ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
МОНАРХИЯ ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

СВЯТИТЕЛЬ СЕРАФИМ –
ИДЕОЛОГ МОНАРХИИ

 


Святитель Серафим

 

 

С нынешнего номера мы начинаем публикацию небольшой работы о глубоко почитаемом нами святом – святителе Серафиме (Соболеве), чье наследие, неизвестное многим верующим РПЦ, нуждается в изучении и активной популяризации.

 

Архиепископа Серафима (Соболева) по праву можно назвать не просто иерархом-монархистом, а идеологом православной Монархии. Особое значение его слову придает общецерковное признание его святости. Хотя официальная канонизация состоялась совсем недавно – в 2016 году, почитание угодника Божия началось еще при жизни и никогда не ослабевало. В Болгарии, ставшей святому второй Родиной, оно огромно: к его гробнице в крипте Русского храма святителя Николая в Софии ежедневно приходят помолиться сотни людей: «О чудесах Владыки говорят уже очень давно. Многие даже не знают его имени, но веруют, что он им обязательно поможет… Архиепископ Серафим значительно более популярен среди болгар, чем среди Русских…» (Прославление святителя Серафима, Софийского чудотворца. URL: https://valaam.ru/publishing/11174).

К сожалению, последнее замечание справедливо – в России святитель Серафим известен далеко не всем православным верующим. Нечасто можно встретить в храме или церковной лавке его икону, его произведения практически не переиздаются и знакомы в основном его почитателям и специалистам, обращавшимся к ним в связи с какой-либо темой (чаще всего богословской). Но сегодня, когда не только в светском обществе, но и в церковной ограде распространены противоречивые мнения, наследие святителя может послужить надежным ориентиром во многих сферах: в богословии, истории, церковной практике, гражданской и духовной жизни.

Что же касается темы настоящей работы, то в своих главных идеологических, историософско-богословских сочинениях «Русская идеология» и «Об истинном монархическом миросозерцании» святой во всей полноте рассматривает идею Монархии как идею Божественного происхождения. Правильное восприятие ее духовной сущности стирает ложное эгоистическое суждение, восстанавливает «симфонию властей» и, главное, – определяет судьбу России. Ибо возрождение нашего Отечества возможно прежде всего через возвращение к нашей самобытной исторической традиции – Православному Царству, Русскому Самодержавию.

 

 

1. МОНАРХИЗМ
В БИОГРАФИИ СВЯТОГО

 

Святитель Серафим оставил не так много книг: Новое учение о Софии, Премудрости Божией. София, 1935; Протоирей С. Н. Булгаков как толкователь Священного Писания. София, 1936; Русская идеология. София, 1939; Об истинном монархическом миросозерцании. София, 1941; Искажение православной истины в русской богословской мысли. София, 1943; Проповеди. София, 1944. Нам также удалось найти изданную в России до революции работу святого о социализме, написанную им еще до принятия монашества, во время учебы в духовной академии: Социалистический и откровенный взгляды на будущий строй земной жизни. СПб., 1907. Две работы из наследия святителя – полностью о Монархии. При этом составители официального жития не вполне отразили значение Царской темы в судьбе и творениях угодника Божия. Создается впечатление, что данная тема преподносится лишь как некая дополнительная «изюминка», личное предпочтение, сложившееся в силу обстоятельств (семейное воспитание, круг общения, особенности характера и т. п.). Да, все перечисленное сыграло определенную роль, но нам хочется показать, что монархические взгляды святого составляли его неизменный внутренний стержень. Это – следствие именно того, чем он и угодил Богу: любви к православной истине и стремления следовать ей во всем. Т. е. проявление святителем Серафимом верности Закону Божию, исполнение самой главной заповеди о любви к Богу: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14, 15).

 

1.1. В РОССИИ

 

Родился архиепископ Серафим (в миру Николай Борисович Соболев) в городе Рязани 1/14 декабря 1881 года, в семье мещанина Бориса Матвеевича Соболева и его жены Марии Николаевны. У Соболевых было 12 детей (семь из них умерли в детском и юношеском возрасте); Николай появился на свет десятым. Серьезным испытанием для всех стала внезапная болезнь Бориса Матвеевича: когда будущему святителю исполнилось шесть лет, его отец перенес инсульт и следующие 14 лет, вплоть до своей смерти, оставался прикован к постели. Обстановка в доме была проникнута духом молитвы и глубокого осознания Промысла Божия в жизни человека. Большое влияние на Николая оказала его благочестивая мать, желавшая, чтобы сын стал священником. Архипастырь нежно любил ее и в дальнейшем всегда старался устроить Марию Николаевну недалеко от места своего служения.

В 1894 году Николай Соболев был принят во второй класс Рязанского духовного училища, затем окончил Рязанскую духовную семинарию и в 1904 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В годы учебы он неоднократно посещал святого праведного Иоанна Кронштадтского и других известных подвижников благочестия того времени. Также юноша сблизился с инспектором Санкт-Петербургской духовной академии архимандритом Феофаном (Быстровым) (впоследствии архиепископом Полтавским), аскетом и монархистом, духовником Царской Семьи. Отец Феофан развил у него интерес к святоотеческой литературе и повлиял на его выбор пути спасения в монашестве.

Батюшку Иоанна Кронштадтского святитель Серафим глубоко чтил, что видно из его проповедей, где тот часто упоминается как образец для подражания и великий святой (хотя на тот момент он еще не был прославлен) (см., напр.: Серафим (Соболев), архиеп. Приветствие причастникам в субботу первой Недели Великого Поста // Серафим (Соболев), архиеп. Проповеди. URL: http://russportal.ru/index.php?id=church_writing.seraphim_sobolev1944_00_003). Также духовные чада Владыки свидетельствовали, что он нередко повторял в назидание изречения отца Иоанна (например: «Поменьше своемудрия, побольше простоты»). Поэтому святителя можно назвать духовным сыном и последователем всероссийского пастыря, который тоже был убежденным монархистом. «Друзья, крепко стойте за Царя, чтите, любите его, любите Святую Церковь и Отечество и помните, что Самодержавие – единственное условие благоденствия России; не будет Самодержавия – не будет России», – наставлял отец Иоанн.

По свидетельству митрополита Вениамина (Федченкова), учившегося на курс раньше будущего святителя, в духовной академии Николая Соболева называли «Колечкой». Такое обращение утвердилось из-за особой доброты молодого человека к ближним. В свободное от учебы время его любимым занятием была игра на рояле в семинарском зале и пение молитв, в том числе собственного сочинения.

 


Николай Соболев – студент
Петербургской духовной академии

 

Примечательно, что, несмотря на всю присущую ему скромность и мягкость характера, когда возникала необходимость противостать какому-либо злу, святой всегда проявлял твердость, прямолинейность и смелость. Будучи студентом Петроградской духовной академии, он один протестовал на студенческих сходках против революционных резолюций студентов. Для России это были роковые, тяжелые годы. Жертвами революционной пропаганды и анархических брожений часто становились студенты и учащиеся в духовных школах и семинариях. Но извергающийся вулкан революции не был случайным явлением. Уже два столетия темные силы упорно и тайно работали на разложение Русского общества, насаждая анархизм, безбожие, свободомыслие, богоборчество. Эти адские темные силы стремились уничтожить самое великое православное государство, которое своим существованием мешало действующей уже в мире тайне беззакония (см.: 2 Сол. 2, 7). Духовно просвещенный и умудренный владыка Серафим ясно понимал безумие надвигавшейся кровавой революции и весь трагизм событий, апокалиптически менявших ход истории человечества.

К годам учебы в академии относится замечательная работа святителя против социализма, написанная как раз в контексте православной эсхатологии – «Социалистический и откровенный взгляды на будущий строй земной жизни». Уже в ней он показывает себя глубоким мыслителем и поборником Царской власти.

26 января 1908 года, на четвертом курсе академии, Николай принял монашеский постриг с именем Серафим. 3/16 февраля 1908 года епископом Сергием (Тихомировым) монах Серафим был рукоположен в иеродиакона, а 18/31 марта – в иеромонаха. Осенью 1908 года он защитил диссертацию на кафедре нравственного богословия «Учение о смирении по Добротолюбию». Рецензент профессор А. А. Бронзов высоко оценил эту работу как выходящую за рамки кандидатской диссертации. 16 сентября 1908 года Ученый совет академии постановил удостоить иеромонаха Серафима ученой степени кандидата богословия с правом получения степени магистра без новых устных испытаний.

Тема смирения оставалась для святителя важнейшей на протяжении всей его жизни. Наверное, если писать его икону с изображением свитка, туда можно было бы вынести слова Владыки, с которыми он, подражая и действительно уподобляясь своему небесному покровителю преподобному Серафиму Саровскому, обращался к духовным детям: «Прошу тебя, радость моя, побыстрее обрети смирение!» (Серафим (Соболев), архиеп. Краткие духовные наставления. Из записок духовных чад архиепископа Серафима // Кострюков А. А. Пламень огненный. Жизнь и наследие архиепископа Серафима (Соболева). М., 2015. С. 220).

 

Продолжение см. на стр. 15

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник