ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
БИСЕР ДУХОВНЫЙ СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Война и Библия

 

 

 

Продолжение. Начало см. в № 11 (179)

 

№ 11 (179) мы начали публикацию творения святителя Николая Сербского «Война и Библия». Книга была написана в 1932 году, когда человечество еще переживало трагические последствия Первой мировой войны и уже готовилось к следующей – Второй мировой. Для современного мира, где не утихают локальные военные конфликты, эта работа не утратила актуальности. Однако новая важнейшая и обширнейшая война идет и сейчас – это война идеологическая, духовная. И она гораздо страшнее физической, ибо Господь заповедовал бояться убивающих не тело, но душу (см.: Мф. 10, 28). Все высказанные святителем положения и выводы вполне применимы и к этой – главной – войне.

 

РАЗВРАТ НА ВОЙНЕ
ПРИНОСИТ НЕСЧАСТЬЕ

 

Теперь, генерал, будьте добры послушать, что написано в другом месте Библии: Когда пойдешь в поход против врагов твоих, берегись всего худого (Втор. 23, 9).

Оберегать себя от всякой злой вещи на войне, особенно от прелюбодеяния, представляет собою основное правило военной морали неиспорченных балканских крестьян. Что несет с собою исполнение, а что – неисполнение этой заповеди, – лучше всего показывает история израильского народа.

Недостойный военачальник не побеждает. Недостойный солдат гибнет без славы. «Война Моя», – говорит Господь. Когда Творец неба и земли, Господь Саваоф, имеет Свои замыслы по отношению к данному народу, то никто на свете не может помешать их исполнению, кроме самого народа. В отношении израильского народа замысел Господень был в том, чтобы среди всех народов сделать его светилом Своим по вере в Него Единого, Живого, Истинного. Поэтому Господь и освободил Израиль от египетского рабства и привел его в Ханаан, в обетованную землю Авраама, Исаака и Иакова. С помощью Божией Израиль прошел бы этот путь быстро и легко – если бы сам себе не ставил препятствий в пути. Ни фараон, ни Красное море, ни Амалик, ни все Цари и народы языческие, живущие между Египтом и Иерусалимом, не были бы в состоянии задержать шествие народа, ведомого Богом или, точнее, носимого Духом Его Всемогущим.

Но грехи самого Израиля, страшные грехи против Бога, Невидимого Вождя его, задерживали, останавливали, возвращали, заводили на распутья и ввергали народ в смертельные опасности. При малейших неудачах, допускаемых Богом ради испытания веры народа, народ этот, как безумный, роптал против Господа Бога, за что навлекал на себя страдания от болезней, мучения от змей, поражения от врагов и безысходные блуждания по пустыне в течение 40 лет. Но как только народ каялся, то, отрезвленный и очищенный от грехов, опять легко шел вперед, преодолевая без труда все препятствия и побеждая без потерь своих врагов… После двух блестящих побед, одержанных покаявшимся и очищенным израильским народом над языческими царями, страх объял все соседние народы. Особенно же испугались моавитяне и мадианитяне. Когда Моисей с народом своим подошел к их границам, то они в страхе говорили друг другу: Этот сонм поядает теперь все вокруг нас, как вол поядает траву полевую (Чис. 22, 4).

Но избранный народ опять стал чинить себе препятствия на пути, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава (Там же. 25, 1). Когда народ стал прелюбодействовать, то забыл и о Боге, Едином и Живом, забыл о предназначении своем и остановился в пустыне. Прелюбодействуя телесно с женщинами моавскими, израильтяне грешили и духовным прелюбодеянием, т. е. тем прелюбодеянием, которое громогласно изобличалось всеми пророками в сыновьях и дочерях избранного народа. Это духовное прелюбодеяние, заблуждение и помрачение ума, плод прелюбодеяния телесного – и еще страшнее его, – состояло в отпадении от Единого Живого Бога и поклонении языческим идолам. Сердце народа «прилепилось» к бездушным идолам моавитян. Дочери моавские толкали израильтян на телесное и духовное прелюбодеяние, а израильтяне шли к ним и поклонялись идолам их, принося этим идолам жертвы. И вместо того чтобы израильский народ начал войну с моавитянами, моавитяне стали враждовать с ним. Они враждебно поступили с вами в коварстве своем, прельстив вас (Там же, 18).

По закону греха весь народ Божий должен был быть побежден и истреблен, ради измены Богу своему. Но и на этот раз спасла его милость Божия, смягчившая закон греха; а спасла его только ради праведной ревности Моисея и Финееса. Финеес, внук Аарона, огорченный беззаконием народа, ворвался в палатку одного израильтянина, приведшего к себе женщину мадианитянку, и обоих их пронзил копьем. А Моисей приказал повесить всех князей народных, своим безпутством и развратом дававших пример народу. Израиль испугался и покаялся в грехах своих. И только тогда мог вспомнивший Бога народ двинуться вперед после долгой остановки в пути. Пойдя войной на врагов своих, он смог покорить их, завладев их городами и всею землею.

Из всего этого ясно, что:

1) наряду с прелюбодеянием телесным следует и прелюбодеяние духовное, т. е. отпадение от истинного Бога, отрицание Бога и поклонение ложным богам;

2) и то, и другое прелюбодеяние приносит на войне несчастье.


ГРАБЕЖ НА ВОЙНЕ
ПРИВОДИТ К ПОРАЖЕНИЮ

 

После того как без труда и потерь Иисус Навин овладел укрепленным городом Иерихоном, войска его потерпели поражение перед неукрепленным аморрейским городком Гаем. Правда, Иисус послал всего 3000 человек для покорения Гая, но это количество солдат и по самому точному человеческому расчету было вполне достаточным, т. к. в Гае было мало солдат. Случилось же нечто неожиданное. Лишь только войско Навина приблизилось к Гаю, как сразу же обратилось в бегство. Причина этого бегства внешне совершенно необъяснима. Жители Гая вышли из своего городка и, погнав израильтян, убили 36 человек, что произвело большую панику среди остальных, и все войско Навина бросилось бежать. Ободренные жители Гая преследовали израильтян и, догнав их около какой-то горы, разбили их наголову (см.: Нав. 7, 5). Это внезапное поражение внесло страх и трепет в остальное войско Израиля, и ослабело сердце народа и стало, как вода (ср.: Там же).

А военачальник Израиля, Иисус Навин, пал лицом на землю перед ковчегом Завета – святыней, перед которой обычно молился Богу, и стал сетовать, прося Бога открыть ему причину этого поразительного случая. До вечера, сетуя, лежал он так; и открылось ему Богом, что причиной несчастья был грабеж. Бог сказал ему: Израиль согрешил, и преступили они завет Мой, который Я завещал им; и взяли из заклятого, и украли и утаили, и положили между своими вещами (Там же, 11). Услышав это, Иисус Навин стал искать грабителя, виновника народного несчастья. И нашел его в лице некоего Ахана, сына Хармия из колена Иудова. Ахан признался, что увидел в Иерихоне какой-то плащ, двести сиклей серебра и слиток золота и, соблазнившись, взял все это себе и закопал в землю перед своим шатром. Тогда Иисус сказал ему: За то, что ты навел на нас беду, Господь на тебя наводит беду в день сей (Там же, 25). Ахан был жестоко наказан: его побили камнями вместе с семьей, скотом и имуществом, краденым и некраденым. После такого кровавого очищения греха в своем войске Иисус Навин вновь пошел на Гай и овладел им без усилий.

Эта война ясно нас учит, что народ с Божественной миссией, желающий либо наказать, либо исправить другой народ, не смеет ни в одной заповеди преступить закон Божий. Ни войско, ни вождь, ни даже самый обыкновенный солдат не смеют преступить закон Божий. Если только один солдат войска совершит кражу, займется мародерством, прелюбодеянием или осквернением святыни или совершит какой-либо другой грех против Божиего закона, – то этим он создает препятствие к военной удаче всей армии. Чем выше по чину воин, тем большим препятствием будет его грех. Грех военачальника против Бога и Божиего закона равносилен измене и сдаче неприятелю.

На войне возмездие за всякий грех следует быстрее, чем в мирное время. Этого никогда не надо терять из виду. Война – это быстрая Божия расплата за долго длящиеся дела человеческие в мирное время. Мы сожалеем и горюем, что такой-то отряд случайно попал впросак и погиб. Но нет случайности на войне. Или же мы жалеем офицера, погибшего от «шальной» пули, залетевшей в его палатку. Нет и никогда не было «шальных» пуль. Каждая пуля попадает туда, куда надо. На войне нет слепых случайностей, генерал.

Крестьянские народы наших Балкан всегда знали, что на войне солдат должен быть чист от греха и духом прям, должен со страхом стоять, как свеча перед Богом. Это они знают и теперь, и этим знанием руководятся на войне, поскольку они духовно не развращены теми, кто, ничего не зная и ни о чем не думая, говорит о войне. Количество же этих последних на Западе очень велико. Они потеряли всякое понятие о тонких духовных и моральных влияниях, имеющих на войне решающее значение.

Решающую роль на войне приписывают они машинам живым и мертвым, т. е. солдату как живому материалу и военным орудиям. Все это вместе, без различия, они называют одним словом «материал». Материалисты во всем, они материалисты и в оценке войны. Их философия войны признает лишь материал и технику. Поэтому их оценка войны ничтожна, поэтому все их предвидения и предсказывания, касающиеся последних войн (живыми свидетелями коих являемся мы), все без исключения, были опровергнуты исходом этих войн. Их основная ошибка, не разделяемая балканским крестьянином, заключается в том, что в борьбе двух армий они видят только эти две армии, а не видят Третьего, Решающего, Всевидящего, о Котором неиспорченные крестьянские народы на Балканах думают больше, чем о воюющих сторонах. Это и есть библейское отношение к войне. Из этого ясно, что:

1) Господу Саваофу отвратительны грабители на войне;

2) грабеж отдельных людей препятствует удачному исходу войны.

 

Продолжение следует

 

 

Уважаемые читатели! Нашу газету можно приобрести в Москве по следующим адресам:

1. Черниговский пер., д. 9/13, стр. 2, Международный фонд славянской письменности и культуры, магазин «Кириллица» (м. «Третьяковская»);

2. Ул. Шкулева, д. 17 А, «Казачья лавка» (м. «Волжская»);

3. Ул. Маросейка, д. 4/2, стр. 1, магазин издательства «Благословение» (м. «Китай-город») (http://blagoslovenie.ru).

В Санкт-Петербурге:

1. Ул. Швецова, д. 41 (на территории БЦ «Тентельхофф»), издательство «Царское Дело» (м. «Нарвская»), тел.: 89119325493;

2. Каменноостровский просп., д. 10, литера Б, корп. 2, лавка «Слово» (м. «Горьковская»).

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник