ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АКТУАЛЬНО СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ И ОТКРОВЕННЫЙ

взгляды на будущий строй земной жизни

 

 

 

Мы продолжаем публикацию ранее не переиздававшегося труда святителя Серафима (Соболева) против социализма. Ценность работы, во-первых, состоит в том, что святой анализирует «материалистическое миросозерцание» в свете Божественного Откровения, с точки зрения православного учения о последних временах и кончине мира.

А во-вторых, хотя сегодня социализм в России уже не пользуется популярностью, это не значит, что эта тема не заслуживает внимания. Размышляя о революции, историк М. Б. Смолин отмечает: «„Смиренные“ либералы и радикальные революционеры были как „начала и концы“ единого революционного миросозерцания, внутри которого либералы раскачивали традиционное общество, а революционеры довершили дело его разрушения самим актом революции. <…> Большинство исследователей либеральной и социальной демократии, да и сами либералы и социалисты, считают себя противоположностями. И, как пишет Л. А. Тихомиров, „до известных пределов они правы. Лягушка очень отлична от головастика. Но, тем не менее, это все-таки дети одной матери, это различные фазы одной и той же эволюции“».

Другой историк и общественный деятель, Л. П. Решетников, констатирует: «В 1991 году все рухнуло. Казалось, Русский народ, имеющий перед глазами страшный кровавый опыт XX века, уйдет от ложного выбора – западный капитализм или очередной социализм-коммунизм. Но Русские слишком долго были под гнетом чужих идей, чужебесия. У власти оказались „новые февралисты“…»

Итак, наследовавший либерализму социализм выродился на наших глазах в неолиберализм – идеологию глобализации, продвигающую эгоистические интересы международных монополий, дурача людей либеральной риторикой. Поэтому если в публикуемом сочинении святителя Серафима «социализм» понимать как «глобализм», то оно фактически отображает современную действительность.

 

ГЛАВА 2: ОТКРОВЕННЫЙ ВЗГЛЯД
НА БУДУЩИЙ СТРОЙ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ

 

Обращаясь теперь к эсхатологическому учению Иоанна Богослова, мы встречаем здесь целостный, законченный взгляд на будущие судьбы нашей жизни. Святому Иоанну в чудных откровенных образах показана была Господом вся полнота тех скорбей и бедствий, которым надлежит быть на земле пред пришествием Спасителя во времена антихриста.

Впрочем, перед Иоанном открыты были не одни только бедствия времен антихриста. Он созерцал и бедствия, имеющие быть пред пришествием антихриста, и – далеко отстоящие от этого времени.

Причина для появления антихриста со всеми его ужасами относится у святого Иоанна еще дальше, чем у апостола Павла. Он видел ее в тех бедствиях и том диавольском и человеческом проявлении зла, которое стало обнаруживаться еще с первых веков Христианства.

Отсюда у Иоанна Богослова в его Откровении получается систематическое изображение бедствий и возрастания зла на земле. Эти бедствия и обнаружение зла представляются у святого Иоанна постепенно усиливающимися и развивающимися и доходящими наконец до такого состояния, когда появляется антихрист – как верх всех бывших до него бедствий. Вся эта ужасная трагедия со своими небывалыми ужасами и страданиями времен антихриста оканчивается, по откровению святого Иоанна, Вторым пришествием Господа с сопровождающими его завершительными событиями истории земной жизни.

Систематическое изображение бедствий с постепенным возрастанием их с самого начала Христианства до Второго пришествия Христа представляется у святого Иоанна под образом снятия семи печатей с книги, которую видел он в откровении, и тех результатов, которые последовали после снятия каждой из печатей.

Перед тем, как получить откровение о будущих судьбах земной жизни, Иоанн видел дверь, отверстую на Небе, и слышал голос, который приглашал его взойти туда, чтобы посмотреть то, чему надлежит быть после этого (ср.: Откр. 4, 1). И тотчас, – говорит Иоанн, – я был в духе; и вот, престол стоял на Небе, и на престоле был Сидящий (Там же, 2). Вокруг этого престола видел Иоанн 24 других престола, на которых сидели 24 старца в золотых венцах (см.: Там же, 4). Посредине и вокруг главного престола находились четыре животных, исполненных очей и спереди, и сзади (см.: Там же, 6). И видел я, – продолжает святой Иоанн, – в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями. И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть cию книгу и снять печати ее? И никто не мог, ни на Небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть cию книгу, ни посмотреть в нее. И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее. И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть cию книгу и снять семь печатей ее. И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю. И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле (Там же. 5, 1–7).

По толкованию святого Андрея Кесарийского, это место из Апокалипсиса нужно понимать так. «Под книгой, – говорит святой истолкователь, – следует разуметь премудрую Божию память, в которой, по божественному Давиду, вписаны все; разумеем также и глубину Божественных судеб. Внутреннее сей книги, по причине духа, для понимания недоступно, внешнее же, ради буквы, – удобопонятнее. Семь печатей означают или совершенное и всеми незнаемое утверждение книги, или же домостроительство испытующего глубины Божественного Духа, разрешить которое никто из созданных существ не может. Под книгой разумеются и пророчества, о которых Сам Христос сказал, что частию они исполнились в Евангелии (см.: Лк. 24, 44), но что остальные исполнятся в последние дни» (Андрей Кесарийский, свт. Толкование на Апокалипсис. М., 1901. С. 40).

Для нас в данном случае в «откровенном» разрешении семи печатей важно в особенности то, что после разрешения каждой из семи печатей Иоанн Богослов видел, как постепенно усиливается зло и страдание на земле.

И я видел, – говорит апостол, – что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить (Откр. 6, 1–2).

Имея в виду толкование святого Андрея Кесарийского (см.: Указ. соч. С. 46), мы должны сказать, что здесь, после снятия первой печати, символически было показано Иоанну Богослову противление диавола апостольской проповеди, мучения уверовавших христиан и венцы, какие получили они за мужественное исповедание веры. Таким образом, после снятия первой печати святой Иоанн видел победу, какую одержали христиане апостольского времени; но вместе с тем видел и те страдания, какими куплена была эта победа.

Эти страдания еще более возросли в последующее время, когда наступило время систематического гонения на христиан, когда язычество во всеоружии противостало Христианству и думало стереть самое имя Христа с лица земли. Бедствия этого времени, точнее сказать – начало систематического гонения, и были, по святому Андрею Кесарийскому (см.: Там же. С. 47), показаны святому Иоанну после снятия второй печати в образе рыжего коня и всадника, сидящего на нем, которому дано было взять мир с земли, чтобы убивали друг друга, и которому дан был большой меч (см.: Откр. 6, 3–4). Страдания христиан были так велики, а зло так властно обнаруживало себя, что настало время массовых отпадений от Христа. К мучениям христиан от гонителей присоединились, таким образом, новые муки: страдания и плач об отпавших.

Такой именно момент в период гонений и изображается в Откровении, по святому Андрею Кесарийскому, после снятия третьей печати, когда святой Иоанн видел вороного коня с всадником, имевшим меру в руке своей, и слышал голос посреди четырех животных, говоривший: Мера пшеницы за динарий, и три меры ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай (Там же, 6).

«Черным конем, – говорит святой Андрей Кесарийский, – думаем, означается плач об отпавших от веры во Христа по причине тяжести мучений. Мерило есть сравнение тех, которые отпали от веры или по наклонности и непостоянству разума, или по тщеславию, или же по телесной немощи. Мера пшеницы за динар. Достоверно, может быть, и то, что будет тогда чувственный голод. Мера пшеницы, достойная динария, в переносном смысле означает законно подвизавшихся и тщательно сохранивших данный им божественный образ, три же меры ячменя – это те, которые подобны скотам, по недостатку мужества покорились гонителям из боязни, но после покаялись и слезами омыли оскверненный образ. А что заповедано не вредить елея и вина – так это значит, что не следует из-за страха (пред мучителями) отвергать Христово врачевание (благодатную помощь), оставлять без него уязвленных и впадших в разбойники и допускать смерти похищать тех, которые по долготерпению и великодушию Божию имеют побороть грехопадение» (Андрей Кесарийский, свт. Толкование… С. 48).

Таким образом, после разрешения трех печатей, Иоанну Богослову показано было, до каких широких размеров уже разрослось зло на земле с появлением Христианства и до какой степени тягостно было жить христианам, когда им приходилось даже изменять Христу, отрекаться от Него.

После разрешения четвертой печати пред Иоанном Богословом раскрыта была вся полнота ужасов, какие только способна была причинить языческая кровожадность во время самых лютых гонений.

И я взглянул (после разрешения четвертой печати), – говорит Иоанн Богослов, – и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечем и голодом, и мором и зверями земными (Откр. 6, 8).

По толкованию святого Андрея Кесарийского, в этом видении и была изображена перед Иоанном вся полнота ужасов, какие происходили во время сильного и страшного гонения при Максимиане Никейском. «От голода, – говорит святой Андрей Кесарийский, – убийственной язвы и других с ними совпавших болезней погибло такое множество людей, что всех невозможно было погребсти, хотя тогда христиане усердно занимались погребением и приведением прельщенных к познанию истины. Громадное также число людей было поражено мечом при восстании армян на римлян: тела умерших поедались тогда собаками, а оставшиеся в живых занялись их избиением, потому что ужасались найти в них, по смерти своей, живой гроб. Не лишено вероятности и то, что псы по причине изобилия пищи делили ее с дикими зверями» (Андрей Кесарийский, свт. Толкование… С. 49–50).

Распространяя эти бедствия, символически показанные Иоанну Богослову после снятия четвертой печати, и на другие царствования, некоторые (Барсов (Русский духовный писатель (†1896), – примеч. ред.)) говорят: «Что происходило при Диоклетиане, Галерии и Максимиане, того описать невозможно! Разрушающиеся церкви, пылающие костры, повсюду эшафоты, кресты и безчисленное множество разных орудий смерти, изобретаемых изуверством и кровожадностью, были безпрестанными и повсеместными зрелищами. И точно как бы ад шел вслед свирепых злодеев – ужасных вестников смерти. Христиане умерщвляемы были и оружием, и голодом, и разного рода смертями, и зверями земными на четвертой части земли, как предсказано в Апокалипсисе, по снятии четвертой печати с таинственной книги» (Барсов М. Сборник статей по истолковательному чтению Апокалипсиса. М., 1902. С. 125).

Итак, со снятия первой печати пред взором святого Иоанна зло и страдание на земле постепенно возрастали и наконец дошли до неизмеримых границ. Ад с его неимоверными силами заключил союз с человеческим злом и ринулся на христиан. Для существования последних, в особенности при вышеуказанных царствованиях, казалось, настал конец. Все доброе, насажденное на земле Христианством, трепетало и преклонялось теперь пред царственною мощью широко разлившегося зла и требовало для своего спасения или немедленной небесной защиты, или всемирной кончины для пресечения зла.

 

Продолжение см. на стр. 7

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник