ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 


Надвратный образ Одигитрии

 

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ:
О МОЛИТВАХ И ПОСЛЕДОВАНИЯХ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТРЕБНИКЕ

 

ГЛАВА 23:

 

§ 66.

ОДИГИТРИЯ

 

«Все упование на Тя». Многие плавающие по водам, возлагая все упование свое на Матерь Божию, поставляют образ Ее на кормах своих судов. В самом деле, если язычники выставляли на носу кораблей изображения своих богов, то почему же, водимые истинным богопознанием и воспитанные в святой вере, не можем поставить образа Божией Матери на мореходных и речных судах своих?

Знаменитейшее и известнейшее из всех наименований Ее издревле было и есть наименование Одигитрии, т. е. Путеводительницы; под сим именем призывают Ее во многих нуждах; сему имени посвящаются многие церкви. Знаменитейший из цареградских храмов, прославленный многими писателями, был храм во имя Божией Матери, известный под именем Одигитрии, созданный Пульхериею. Никифор (в кн. 14, гл. 2) пишет: «Некоторой знаменитейшей [в Царьграде] улице дано имя от Марии Одигитрии [Путеводительницы]». По этой улице входил некогда в город Михаил Палеолог, совершая торжественное шествие. Григорас (в кн. 4) изображает это шествие в следующих словах: «Царя встретила Царица, но не прежде того, когда он облобызал икону Пренепорочной Божией Матери и совершил пред нею подобающее поклонение на улице, Одигитрии (Путеводительницы) именуемой».

 

§ 67.

«ПОСЛЕДОВАНИЕ МЕФОДИЯ ПАТРИАРХА
ОТ ОТВЕРЖЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ЛИЦ,
КО ПРАВОСЛАВНЕЙ И ИСТИННЕЙ ВЕРЕ ОБРАЩАЮЩИХСЯ»

 

«Последование Мефодия Патриарха». Святой Мефодий, Цареградский Патриарх и исповедник Христов, имея ревностное попечение о возвращении к Церкви отпадших, издал для спасения их сие последование. Но как в числе отпадших явились люди различного возраста и состояния и, следовательно, различных степеней виновности, то дабы не было недостатка в церковных мерах исправления, он определил для всех тех лиц различные епитимии и составил различные молитвы.

 

§ 68.

ОБРАЩАЮЩИЕСЯ ОТ ОТВЕРЖЕНИЯ
БЫВАЮТ ТРЕХ РОДОВ

 

«Различных лиц». Отпадшие от веры суть люди троякого состояния. Одни отпадают в отроческом возрасте по неразумию. Другие отметаются под страхом мучений. Третьи, имея совершенный возраст, отступают от веры не столько по принуждению, сколько по собственному злому произволу, быв прельщены диаволом. Все они во время обращения приемлют епитимии, но не все равные.

 

§ 69.

ИСПРАВЛЯЮТСЯ
РАЗЛИЧНЫМИ ЕПИТИМИЯМИ

 

«Аще убо отроча». Первые, отроки, как стоящие в юном и незрелом возрасте, которые по одному неразумию сотворили богоотступничество, принимаются с кратчайшею епитимиею. Вторые, которые не волею, но насилием и страхом мучений принуждены были отречься от веры, удостаиваются человеколюбия и исправляются умеренною епитимиею. А третьи, отвергшиеся по собственному произволу, без всякого принуждения, подвергаются величайшему запрещению: они во всю жизнь лишаются причащения Божественных Таин и сподобляются оных только при конце своей жизни, по 73-му правилу святителя Василия Великого.

 

 

§ 70.

ОБРАЩАЮЩИЕСЯ
ОМЫВАЮТСЯ

 

«В осьмый день да омоется». Это омытие, производимое в восьмой день, некоторые почитали обрядом потребным не для очищения души, но для простого омовения телесной нечистоты пред присоединением к Церкви, учрежденным для соблюдения Моисеева закона. Но если вникнем в существо сего обряда, то увидим, что он установлен не для соблюдения того омовения, которое происходило некогда по иудейскому закону, и не для повторения Крещения, прежде принятого и никогда не повторяемого, но для воспоминания той чистоты, которая была получена некогда в купели Крещения и потом потеряна со времени вероотступничества.

По сей причине некоторых присоединяемых для принятия сих очистительных молитв поставляли близ крестильного кладезя, дабы они при нем оплакивали грехи своего неверия, старались возвратить себе веру, которую они исповедали некогда здесь и обещали пред лицом Церкви, и старались воспламенить в сердцах своих прежнее усердие к Богу. Между Крещением и Покаянием есть великое сходство, и потому, если Крещение есть первое обращение от грехов, а Покаяние есть второе Крещение, – то нимало не удивительно, что оба сии Таинства имеют сходственные обряды и священнодействия.

 

§ 71.

ОБРАЩАЮЩИЕСЯ
ПОМАЗУЮТСЯ МИРОМ

 

«Да помазуется миром». Чтобы показать, какого состояния отпадшие от веры при своем обращении помазуются святым миром, должно знать о самих еретиках, кто из них крещается совершенно и кто не крещается, а только помазывается святым миром, и которые не помазываются вторично, когда обращаются к Церкви.

В сем отношении все еретики разделяются на три рода: к первому роду принадлежат те, которые не веруют во святую и единосущную Троицу и не совершают троякого погружения в воду при Крещении; их, равно как и язычников и магометан, должно крестить, как повелевает 19-е правило Первого Вселенского Собора.

Второго рода еретики суть те, которые веруют в Бога, в Троице единого, и крещаются троекратным погружением, но имеют свои заблуждения и ереси, и кроме Крещения или совсем не признают других Таинств, или, совершая другие Таинства неправильно, отвергают святое Миропомазание. Их крестить не должно, потому что они крещены; но после отречения их от своих ересей и исповедания Православной веры, должно присоединять их к Церкви посредством Таинства Миропомазания, как предписывает 7 правило Второго Вселенского Собора.

Третьего рода еретики, называемые отступниками, содержат все семь Таинств, равно как и Миропомазание, но, отделившись от единства святой Православной Церкви, дерзают примешивать к чистому исповеданию веры свои заблуждения, противные древнему учению Святых Апостолов и Отцов Церкви, вводят многие пагубные мнения в Церковь и, отвергая древние благочестивые обряды Церкви, установляют новые обычаи, противные духу благочестия. Таковых во второй раз мы не крещаем и не помазываем святым миром; они, после отречения от своего отступничества и раскаяния во грехах своих, исповедуют Символ Православной веры и очищаются от грехов своих молитвами и святительским разрешением.

Отсюда явно, что если последнего рода еретики или, лучше сказать, раскольники, крещеные и миром помазанные, во время присоединения к Православной Церкви не перекрещиваются и вторично святым миром не помазуются, – то и отступающие от Церкви в эту ересь или раскол и желающие паки обратиться к Церкви не должны быть вторично помазуемы миром.

Равным образом из настоящего последования ничем нельзя доказать, чтобы можно было во второй раз помазывать святым миром, по настоящему узаконению святого Мефодия, тех, кои, быв однажды крещены и миропомазаны, отпадают в тот разряд ересей, где кроме Крещения не имеется Таинства Миропомазания, и потом опять обращаются к Церкви, в которой приняли и Крещение, и Миропомазание до своего отпадения. Впрочем, и не должно повторять над ними Таинства Миропомазания, – потому что они после своего отпадения находились в такой ереси, в которой, сколько ни есть, приемлется вера Христова.

Итак, те только необходимо должны быть присоединяемы посредством Таинства Миропомазания, кои отпадали в первый разряд еретиков, т. е. вовсе отвергались Христа и впадали в языческое безбожие, а потом опять обращались к Церкви. Впрочем, и здесь Миропомазание не есть существенное повторение Таинства, а служит только знамением возвращения им той благодати, которую они отвергли от себя, отвергшись Христа и Святой Церкви. Это доказывают и следующие слова в молитвах святого Мефодия: «Иже Христа отвергся и преступив спасения таинство: егоже избавил от пленения безбожных врагов, с нимиже неведением детским или мучительным насильством оных прелестные обычаи прохождаше» и проч.


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

ОПРОС ||
Нет воспитания без Православия

    


     1. Согласны ли Вы, что главная задача истинной педагогики – научить ребенка любви к Богу и ближним?
     да – 98%; нет – 2%

 

     2. Знаете ли Вы, что Бог зачастую «наказывает» детей, чтобы призвать родителей к покаянию?
     да – 45%; нет – 55%

 

     3. Знаете ли Вы, что необходимое и действеннейшее средство воспитания – это молитва?
     да – 51%; нет – 49%

 

     4. Знаете ли Вы, что за детей очень полезно молиться Иисусовой молитвой?
     да – 41%; нет – 59%

 

 

 

      

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник