ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ХРАМЫ РУСИ ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Залесский край –
паломничество в Мугреево-Никольское

 

 

     Минувшим летом один знакомый сообщил, что собирается ехать в паломничество в Грецию. На вопрос, а бывал ли он во Владимире, Суздале, Иваново,  со смущением ответил: нет, не бывал. Но ведь от Москвы до Владимирской области добираться ближе, чем до Греции. Да и неразумно познавать достопримечательности чужие, не познав, как следует, свои. Недавно мы совершили паломничество на юг Ивановской области и посетили старинные села Холуй, Палех и Мугреево-Никольское. Спешим поведать о них нашим читателям.

 

Побывать в этих местах порекомендовал наш духовный отец. Впервые оказавшись здесь, мы поняли, что напали на настоящую золотую жилу. Этот край – самый центр древней цивилизации, откуда «есть пошла» наша Русская Земля. Когда едешь по дороге и читаешь надписи на указателях: Петушки, Владимир, Суздаль, Мстера, Иваново, Шуя – то понимаешь, что каждый поворот мог бы стать предметом нового исследования.

В средние века этот край называли Залесским, поскольку он был сплошь покрыт лесами. Передвигались в основном по воде, поэтому первые поселенцы выбирали место возле рек и водоемов. Здесь же селились и Русские мастеровые люди, бежавшие от татаро-монголов, разоривших Владимирское и Суздальское княжества. Они сумели мирно ужиться с местными финно-угорскими племенами, которые под их влиянием приняли Христианство и обрусели. Владимиро-суздальские умельцы основали иконописные школы, на базе которых в ХХ веке возникла всемирно известная Русская лаковая миниатюра.

Сначала мы заехали в село Холуй. В 1613 году юный Царь Михаил Романов пожаловал его князю Дмитрию Пожарскому за особые заслуги в деле освобождения Руси от поляков. Царь построил в селе и Свято-Троицкий деревянный храм, к входу в который ведет путешественника дорога через мост. В XVIII веке, когда деревянный храм обветшал, был построен каменный, а рядом с ним в той же ограде поднялась церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Дома в селе в основном деревянные, украшенные резными художественными наличниками. Здесь открыты Холуйское художественное училище и фабрика по производству лаковой миниатюры. Мы зашли на выставку-продажу. Приятно поразило то, что местным мастерам, несмотря на 70-летнее безбожное пленение и 20 лет рыночной вакханалии, удалось сохранить истинно Русский дух. Темы росписи шкатулок – глубоко народные, былинные, сказочные. Использованы мотивы сказок «По щучьему веленью», «Конек-горбунок», «Иван-царевич и серый волк» и др. Внимание привлекла одна шкатулка, изображающая преподобного Илию Муромца и Соловья-разбойника. Местным художникам удалось создать образ святого богатыря, который, на наш взгляд, очень ярко передает и его внешний облик, и внутренний мир. Вот едет он в доспехах по лесной чаще, среди болот и озер, верхом на белом коне. Сзади к седлу привязан разбойник, внешне напоминающий современных террористов. На руках у Илии Муромца сидят белочки. Сзади на камни вышел медведь. За кочкой спрятался зайчишка. Из-под корней дуба выглядывают ежики. В водах озера плещутся рыбки и отражаются белокаменные стены древнерусского города. Каждую шкатулку можно долго рассматривать, получая эстетическое наслаждение и пищу для души. Конечно, Русские миниатюристы заняты сейчас вопросами выживания, поэтому некоторые сочетают живопись с охотой в лесах. Однако трудные времена приходят и уходят, а искусство Холуя и Палеха, питаемое Православием и Русской народной жизнью, слава Богу, живо до сих пор.

Далее наш путь лежал в село Мугреево-Никольское – родовое поместье князей Пожарских. Это не совсем обычное село. В нем четыре православных храма: каменные Свято-Никольский, Святой Троицы, святого праведного отрока Артемия Веркольского и деревянный – в честь святого мученика Уара. Всем этим заведует замечательный пастырь схиигумен Митрофан (Лаврентьев).

Наиболее благоустроенный храм св. Артемия стоит среди сельского кладбища. Какая же здесь благодать! Небольшое помещение увешано иконами палехского письма, высокохудожественно и качественно сделан иконостас – от них передается верующим особая молитвенная настроенность. И когда началась служба, так приятно было погрузиться в эту намоленную атмосферу старинной церкви…

Следующий на пути Свято-Никольский храм стоит прямо при въезде в село. Он был построен помещиками Гончаровыми, владевшими селом после князей Пожарских. Кстати, из их рода вышла Наталья Николаевна Гончарова – супруга Пушкина. А приставка «Никольское» возникла благодаря этому храму. Он большой, высокий, отапливать его трудно, поэтому службы там свершаются главным образом летом.

За свечным ящиком мы увидели иконы нашего дорогого старца отца Кирилла (Павлова). Он изображен в полном облачении с митрой на голове. Образ выполнен в палехской манере со множеством мелких деталей. В храме есть картина художника Скотти, изображающая Минина и Пожарского на фоне горящего Кремля: они зовут ополченцев в бой. Хотя картина светская, но смотрится среди икон вполне органично. Возможно, в будущем князь Димитрий Михайлович будет канонизирован, поскольку был не только великим полководцем, но и праведником по жизни.

После ранения в боях за Москву он уединился в своем селе, чтобы поправить здоровье. Лекарственные травы и молитва сделали свое дело. И когда нижегородцы прислали посольство с прошением возглавить новое ополчение, князь Димитрий уже мог это сделать. Таким образом, Нижний Новгород обезпечил финансовую часть в деле освобождения России, а село Мугреево-Никольское стало княжеской штаб-квартирой.

В 40 км отсюда лежит всемирно известное село Палех. Здесь родился великий Русский художник Павел Корин. У местных иконописцев он получил начальное художественное образование, потом учился у Михаила Васильевича Нестерова. Нестеров писал древнерусских святых, а Корин – современных ему новомучеников и исповедников Церкви Русской.

В Палехе есть музей иконы и миниатюры. Нельзя не поражаться тому, какого совершенства достигли палехские мастера. Многие были удостоены звания «Народный художник». Их творчество посвящено истории Руси, ее подвижникам и героям. Созданные ими произведения показывают мир, преображенный благодатью Божией. Каким же удивительным образом эта самобытная древнерусская традиция дошла до наших дней! И в наше время многие выпускники Палехского училища переключаются на иконописание, а в самом училище открылся факультет иконописи, пользующийся успехом у абитуриентов.

«Здесь Русский дух, здесь Русью пахнет», такой итог можно было бы подвести после нашей поездки. Какая там Греция? Здесь у нас свой Афон, и Киев, и Иерусалим…

Александр Малинин

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник