ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"

ПЕЧАТАЕТСЯ ДВА РАЗА В МЕСЯЦ

№ 6 (222)  15 марта 2019 г.

 

 

 

 

 

 

  стр. 6

     

       

 

Чистоты сый Источник, постом соблюди нас, Милостиве...

  

 

 

 

 

 

 

 

 

стр.14  

 

Пост, возвращающий Небо

 

Кто учредил пост? Не человек, без сомнения, но Творец человека. Начало поста – в раю. Первая заповедь, данная первому человеку, обязывала его к посту. От древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него (Быт. 2, 17). И человек, доколе сохранял сию заповедь, зрел Небо, – ходил во свете лица Божия; нарушив ее, перестал видеть Небо и начал ходить во мраке греха. Чтобы видеть отверстое Небо, надобно иметь око души, не омраченное грехами; а чтобы иметь такое око, – надобно воздерживать мысль и чувство от греховных снедей. Пост в невинном состоянии человека был средством, предохраняющим от душевной слепоты, а ныне, в состоянии греховном, сделался он средством, врачующим эту слепоту.

Пост в ветхозаветной Церкви был в большом употреблении. Становилось ли небо медяным – люди постились. Делалась ли земля железною – люди постились. Нужно ли было испросить у Бога какое благо – испрашивалось в посте и молитве.

Иисус Христос не изрек особенной заповеди о посте, но утвердил важность и святость его собственным примером, и говорил ученикам Своим о посте как о необходимой потребности в деле спасения. Так, когда они спрашивали Его, почему не могли они исцелить бесноватого, Он отвечал им: Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом (Мф. 17, 21). Пример Иисуса Христа в деле нашего спасения более, нежели заповедь. Здесь Он учит нас самым делом. По примеру Его сорокадневного поста Святая Церковь учредила нынешнюю Четыредесятницу, заповедуя нам поститься телесно и духовно. Ибо воздержание от известной пищи без воздержания от грехов было бы безполезно. Как наша душа соединена с телом, так пост внутренний должен быть связан с наружным. <…>

Святая Церковь ныне заповедует нам то же, что было заповедано в раю: Не снесте. Правда, того испытательного древа, которое стояло в раю, ныне не существует; но зато весь мир обратился в древо познания добра и зла. Все, еже в мире, похоть плотская и похоть очима и гордость житейская (1 Ин. 2, 16), – говорит Апостол. Не снесте – т. е. ничего такого, что питает или возбуждает наклонность ко греху; не снесте – ни чувствами, ни мыслями, – ибо весь человек должен поститься всем существом своим.

 

Митрополит
Никанор (КЛЕМЕНТЬЕВСКИЙ)

 

Из Слова в первую седмицу Великого Поста

 

Избранные слова и речи:
В 3 т. Т. 1. СПб., 1857.

 

© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник