ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ДЕРЖАВНАЯ БЕСЕДА ГОД ЦАРСКОЙ ГОЛГОФЫ СТРАНИЦА 3
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Предательством Царя
утрачена связь с Богом

 


Отец Спиридон

 

 

Свято-Благовещенская Никандрова пустынь находится в 37 км от города Порхова и в 70 от Пскова. Этот почитаемый верующими монастырь Псковщины возник в XVI веке на месте подвигов преподобного Никандра Пустынножителя. Обитель считается особым оплотом монашеского жития, однако в наше время здесь был выстроен храм в честь святой Семьи – Царственных Мучеников Императора Николая II, Императрицы Александры Феодоровны и их благоверных чад. Посетив монастырь, мы обратились к его наместнику архимандриту Спиридону (Иващенко) с вопросами не только о Царской церкви, но и о духовных проблемах современного мира.

 

– Батюшка, очень отрадно видеть возрождающуюся древнюю обитель, в которой построен храм в честь святой Царской Семьи. Будто некая связь времен. Расскажите, пожалуйста, о нем.

– Милостью Божией к строительству Царского храма приступили в 2003 году по благословению владыки Евсевия. Он как раз перед этим присутствовал на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года и был одним из инициаторов прославления святых Царственных Мучеников. Незадолго до этого меня назначили сюда служить. И благодарю Бога, что сподобил и меня, недостойного, принять участие в строительстве этого чудесного храма. Церковь простая, рубленая, но в ней служить всегда как-то особенно приятно. Ведь крестный путь святой Царской Семьи начался именно отсюда – с Псковской земли.

 

– А в чем важность их подвига для нас сегодня?

– Это пример верности Богу и своему народу. Ведь святой Царь Николай II мог бы вместе с Семьей бежать за границу и там спасти себе жизнь, но при этом покинуть свой народ. Но он любил народ и потому служил ему до конца дней. И если даже поверхностно посмотреть на всю ситуацию, то нельзя не ужаснуться, что в нашей Русской истории есть такое страшное злодеяние – убийство Императора, его супруги, детей. Разве это не преступление? И жестокая революция, установившая новую власть, восставшую против Бога, и гонения на Церковь... Одним словом, хотим мы этого или нет, но должны достойно осмыслить и понять, что Русский народ, к великому сожалению (как и тогда, так и сейчас!), не немножко даже, а серьезно отошел от Бога и Его Помазанника.

В результате – утрачена связь с Самим Богом. А ведь православный человек всегда должен ходить пред Богом: осознавать Его присутствие и Его великий Промысл во всем. А каким образом можно ходить пред Богом? – Стараться исполнять заповеданное Им. И быть в послушании у Бога и Его Помазанника. К сожалению, отступление произошло, и это прискорбно.

 

– Вы сказали «и сейчас». Т. е. тогда отступили и до сих пор так?

– Да, и тогда, и сейчас, в период 100-летнего осмысления, которое еще не завершено в полной мере. Не многие осознают и теперь, что произошло. А ведь без этого осознания, без покаяния невозможно возрождение России как Великой Святой Руси. Осмыслило случившееся лишь малое число православных. Даже среди тех, кто регулярно посещает храм, в основном нет понимания.

 

– А что необходимо понять?

– Некогда святой Предтеча Спасов Иоанн Креститель пострадал. Пострадал за то, что обличил нарушителя заповеди Божией. Он смело говорил царю Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего (Мк. 6, 18). Но тот предпочитал свою похоть выше заповеди Господней и, по научению блудницы, велел казнить святого Предтечу, отрубив ему главу. Так пострадал за правду святой Иоанн Креститель.

 


Храм святых Царственных Мучеников в обители

 

Фактически и Русские князья Борис и Глеб пострадали за заповеди Божии. Они не стали мстить, а призвали к миру: сложить оружие, чтобы не допустить кровопролития, братоубийственной войны. И святой Император Николай пошел таким же путем. Он не эмигрировал, а остался со своим народом. Не желал кровопролития, но призывал к мирному урегулированию – старался предотвратить гражданскую войну. В этом его истинный христианский подвиг. Он умер ради того, чтобы жили другие. А ведь нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). И хотя гражданская война все равно началась, но это случилось не по вине святого Императора Николая. Царь был настоящим христианином. На фоне прочих правителей (современных и прошлого времени) он – один из самых благочестивых.

Вообще, надо понимать, что задача праведного правителя – помогать Церкви вести людей к Богу. Не только создать благоприятные социально-экономические условия, но обезпечить народу возможность спасать свои души. А святой Государь Николай II как раз об этом и усердствовал.

 

– Да, эта забота отца – Царя-Батюшки – сегодня во многом легла на плечи священства, в том числе и Ваши. На что особенно необходимо обращать внимание на пути ко спасению души?

– Евангельские заповеди никто не отменял, они – на все времена. Иисус Христос вчера и днесь Тойже, и во веки (Евр. 13, 8). Поэтому борьба с грехом уместна в любое время. Как говорили подвижники и Святые Отцы, крест у каждого свой. Спасение – в безропотном несении трудностей и лишений нашей земной жизни, каких-то скорбей, болезней; в добросовестном добывании куска хлеба, что тоже является крестоношением. И, конечно же, в борьбе со страстями, которые у каждого свои.

 

    Православный человек всегда должен ходить пред Богом: осознавать Его присутствие и Его великий Промысл во всем. А каким образом можно ходить пред Богом? – Стараться исполнять заповеданное Им. И быть в послушании у Бога и Его Помазанника.

 

– А с чего лучше начать?

– Надо начинать с невидимой духовной брани с тем, с чем явно в себе, в своей жизни мы не должны мириться. А потом уже сможем понимать современную ситуацию, тенденции времени, например, распространения электронных технологий, и насколько все это влияет на умы и сердца людей. А они действительно влияют. Необходимо хранить чувства: зрение, слух. А просмотр телевизора человека от реальности отбивает, и интернет увлекает. И хотя пока это не касается прямого отречения от веры, все же лучше от всего такого уклоняться.

 

 

К сожалению, многие переключаются сегодня на внешнее, при этом оставляют главное – внутреннюю брань со своими страстями. И получается, что им это, внешнее, не на пользу. Самая большая проблема в том, что все эти технические новшества и у молодых людей, и у взрослых разрушают душевный мир. Человек, «побыв» в компьютере или смартфоне часа два, не может сразу молиться. Даже афонские старцы говорили: поколение, которое много смотрело телевизор, не способно к созерцательной молитве. Понятно, что до нее вообще редко кто доходит – но если кто-то и преуспевал раньше на Афоне в Иисусовой молитве, то это были те, кто рос без телевизора и компьютера. Вот такая ситуация.

 

– А как быть тем, кто, стараясь не следовать тенденциям времени, становится белой вороной?

В терпении вашем стяжите душы вашя (Лк. 21, 19). Если желаем спасения, то будем иметь скорби и даже гонения, как предупреждал нас об этом Сам Господь наш Иисус Христос. Потому постараемся не обращать внимания на упреки, поругания за веру. А попытаемся научиться за все благодарить Бога. Тогда во всем всегда будем благоразумны и мирны духом. Помогай нам всем Господь!

 

Беседовал Роман ЧУДОВ

 

 

Воспитанная Православием, преданность власти Царственной на Руси есть мощная опора нашей государственности в прошлом и надежнейший залог величия Российской державы в будущем. Только проникнутый полным и основательным сознанием этой несомненной и теснейшей родственной связи с народом своим, один из белых Царей Святорусских мог воскликнуть: «Да познает свет весь, что как мыслит Царь Русский, так мыслит и так дышит с ним вся семья Русская, т. е. верный Богу и Единородному Сыну Его, Искупителю нашему Иисусу Христу, Православный народ Русский!» (Слова из Высочайшего манифеста Императора Николая Павловича от 11 апреля 1854 г.).

Царевский А. А., проф. Значение Православия
в жизни и исторической судьбе России. Казань, 1898.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник