ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АКТУАЛЬНО СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ И ОТКРОВЕННЫЙ

взгляды на будущий строй земной жизни

 


«Воины Апокалипсиса». Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве.
Худ. В. М. ВАСНЕЦОВ,1887 год

 

Продолжение. Начало см. на стр. 6

 

Такое именно мировое состояние и предносилось пред святым Иоанном после разрешения пятой печати, когда он видел под жертвенником души убиенных за слово Божие и возопивших громким голосом: Доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? (Откр. 6, 10).

«Если кто принимает cиe (приведенные слова Апокалипсиса), – говорит святой Андрей Кесарийский, за предсказание о будущем, то, сообразно с церковными учителями, должен думать, что этот вопль против гонителей приличествует закланным ради Христа, дабы чрез то обратить достойных, а нечестие непокорных пресечь всемирною кончиною, – „яко да не прострут праведнии в беззакония рук своих“ (Пс. 124, 3)» (Андрей Кесарийский, свт. Указ. соч. С. 50).

И сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число (Откр. 6, 11).

Оказывается, что тем бедствиям, которые символически созерцал Иоанн по разрешении пятой печати, не суждено было остановиться. По неисповедимым Божественным судьбам злу и страданиям надлежало еще более возрасти, еще большие принять размеры, чем какие обнаружились в первые века Христианства.

Это дальнейшее возрастание на земле зла и страданий символически и изображено в тех видениях, которые были показаны Иоанну после снятия шестой печати. Я взглянул, – говорит святой Иоанн, – и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих. И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять? (Там же, 12–17).

По святому Андрею Кесарийскому, здесь духовный взор Иоанна переносится ко временам антихриста, полным ужаса и бедствий. Весь длинный период времени от гонений до времен антихриста, таким образом, по-видимому, кажется опущенным в Откровении. Но решаемся предполагать, что приведенное место из Откровения, имея в себе главным образом указания на бедствия времен антихриста, содержит, хотя и общие, черты бедствий, какие должны были произойти после периода гонений и до самого ближайшего времени к антихристу включительно. Эти общие черты и указания мы и относим к первому стиху из приведенного места (см.: Там же, 12).

Нельзя думать, что диавольское и человеческое зло после периода гонений меньше стало проявлять себя на земле. Обезсилела злоба язычества. Кончились ужасные кровавые гонения. Но взамен этих ужасных бедствий от язычников диавольская и человеческая злоба выдвинули на сцену новые ужасы, стали вооружать христиан против христиан.

Если вспомним ужасы великого переселения народов; поголовные истребления саксами жителей Британии (в V и VI вв.); безчеловечные войны при образовании средневековых государств; войны, возникшие из-за реформатства между Саксонией и Баварией (в сер. 16-го стол.); религиозную 30-летнюю войну между Испанией и Францией (1518–1548); безчисленные мусульманские дикие избиения православных христиан вплоть до нашего времени; если будем иметь в виду громадную разницу между христианами первых веков и христианами в особенности современными, разлагающимися от неверия и нечестия, – то прогрессивная постепенность и систематичность возрастания на земле зла и страданий станет очевидною.

В эпоху гонений зло главным образом обнаруживало себя в зверских умерщвлениях язычниками христиан. Последние гибли для временной жизни. В последующее и в особенности теперешнее время зло, проявляя себя и во внешних ужасных формах, главным образом обнаруживается внутренно (об этом см. ниже), в душе человека, через страсти, со всею силою диавольскаго зла и тонкости умерщвляя душу христианскую уже для вечной гибели.

Таким образом, за бедствиями первых веков христианства настал период времени, когда зло и бедствия получили новые разветвления в человеческом роде. И тем, главным образом, они ужаснее предшествующих, что распространяются и разрастаются не от язычников только, а от самих христиан. Произошла большая перемена. Орудием бедствий и зла стали сами христиане.
Думаем, что на такое мировое состояние и указывает то символическое землетрясение, которое, по святому Андрею Кесарийскому, означает перемену дел (см.: Откр. 2, 7; Евр. 12, 26–27).

С подобным же значением являются, по нашему мнению, и следующее откровенные образы: омрачение солнца и превращение луны в кровь. Христиане, предназначенные быть светильниками для всех народов, стали меркнуть, омрачаться. Это в особенности, как никогда, замечается теперь. Благодать Духа Святаго, получаемого христианами, как источник спасения, света и счастья Христова, уже не вспыхивает тем пламенем Божественного огня, который горел в душе христиан в первые века. Постепенно после периода гонений угасал на земле этот благодатный огонь в сердцах христиан, и с ним вместе слабела вера, охладевала любовь. По мере умственного прогресса, развития цивилизации и гуманных начал более и более расшатывались в человечестве религиозно-нравственные начала, более и более христиане хладели и грубели и наконец дошли до такого гибельного состояния, в котором они оказываются теперь. Конечно, не в культуре причина этого падения. Сами христиане виноваты в том, что гасят свет и счастье, и силу своей жизни – благодать Духа Святаго – через неверие и нечестие. Не к разогреванию в себе благодатного огня или созиданию в душе Царства Божия стремится современный христианин. Блага внешней культуры, внешняя благоустроенная жизнь здесь, на земле, сделалась целью и идеалом многих современных христиан.

Вот где, главным образом, источник той перемены, которая произошла в христианах, а, следовательно, и в мировом состоянии после периода гонений. Вот причина новых, еще более ужасных бедствий на земле.

Христиане современные, погасив в себе стремления к благодатному Царству Божию, охладев любовью ко Христу, сделались, как никогда еще, безсильными в борьбе со злом. Правда, в настоящее время громко звучат голоса о равенстве, братстве и любви. Но, к сожалению, эти голоса только звучат. Для того чтобы осуществлять эти евангельские начала, надо полюбить Христа. «Если любите Меня, заповеди Мои соблюдайте» (ср.: Ин. 14, 15), – сказал Спаситель.

Не то замечается в современных христианах. На первом месте ставится любовь к ближним, понимаемая в смысле предоставления человеку хороших материальных условий жизни. К этому сводится вся современная христианская любовь. Есть ли у носителя этой любви настоящее, любящее, пылающее любовью ко Христу и ближнему, как образу Христа, сердце – до этого никому нет дела; да это и неважно. Важно только – дать человеку хорошие условия земной жизни. В этих условиях и полагается залог равенства, братства и всякого счастья.

Естественно, что при такой настроенности христиан никогда не будет в них истинной любви и истинного братства. В силу чего они могут жалеть по-христиански, любить и считать братьями других, если в них нет любви ко Христу, если в ближних они не видят образа Спасителя Нашего и не считают их своими братьями во Христе?

И действительно, сама жизнь, и в особенности жизнь современная, свидетельствует, как далеки стали христиане, охладевшие любовью ко Христу, от настоящей любви к ближним; к каким небывалым еще проявлениям зла стали способны христиане современные!

Раньше убийство одного человека производило большой шум в обществе и являлось большою новостью и редкостью. Теперь ни один день не проходит без совершения гнусных и зверских убийств. И такого рода факты стали слишком заурядными и обыкновенными, чтобы из-за них можно было безпокоиться. Чуткость общественной совести притупилась, замерла.

Каким жалким и жестоким поруганием братских чувств отличаются отношения друг к другу современных христиан даже в среде образованных людей! Правда, между последними и раздаются главным образом звучные призывы к братству. Но достаточно (что особенно бывает заметно на собраниях) не согласиться с тем или другим ходячим мнением, чтобы вызвать к себе ненависть со стороны их и презрение. Везде можно встретить грубое насилие над словом, убеждением и личностью. Даже в самых невинных христианских ассоциациях приходится наблюдать взаимную ненависть, зависть и вражду. Как никогда, теперь-то и настает время, когда менее всего можно надеяться на всеобщую любовь (хотя какую бы то ни было), братство и равенство.

Пусть, кому нравится это, убаюкивают себя радужными надеждами на светлое будущее. Пусть раздается красивая, но пустая проповедь о будущем братстве. Действительность показывает совсем другое. И чем дальше идет время, тем более и более братство делается областью отвлеченных понятий для христианина, нежели его действий; тем ниже и ниже нравственно опускается человек.

Никогда еще в такой ужасающей степени не проявлялись человеческая гордость, пьянство, разврат, богохульство, как в настоящее время. Характеристика апостолом Павлом людей последних времен (см.: 2 Тим. 1, 1–8) весьма подходит к современным. Последние дают небывалый простор в своей жизни для обнаружения диавольского зла, диавольского влияния. И это сатанинское влияние не сказывается ли в том дерзком нигилизме, том атеизме с открытым богохульством, что проповедуется уже детям в школе? В том религиозно-нравственном ослеплении, которым отличаются современные пастыри наши? В той диавольской гордости и нравственной разнузданности, которая толкает современных детей ниспровергать власть родителей, а граждан – неистовствовать с оружием в руках против государственной власти? Наконец, не сказывается ли оно в том диком разврате, том пьянстве, в тех ежедневных грабежах, поджогах и убийствах, которые царят в настоящее время в христианском мире?

Когда подумаешь, что все это делается современными христианами или, по крайней мере, людьми, раньше бывшими в Церкви Христовой, то приходится убеждаться в царственной мощи человеческого и диавольского зла, которое взвилось на земле небывалым еще и страшным ураганом бедствий и страданий человеческих. И тем он страшен в особенности, что, захватывая в свои гибельные бури человека, калеча его жизнь для земного благополучия, – он калечит душу христианскую для вечной адской гибели.

Как никогда теперь именно весьма естественно задать вопрос: не наступает ли то всеобщее «отступление», о котором говорил апостол Павел; не расшатались ли начала «удерживающего», который в пришествие антихриста будет совсем ниспровергнут?

 

Н-й С-в [Николай СОБОЛЕВ].
Социалистический и откровенный взгляды
на будущий строй
земной жизни.
СПб., 1907.

 

Продолжение следует

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник