ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ДЕРЖАВНАЯ БЕСЕДА ГОД ЦАРСКОЙ ГОЛГОФЫ СТРАНИЦА 5
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Нужно воспитывать
носителей Царской идеи

 

 

 

Окончание. Начало см. на стр. 3

 

– Что еще характерно для нашего времени, на что следует обращать наибольшее внимание в деле спасения души?

– Наше время, на мой взгляд, особенно лживое. Мы сильно погрязли в фальши, формализме – друг другу пытаемся кем-то казаться, обманываем близких и себя убеждаем во лжи. К борьбе с этим, думаю, необходимо приложить основные силы души – и внутри себя гореть молитвой, и внешне быть ревностными по славе Божией. Вот, покровитель нашего храма, в котором я служу, святой пророк Илия. Мы знаем, какой он был пламенной веры, горячности, ревности по Богу.

А мы, немощные его ученики, гасим свою искру Божию в приспособленчестве к миру. Если возгревается дух постом, искренней молитвой, сугубой милостыней, частым чтением Священного Писания, житий святых и их аскетических творений, то потухает приспособленчеством, соглашательством с грехом, вытеснением Духа Божия мирским. А за это «пошлет им Господь духа заблуждения, так что они будут верить лжи» (ср.: 2 Фес. 2, 11), и «слыша, не слышат, и видя не видят, и не уразумеют» (ср.: Мф. 13, 13). Чему мы сейчас и свидетели.

 

 

Ни один государственный деятель в многовековой Русской истории не пытался отрицать правильность отношения к абортам как к преступлению. Началось все с большевиков: разрешение на аборты было закреплено одним из первых ленинских декретов. Уничтожение младенцев в утробе называли реализацией прав женщины самой распоряжаться своей жизнью, вести общественную деятельность и т. д. К чему это привело, всем хорошо известно.

Сегодня прерывание беременности в нашей стране разрешено проводить на сроке до 12 недель без ограничений и вплоть до родов – при наличии показаний врача. Детоубийства, совершающиеся в государственных учреждениях, входят в обязательное медицинское страхование.

 

Для меня пророк Илия – учитель непримиримого отношения ко греху и его проявлениям в обществе. Современные христиане в массе своей назвали бы этого великого святого религиозным фанатиком, не имеющим любви. Но, обратите внимание! – Господь такого пламенного верой Илию сделал пророком не только ветхозаветным, но и новозаветным. Это один из двух святых в истории мира, который еще не умирал! Пророки Илия и Енох в конце времен будут обличать антихриста и проповедовать скорое Пришествие Христа. Поэтому я часто в престольные праздники говорю своим прихожанам: молитесь ему усердно – возможно, вы еще сподобитесь увидеть покровителя нашего храма воочию! Именно своей горячностью, ревностью по Богу пророк Илия будет миссионерствовать в последние времена среди людей, объятых антихристовым духом обольщения, заблуждения. Этот признак последних времен вполне характерен для нас.

И вот, для того чтобы начать хоть немного подвизаться духовно, нам необходимо перестать соглашаться с грехом и для начала не лгать себе. Не подстраиваться под обстоятельства, под конъюнктуру дня, под властей и прочее. А, как Господь сказал, искать прежде Царства Божия и правды Его (ср.: Там же. 6, 33), а не человеческой. Часто же, когда невыгодно человеку что-то и он хочет себя оправдать, то начинает придумывать себе разные весомые, как ему кажется, аргументы. А взглянуть в глаза правде, пусть тяжелой, принять ее – нелегко. Зачастую проще выдавать желаемое за истинное, чтобы остаться в зоне своего комфорта. Например, не хочется признавать, что наш народ испытывает очевидный морально-нравственный упадок, и начинаем оправдывать это состояние происками внутренних и внешних врагов – «либерального лобби», «глобалистов» и т. п.

 

 

– Вы отметили, что время лукавое, как же научиться понимать, что добро, а что зло, чтобы бороться с последним?

– Об этом сказано в Писании Самим Господом. Ну, и «по плодам их узнаете их», а не по красивым словам и благовидным предлогам. Повторю: в наше время особенно необходимо читать святоотеческие аскетические наставления, чтобы даже не столько подражать им (уже вряд ли получится), а хотя бы глядя в их свете на свое духовное состояние, погружаться в должную глубину смирения и, опять же, честно на себя смотреть. Перечитывая, например, каждым Великим Постом «Лествицу» преподобного Иоанна, я сразу понимаю, где нахожусь, насколько далек даже от наименования христианином. А ведь Бог дает благодать за одно главное качество, без которого все подвиги не имеют силы, – смирение. Хотя бы не мнить, что ты что-то собой представляешь, понимаешь в духовной жизни… Вот ориентир для определения правды и лжи. А не приспособление к миру, объявление греха нормой и тем самым уничтожение даже повода к покаянию в нем, к смирению, стремления к исправлению.

Как мне один священник сказал: «А что ты хочешь, мы же живем в светском государстве». Да мы можем хоть в сатанинском государстве жить, но сами должны при этом оставаться христианами. Наше отношение к миру должно быть христианским, а не «светским», мы же не должны со злом смиряться! Новозаветные слова: «Дружба с миром – вражда против Бога» и «Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (ср.: Иак. 4, 4) – надо сейчас повесить в каждом храме перед глазами всех прихожан и священников, это непреложная истина ныне особенно актуальна! Вот в чем корень наших зол – у нас до сих пор «кругом измена, трусость и обман».

 

– В заключение беседы, возвращаясь к теме 100-летия Царской Голгофы: как нам усвоить ее уроки, каким должно быть наше покаяние?

– Приведу слова одного батюшки: «Если нет Царя у России, то наша задача-минимум – постараться воспитать как можно больше верноподданных». Думаю, что основным покаянным деланием может стать воспитание, просвещение людей, которые бы осознавали, что такое Царская идея для России, как она важна и насколько необходима сейчас. Наши силы должны быть направлены на осмысление истории, развенчивание старых мифов и препятствование созданию новых (таких как «Матильда»).

Мы живем 100 лет без Государя. Если непредвзято, без либерального пафоса сравнить состояние страны до и после революции, то очевидно, что Россия без Царя если не мертва, то, во всяком случае, очень больна. Понятно, что Царство Небесное на земле даже с Царем недостижимо, и не стоит это забывать. Но нужно, по крайней мере, стремиться, чтобы жизнь на земле не превратилась в ад. Мы видим, что о душе народной ни советские власти, ни последующие либерально-демократические никак не заботились, а угнетали и растлевали. До сих пор не могут принять простые меры, законы о защите жизни детей; боятся провозгласить национальную идеологию, а подспудно насаждают идеалы потребительского общества; ни нравственности, ни элементарной цензуры в культуре и СМИ не вводят...

 

Теплохладность – духовное равнодушие, расслабленность. Это состояние, при котором человек не делает решительный выбор между добром и злом, верой и неверием, святостью и грехом.

 

 

 

Духовно мы разлагаемся. Нет единого народного фронта сопротивления наступающему злу. Ясно, что одних усилий Церкви в этом недостаточно, нужна поддержка и государства, как никогда нужна симфония властей! При наличии Удерживающего негативные процессы народ был бы духовно-нравственно огражден. Это в корне другой стиль правления – когда Государь относится к своим подданным как к детям. Недаром Царя мы называем «Батюшкой» – это совсем не то, что различные временщики. Или как в семье – бывает отец, а бывает отчим, или вообще ребенка сдадут в детский дом. Конечно, такое отношение, как в семье, ни в детском доме, ни даже в приемной семье невозможно. У нас сейчас как раз нет Отца – мы сироты.

В связи со 100-летием Русской Голгофы хочется, чтобы наш народ стал все это осознавать. И, конечно, – величие той жертвы, которую принес Государь Николай II. Ведь его подвиг в истории безпримерен! Одно дело, когда человек страдает сам ради истины Христовой, другое дело – Царь вместе со всей Семьей ради будущего своего народа. Причем Государь знал из бесед со старцами о мученической кончине всей своей Семьи – и не отступил. А знать, годами ждать и видеть приближение этих страшных событий для себя и своих близких – еще тяжелее крест, чем сразу отдать жизнь… Так что вот это все нам надо стараться понять, помнить и строить свою жизнь, исходя из этого осознания.

 

Беседовала
Анастасия ДЕРЖАВИНА

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник