ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СЛОВО ПАСТЫРЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ПРОПОВЕДЬ СТРАНИЦА 13
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Жить на радость

8/21 сентября – Рождество Пресвятой
Владычицы нашей Богородицы

 

 

Рождество Твое, Богородице Дево,
радость возвести всей вселенней…
Тропарь праздника

 

В день, когда воспоминается рождение Пресвятой Богородицы, Святая Церковь не находит других слов для восхваления Ее, как эти только что приведенные слова: рождение Твое, Богородица Дева, принесло радость всей вселенной.

Не сразу эта радость объяла весь мир. Первые минуты самой высокой и святой радости были пережиты, как и при рождении всякого ребенка, родителями Новорожденной. Отец и мать Пресвятой Богородицы, праведные Иоаким и Анна, в глубокой старости, после усердной и слезной молитвы, удостоились рождения ребенка. Они первые и радовались этому рождению.

Но скоро радость, которую принесла новорожденная Мария тесному кругу родителей и родственников, все больше и больше расширяется, все больше и больше исполняет сердца всех окружающих. Она – радость и утешение священников и благочестивых женщин в те дни, когда росла и воспитывалась при храме Иерусалимcком. Она – радость и утешение старца Иосифа, которому Она была обручена как жена и которому, не будучи на самом деле женою его, Она по обычаям того времени служила как своему господину в его бедном доме, в его старости, в его потухающей и умирающей жизни. Она – радость и похвала всей семьи Иосифа, для которой Она трудилась, не гнушаясь никакими работами, ведя бедное и незатейливое хозяйство своими руками. Она – радость и похвала всех окружающих в городе Назарете, где Она цвела и благоухала чистотою, скромностью, кротостью, милосердием.

Она, радость и украшение семьи, города, становится радостью для всего мира, когда святостью жизни и чистотой души привлекла к себе милость свыше и избрана Матерью Спасителя мира. И чем больше сияла слава Ее Божественного Сына, чем больше и больше расширялось на земле Его Царство, чем большее число людей веровало в Него, тем больше радости приносила миру Богородица. И при жизни Спасителя Она, кроткая и молчаливая, открывала уста свои только тогда, когда нужно было просить милости нуждающимся, например, на браке в Кане Галилейской. После же Его смерти Она вся отдалась благотворению и молитве, а после своего отшествия от земли на Небо, явившись апостолам, Она обещала не оставить мир молитвою, милосердием и заступлением.

И поныне Она – радость и утешение христианскому миру. Сколько Ее храмов, сколько чудотворных икон, сколько чудес милости, особенно в нашем Православном Царстве Русском! Не напрасно величают Ее, как и вы в каждое воскресенье величаете: «Заступница усердная, нагих одеяние, ненадеющихся надежда, немощcтвующих врач, обуреваемых пристанище, христиан всех заступление и вспоможение». (В станице, где произносилась проповедь, был обычай в конце Литургии петь «Всепетую» и читать молитву из молебствия Богоматери, помещенного в Часослове. – Примеч. сщмч. Иоанна). Так воистину рождество Богородицы и жизнь Ее радость возвестили всей вселенней.

Братие возлюбленные! Для каждого из нас, если мы только не напрасно и не лживо почитаем Богородицу, для каждого из нас поставлена та же задача: и мы должны сеять кругом себя радость, и мы должны жить на радость окружающих нас людей. Конечно, мы не можем даровать радости вселенной, – мы для этого слишком слабы и слишком незначительны. Но, по крайней мере, в той среде, в той местности, где мы живем, среди людей, с которыми мы соприкасаемся, мы должны водворить и насадить радость. Тогда из малого в общей сложности совершится великое. Если маленькие снежинки зимою, падая одна рядом с другой, покрывают всю землю снежным сплошным покровом, если вода, капля за каплей падая из туч, затопляет землю, наполняет и образует ручьи, реки и моря, – то тем более радость и отрада, добро и любовь каждого из нас, соединяясь вместе, наполнят всю землю и обратятся во всемирную радость. Так мы все вместе сможем быть подражателями Богоматери.

Так ли бывает на самом деле?

Братие, каждый из нас в свое время родился, был маленьким ребенком, подобно родившейся Богородице. И наше рождение в мир по большей части внесло радость в тесный семейный круг: порадовался отец; улыбнулась мать, забыв муки и скорби рождения, и радостью наполнилось ее сердце; поздравляли ее и отца родные и знакомые; приходил служитель Церкви и именем Божиим ввел нас в стадо Христово, нарек христианское имя, крестил во славу Пресвятой Троицы. Бог послал каждого из нас в мир, окружил в семье любовью и радостью и повелел, чтобы мы и сами возрастали в любви на радость нашим близким, на радость семье, на радость людям, на радость нашей дорогой Родине – Святой и Великой Руси, на радость общей Матери нашей – Церкви Православной. Бог послал нас в мир для этого, и каждому дал силы и способности, дал круг людей, место и время жизни и повелел творить Его волю. Что же сделали мы?

Видели ли вы, братие, богатое поле с обильным и прекрасным урожаем? Стоит на нем хлеб стеною, колосья гнутся до земли, отливая золотом, ожидая и призывая жатву и косьбу. Стоит пред этим полем хозяин его, и радостью полно его сердце; он ждет обильной жатвы, он раскидывает умом будущие доходы. Но вдруг проносится над землею жестокая буря, стала градовая туча, полил дождь, выпал град и в одну минуту избил, опустошил дорогое поле: полегла на землю богатая нива, избило градом золотые колосья, жалко стоят одинокие оставшиеся избитые былинки... Что чувствует хозяин при виде этого погибшего поля, его надежды и кормильца, – вы сами знаете.

Наша жизнь – то же избитое и опустошенное поле. Бог послал нас в мир творить волю Его, нести радость людям и всему Божиему миру; сколько надежд возлагали на нас родные, чего-чего не ждала от нас Церковь Божия!.. Трудиться бы нам только, да работать, исполняя Божии заповеди, сохраняя себя в чистоте и святости, – но вот пришла юность, пришло мужество, налетела буря страстей, пьянства, распутства, злобы, воровства, зависти, cквернословия, – и побило градом нашу духовную ниву! Погибли цветы нашей жизни – невинность, кротость, смирениe, незлобие, и вместо радости вокруг нас стоном стоит горе и злосчастье: плачут жены от драки и брани пьяных мужей; плачут отцы и матери, престарелые и слабые, слыша грубость, видя побои от детей, повыплачут они очи, не хотят смотреть на свет, просят себе смерти и раскаиваются, что породили в мир таких безпутных детей; плачет хозяйство у пьяного хозяина, плачет без корма и ухода безсловесный скот, плачет сама земля-кормилица с полями и деревьями, которые являются жертвами дурного обращения дурных людей. Не жизнь, а смерть и разорение, не достаток, а одну нищету сеет вокруг себя грешник.

А что в общественной жизни? Взаимная зависть, злоба, обман, недовеpиe; друг на друга клевещут, друг другу завидуют; постоянные ссоры, везде несогласие, нет общего труда, нет общей заботы о делах!

Вот что сеем мы вокруг себя, вот чем отплачиваем Господу за то, что Он призвал нас в мир рождением! А смотря на нас, в тех же грехах вырастают и дети: им ведь для подражания нужны не слова, а дела наши. Если же дела наши – одно зло, то и дети учатся одному злу. Так мы не только сами не даем радости миру, но отнимаем и убиваем ее и в будущем в лице наших детей.
Пусть же все это станет у нашего сердца в нынешней день прославления Богородицы. Она рождением Своим принесла радость всей вселенной. Постараемся подражать Ей. Постараемся доставлять радость всему окружающему; будем, подобно Богородице, тверды в вере, в исполнении заповедей Господних, будем кротки, трудолюбивы, трезвы, будем относиться к людям с любовью и расположением, – и тогда мы воистину будем подражателями Богородице, тогда и наше рождение в мир, и наша жизнь в мире принесут радость и счастье людям. Аминь.

 

Священномученик
Иоанн ВОСТОРГОВ

 

Произнесено 8 сентября 1903 года в церкви станицы
Ново-Александровской Кубанской области

 

Полное собрание
сочинений протоиерея
Иоанна Восторгова: в 5 т.
СПб., 1995. Т. 2. С. 283–287.

 

 

ОПРОС ||
Глобализм в образовании

    


     1. Слышали ли вы о проекте всероссийской «цифровой школы»?
     да – 83%; нет – 17%

 

     2. Знаете ли Вы, что ЕГЭ, Болонская система и т. п. новшества в образовании являются частью глобальной образовательной системы, унифицирующей сознание?
     да –75%; нет – 25%

 

     3. Одобряете ли Вы отказ от традиционной модели классического образования?
     нет – 100%

 

     4. Участвуете ли Вы в борьбе с расчеловечивающими проявлениями глобализма?
     да – 69%; нет – 31%

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник