ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... ЧЕРНАЯ СОТНЯ СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

 

 


Памятная доска на доме
А. С. Вязигина в Харькове

 

«Только вера дает силу жить»

 

Окончание. Начало см. на стр. 8

 

В 1908–1912 годы Андрей Сергеевич Вязигин был председателем фракции правых в Думе и проживал в Санкт-Петербурге. Один из самых трезвомыслящих политиков-монархистов, он не только понимал, какие силы выступают против России, но и не строил иллюзий относительно состояния Русского общества, особенно его высших слоев. В 1912 году в письме к жене он замечал: «…нет людей, которые остановили бы падение России, давно разлагающейся. Тут непреодолимые действуют силы, и карающая десница Божия занесена над нашей Родиной. Впереди только чудо может спасти нас от общей участи – разложения государственности. Россия еще долго может сопротивляться, но ее мозг поражен болезнью, и эта болезнь главная. Сюда должны быть направлены все заботы врачебные. Увы, этого не видят, или не хотят видеть!»

По окончании работ III Думы А. С. Вязигин не захотел участвовать в новых выборах и решил сосредоточить свои силы на научно-педагогической деятельности. Он никогда не расставался с мыслью снова попасть на кафедру, а потому даже в Петербурге продолжал свои научные занятия и издал в 1912 году книгу научных статей «Идеалы „Божьего Царства“ и монархия Карла Великого». С весны 1913 года Вязигин вернулся в Харьков и приступил к исполнению профессорских обязанностей. Однако из-за консервативных политических убеждений он получил должность ординарного профессора только в мае 1913-го, да и то с прибавкой «и. о.».

С весеннего полугодия 1914 года А. С. Вязигин начал читать лекции и вести практические занятия по истории средних веков на Высших женских курсах при Товариществе трудящихся женщин в Харькове. Великолепно зная предмет по первоисточникам, он блестяще справлялся с поставленной задачей, с редким «терпением и настойчивостью» приучая своих слушателей «относиться вдумчиво к читаемым под его руководством памятникам давно угасшей жизни».

А. С. Вязигин был убежден: «Чтобы справиться с выдвигаемыми жизнью жгучими и острыми вопросами, надо прежде всего знать. Ни одна наука не имеет в этом отношении такого значения, как история, дающая нам опыт длинной вереницы поколений. <…> Обогатив себя знанием, приучившись вдумчиво и самостоятельно относиться к прошлому, человек спасает свою духовную свободу…»

Исходя из такого понимания науки, А. С. Вязигин задумал выпустить хрестоматию по истории средних веков (пособие к лекциям и практическим занятиям). За 1916 год он издал три выпуска, которые были высоко оценены научной общественностью, с точки зрения как содержания, так и полиграфического оформления. В 1917 году он успел издать первую часть четвертого выпуска.

После февральского переворота, как и большинство монархистов, Андрей Сергеевич не участвовал в политической деятельности.

С приходом к власти большевиков он не собирался покидать Харьков и продолжал работать в университете. В начале апреля 1919 года советом комиссаров высших учебных заведений (СКВУЗом) А. С. Вязигин был отстранен от преподавания, лишен профессуры, а с 13 мая (по ст. ст.) заключен в тюрьму.

Как известно, именно харьковская ЧК являлась главным распределителем арестованных советской властью. Отсюда жертвы направлялись в концлагерь, каторжную тюрьму или особый отдел. В заключении А. С. Вязигин читал лекции по средней истории своим соузникам. Один из них, его многолетний друг, профессор Я. А. Денисов сообщал, что в качестве гонорара А. С. Вязигин получал от них «гнилое яблоко и, кажется, кусочек полусырого буряка».

В июне 1919 года перед отступлением красных из Харькова большая часть узников тюрьмы и концлагеря была уничтожена, трупы сбросили в яр и слегка присыпали землей. Остальных вывезли в качестве заложников. В их числе оказались прежде всего члены «Русского Собрания», представители дворянства, члены семей промышленников, купцов, «группа лиц судебного ведомства».

Сохранилось архивное дело «О лицах, арестованных губисполкомом и губернской чрезвычайной комиссией», из которого видно, что «профессор всеобщей истории, домовладелец, семейный» А. С. Вязигин был взят в заложники именно за свою прежнюю политическую деятельность –как активный участник «Харьковского Союза Русского Народа». Об этом свидетельствует протокол допроса Чрезвычайного военно-революционного трибунала, произведенного в Орле, куда из Харькова через Сумы отправили заложников.

В Орле вначале их поместили в центральную тюрьму, а потом в концентрационный лагерь. По свидетельству нескольких чудом уцелевших, на допросах в тюрьме и лагере А. С. Вязигин «держал себя с достоинством, с непоколебимым мужеством, как герой».

8 октября 1919 года в газете «Новая Россия» в статье «Чудом спасенные» сообщалось, что А. С. Вязигин был зарублен в Орле в ночь на 11/24 сентября. А 10 октября в той же газете была опубликована статья профессора В. П. Бузескула «Памяти ученика, профессора-страдальца», где он раскрыл некоторые ставшие известными ему факты последних месяцев жизни своего ученика.

Перед нами предстает стойкий православный христианин. По словам В. П. Бузескула, накануне своей кончины, с 3 по 10 сентября (по ст. ст.), А. С. Вязигин вел дневник («несколько маленьких листиков, написанных карандашом, твердым, убористым почерком, самая большая запись – под роковым 10 сентября»), где излагал свои мысли о Боге, науке, семье. Еще в одной из статей 1899 году А. С. Вязигин высказал убежденность в том, что «только вера дает силу жить, зарождает упование на милость Творца, не оставляя человека безпомощным и одиноким». Эту веру и пронес Андрей Сергеевич до последних своих земных дней.

 

Подготовила
Татьяна ВИНОГРАДОВА

 

Источник: Каплин А., Степанов А.
«Только вера дает силу жить…» //

Правая Россия. Жизнеописания Русских
монархистов начала
ХХ века.
СПб., 2015. С. 496–520.

 

 

Из наследия А. С. Вязигина

 

 

Исповедание Православия, как руководящего начала, не может привести ни к проповеди грубого насилия, человеконенавистничества и вражды, ни к стремлению насадить невежество, грубость и рабство мысли в стране, издавна православной, именующей себя «Святая Русь». Ведь история красноречиво говорит, что народы, воспринявшие христианство, делались культурнее, человечнее и способнее к дальнейшему движению. Церковь была великой воспитательницей народов, рассадником образованности и хранительницей наследия древности. Вся наша литература держится на подвиге святых Кирилла и Мефодия; благодаря нашему духовенству, мы сохранили своеобразие, отбились от кочевников, татар, поляков, Запада. Православие создало наше Отечество и ныне хранит его.

«Является ли „Русское Собрание“ противником всяких преобразований?»

 

+   +   +

По совершенно справедливым словам носителя славянофильских заветов, Царь, царствуя, почитается совершающим великий подвиг, подвиг самопожертвования для целого народа – он кладет душу свою за други свои и тем самым проявляет любовь; «больше сия любви никтоже имать», ибо начало власти представляется началом принудительным, отвлекающим от работы над собственным духовным перерождением. Поэтому Царь представляется народу выразителем начала любви к нему, любви по возможности абсолютной, а это, конечно, функция священная, и сам Царь священен, как проявитель священного начала. Власть, понятая как бремя, а не как «привилегия» – краеугольная плита Самодержавия христианского, просветленного и тем отличного от, так сказать, стихийного, восточного <…> (см.: Хомяков Д. Самодержавие (опыт систематического построения этого понятия). М., 1903. С. 40 и след.). <…>

Не царство всеобщей сытости, не нелепые мечты о равенстве долей всех и каждого на наслаждения и утехи земные, но Царствие Божие – торжество извечной правды, победа лучших сторон человека, обладающего образом и подобием Божества, над человеком-зверем – вот исконный идеал христианского Самодержавия, вот высокая цель, к которой оно ведет многострадальную Русь.

«Величие Самодержавия»

+   +   +

Профессор Д. Н. Овсянико-Куликовский приходит к убеждению, что «денационализация ведет к упадку личности, к ослаблению ее умственной деятельности, к нравственному разложению». По мнению почтенного ученого, «мы не замечаем психологического значения национальности для правильного развития, для нормального душевного отправления функций личности, как не замечаем своего здоровья, воздуха». <…>

Измена своему народу отражается самым неблагоприятным образом на умственной и нравственной жизни личности. Наоборот, та же чуждая посторонних соображений наука устанавливает, что все великое в мире выросло на национальной почве; безсмертные памятники искусства, литературы, мощные религиозные, политические и общественные движения всегда коренились в глубоких народных слоях и отражали в себе, как в зеркале, народный характер. Новейшие изыскания в области истории мысли и психологии дают вполне незыблемую почву положению, что, только укрепившись в своих национальных воззрениях, обусловленных языком, как орудием идейного обмена и творчества, возможно служить общечеловеческим запросам. <…>

Стало быть, поборники национального самосознания являются первыми друзьями истинного просвещения, а слуги «космополитизма» – насадителями застоя и виновниками нравственного и умственного разложения.

«О денационализации России»

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник