может сказать, подобно великому апостолу язычников: Уже не я живу, но живет во мне Христос (Там же. 2, 20). Потому что кто во Христе, тот новая тварь (2 Кор. 5, 17). Новая тварь же отличается тем, что возвысила Божий образ до Божиего подобия и потому может стать причастницей Божеского естества (см.: 2 Петр. 1, 4) по благодати. Обожение есть предел христианского совершенства.

Строгое Христово требование жить праведной жизнью есть в сущности проявление величайшей Божией любви к нам, потому что праведная жизнь является необходимым условием вкушения Божией любви. Желающий участвовать в благах искупительного дела должен сделать подчинением Божией правде, выраженной в Божиих заповедях, свою душу открытой и восприимчивой для небесных радостей. Потому что живущий неправедно теряет вкус к духовным наслаждениям и становится неспособным участвовать в небесном пире спасенных.

Все сказанное выше приводит нас к важному заключению, что как Бог есть правда и любовь, так и верующий, созданный по образу Божию и призванный достигнуть Божиего подобия, должен сам стать, в рамках своих тварных возможностей, подобно Богу, правдой и любовью (см.: 1 Ин. 4, 7–8; Тит. 2, 12), поскольку только следующий по пути Божией правды может войти в светлые чертоги небесной любви.

 

 

Искупительное дело, совершенное Христом, всеобъемлюще, т. к. оно охватило всех людей, живущих во всем мире (см.: 1 Ин. 2, 2) и простерлось и на узников преисподней, которым Сам Христос проповедовал после Своей смерти (см.: 1 Петр. 3, 19), чтобы избавить от мук уверовавших в Него.

Но, объективно совершенное для всех, субъективно оно используется не всеми, поскольку спасение происходит не механически. Данная Адаму свободная воля действует и в искупленных. Своим искупительным подвигом Спаситель открыл рай, но не принуждает никого входить в него, а побуждает уверовавших самих нудить себя войти (см.: Мф. 11, 12; Лк. 16, 16), употребляя свою свободу для победы инертности человеческой природы, склонной более ко злу. Только поэтому Божие слово говорит об Искуплении как об объемлющем всех (см.: Рим. 5, 18), как о служащем многим (см.: Мф. 20, 28; 26, 28; Рим. 5, 15, 19; Евр. 19, 28). Выражения, раскрывающие всеобъемлемость Искупления, подчеркивают его объективную сторону, касающуюся действительно всех, включая и отчаяннейших грешников. А выражения, которые говорят, что выкуп дан за многих, дают понять, что субъективно не все заботятся о спасении и не все его достигают (ср.: Иоанн Златоуст, свт. In Hebr. homil. XVII, n. 2. Migne. P. g. T. 63. Col. 129).

Если мы не стремимся к праведности и не становимся праведными, то уверовали напрасно (см.: 1 Кор. 15, 2), и голгофское Искупление нам не поможет. Смысл и величие Христовой жертвы состоит в том, что Христос, не знавший греха, стал грехом за нас, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом (2 Кор. 5, 21).

 

3. СВЯТЫЕ ОТЦЫ И УЧИТЕЛИ
ЦЕРКВИ И ИСКУПЛЕНИЕ

 

Святые Отцы и Учители Церкви оставили не систематическое изъяснение догмата Искупления, а скорее описание Божественного домостроительства, центр которого составляет Искупление. Они широко использовали библейские строки, в которых боговдохновенными писателями представлен интересующий нас догмат, чтобы защитить истину от лжеучений современных им еретиков. В том, что они не пытались рационалистически обосновать и объяснить тайну Искупления, видится их трезвость, мудрость и верность Божественному откровению. Рационалистично построенные и логически округленные системы в связи с вероучительными истинами обычно превращают тайны благочестия из предметов благоговейного созерцания, из предметов веры, превышающих всякий человеческий ум, в подчиненные разуму факты, выхолощенные в своей апофатичной глубине и потому обедненные.

Это доказывает своеобразнй опыт рационалистично ориентированного Оригена († ок. 254). Он задавался спекулятивными вопросами, которые не входят в сферу проблем, занимавших библейских писателей, и попытался создать рационалистически обоснованную теорию Искупления. Ориген учил, что после Адамова грехопадения сатана получил формальное право владеть человеком и иметь над ним полную власть. Чтобы избавить человека, Иисус Христос отдал диаволу в качестве выкупа Свою жизнь. Но темный дух обманулся, т. к. он не мог иметь власть над безгрешным Христом. Поэтому Своей неподвластностью смерти и диаволу Христос воскрес и Своим Воскресением совершил избавление людей от сатаны. Последний навсегда потерял право владеть людьми (см.: In Matth., tomus 16, 8. Migne. P. g. T. 13. Col. 1400; Atonement. The Oxford Dictionary of the Christian Church. London, 1958. P. 102).

Ошибочность этой теории заключается в допустимости того, что диавол может иметь полную власть над человеком после грехопадения. Согласно Божию слову, Адам и его потомки и после печально известных событий в раю оставались Божиими чадами, хотя и непослушными, хотя и изгнанными из места радования. Это доказывает тот факт, что Бог заботился о них и после их грехопадения. Бог – единственный Владыка вселенной. Он – Бог не только избранного еврейского народа (см.: Втор. 10, 15), но и язычников (см.: Рим. 3, 29; Деян. 17, 26–28). Диавол не получал права владеть человеком. И если все же имеет власть над многими, так, что слово Божие называет их чадами диавола (см.: 1 Ин. 3, 10), то не в силу некоего объективного права диавола владеть ими, а потому, что они сами дали ему власть над собой, избрали его своим господином и отцом (см.: Ин. 8, 44) и согласились творить его волю (см.: 1 Ин. 3, 8, 10).

 


Святитель Григорий Богослов.
Фреска в монастыре Студеница (Сербия. XIII в.)

 

Святитель Григорий Богослов (329–389), принципиально отрицавший рассматриваемую неправильную рационалистичную теорию Оригена, писал: «Кому и для чего пролита эта излиянная за нас кровь – кровь великая и преславная Бога и Архиерея и Жертвы? <…> Если лукавому, то как это оскорбительно! Разбойник получает цену Искупления, получает не только от Бога, но Cамого Бога <…>! А если Отцу то, во-первых, каким образом? Не у Него мы были в плену. А во-вторых, по какой причине кровь Единородного приятна Отцу, Который не принял и Исаака, приносимого отцом, но заменил жертвоприношение, вместо обещанной жертвы дав овна? Или из этого видно, что приемлет Отец не потому, что требовал или имел нужду, но по домостроительству и потому, что человеку нужно было освятиться человечеством Бога, чтобы Он Сам избавил нас, преодолев мучителя силой, и возвел нас к Себе через Сына, посредствующего и все устрояющего в честь Отца, Которому оказывается Он во всем покорствующим?» (In sanctum Pascha, orat. 45, 22. Migne. P. g. T. 36. Col. 653 AB).

В этих своих глубокомысленных рассуждениях святитель Григорий Богослов дает наиболее правильное возможное объяснение Искупления, а именно – домостроительное, промыслительное, библейское. Согласно ему, цена выкупа дана не сатане, который не имел власти над Божиим созданием – человеком, будучи похитителем, вором чужого. Она не дана и Отцу, поскольку не была Ему нужна. Она была принесена с домостроительной целью.

Примечательно, что, отрицая неверную теорию Оригена, святитель Григорий Богослов не отрицает, что выкуп все же дан и что Отец принял жертву. Выкуп, жертва – это все правовые понятия. Употребляя их в библейском юридическом смысле, святитель Григорий Богослов признает правовой элемент в деле Искупления.

Но великий Святой Отец представляет жертву как нужную не для Бога, а для домостроительства. Что это значит? – Это значит, что жертва нужна для нас. Потому что Божие домостроительство имеет в виду нас, людей, по слову Писания: Дом же Его – мы (Евр. 3, 6). Итак, жертва – выкуп – нужна была не для Самого Бога или удовлетворения Его оскорбленной человеком чести, как позже учил Ансельм Кентерберийский (католический богослов, – примеч. ред.), а для нас, для нашего спасения.

Придя к этому, святитель Григорий Богослов не позволяет себе проникать далее ограниченным человеческим умом в тайны Божия Промысла. Потому, указывая на непостижимость Искупления, которое остается предметом благоговейной веры, он заключает: «Большее да почтено будет молчанием» (Там же).

 

Перевод с болгарского языка
Анны САМСОНОВОЙ

 

Продолжение следует

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник