В ЭТОТ ДЕНЬ... | БОЖИЙ ВЕРТОГРАД | СТРАНИЦА 10 |
4 декабря /21 ноября – Введение во храм Пресвятой Богородицы
Трех лет от рождения праведные родители Иоаким и Анна отвели свое единственное Чадо – Деву Марию – в Иерусалимский храм. Там в особых помещениях жили девы, посвятившие себя служению Богу, и вдовицы. Среди них и воспитывалась маленькая Мария до пятнадцатого года Своей жизни. Что же Она там делала?
Сохранилось древнее предание, согласно которому воспитывалась Она под надзором старших девиц и благочестивых жен, упражнялась в молитве, чтении Священного Писания и размышлении о прочитанном, занималась разными рукоделиями, беседовала со старшими при храме.
«Какое невеселое занятие! – скажет иной. – Молиться, читать, думать только о духовном – как это утомительно! И нужно ли это человеку, живущему в обществе?» Нет, занятия духовные отнюдь не скучные, и напрасно люди светские ими пренебрегают. Не следует судить о вещах, не узнав их хорошо и верно.
Конечно, людям, отуманенным светскими увеселениями, чтение духовных книг совсем не знакомо. Они смотрят на Библию, как на учебную книгу для тех, кто готовится принять священнический сан. Но Библия есть книга нашей веры и спасения. Многие бедствия в обществе были бы пресечены, если бы все мы любили читать Священное Писание. И как сладостна была жизнь Девы Марии при храме, столь же отрадны и подвиги тех чистых душ, которые идут путем верного Ей подражания.
<…> Нежные детские души крайне восприимчивы ко всему окружающему, поэтому им нужно подавать только добрый и светлый пример: приучать к трудолюбию, к простой и воздержной жизни, удалять от них всякую роскошь, следить за тем, чтоб не развился у них дух упрямства и непослушания родителям, лени и притворства, дух гордости и самолюбия.
Кто-то усомнится: неужели трехлетний младенец может что-либо понимать? Не только трехлетние, но и двухлетние, и однолетние многое понимают. В это время они учатся говорить, запоминают названия разных вещей. <…>
Как красоту природы младенец рано начинает узнавать и любить посредством простого созерцания, так и в церкви он поначалу просто рассматривает духовный мир. Он видит и то, с каким благоговением молятся родители, самые близкие его люди, а потому не нуждается в длинных объяснениях, что это значит.
В храме дитя разглядывает светлые облачения священнослужителей, видит безмолвное предстояние народа и огоньки горящих свечей, слышит дивное пение – все это и есть подготовка к чему-то высшему, особенному. Ни с какими словесными назиданиями не могут сравниться эти первые тихие уроки детского благоговения перед Богом! И как многого лишают родители своих малышей, если не носят на Причастие Святых Тайн, не приучают с ранних лет к храму – под тем предлогом, что дитя ничего еще не понимает. Здесь, собственно, и происходит воспитание религиозного чувства, которое есть главный двигатель духовной жизни. Потеря этого времени развития сердца есть потеря невозвратимая. Сердце, которым овладели уже иные склонности, будет тупо и глухо к впечатлениям духовным.
Про нынешнее молодое поколение говорят, что оно очень испорчено, некоторые ведут себя худо. Знаете ли, кто эти испорченные? Кто не приучен к Церкви. Кто же причиною их испорченности? Отцы и матери, учившие детей чему угодно, но не воспитанию сердца. Только знайте, что школы и различные учебные заведения без христианского благочестия – что дом без окон, что больница без лекарств.
<…> Деятельность ума человеческого действительно была бы плодотворна, если б совершалась под знаменем веры христианской, когда в людях было бы много любви и добра, а не одного знания. В том и горе наше, что свет просвещения льется на нас, но не греет. Озаряет умы, подвигает на усиленные, изнурительные работы, но не дает сострадания к ближнему, искренней дружбы и родственного расположения.
Ныне ума меж людьми много, а сердца мало. Оно сухо и черство. С развитием образования нравственность пришла в еще больший упадок. Время наше недаром получило название века всякой фальши. Куда ни обратитесь, везде вы попадете на что-нибудь фальшивое. Пищу ли вкушаете, напитки разные пьете, вы знаете, что многое в них подделано и отравлено вредными примесями. Возжигаете свечу пред иконами и знаете, что не всегда она свободна от нечистых примесей. Фальшивые чувства и речи преследуют вас на каждом шагу. Берегись, не доверяй, тебя обманывают. У людей ныне совести совсем не стало.
Если бы развиты были добрая воля и благородное сердце, если бы приложены были заботы о чистоте нравственной, разве возможно было бы такое широкое распространение между нами фальши и обмана? Ко всему на свете эти люди равнодушны и холодны, кроме внешних благ и удовольствий. Так умственное развитие у нас растет, но счастье и мир уходят от людей куда-то дальше и дальше. Помыслим об этом и постараемся уврачевать болезнь, пока она не стала совсем неизлечимою.
Протоиерей
Григорий Дьяченко.
«Полный годичный круг кратких поучений».
2 декабря / 19 ноября – обретение мощей прмч. Адриана Пошехонского
Преподобный Адриан родился в Ростове Великом в начале XVI столетия от благочестивых родителей Григория и Ирины. Монашеское пострижение он принял в обители святого Корнилия Комельского. Среди братии, собранной преподобным Корнилием, было немало строителей и иконописцев, так что храмы обители созидались и украшались трудами самих иноков. Искусным иконописцем был и преподобный Адриан, своим дарованием он тоже содействовал украшению монастыря.
Преподобный Корнилий преставился 19 мая 1537 года, и через три года преподобный Адриан, бывший тогда в сане иеродиакона, сильно возжелал уйти в пустынное место и основать монастырь в честь Пресвятой Богородицы. Господь помог ему исполнить это намерение. В Корнилиев монастырь пришел никому не ведомый старец-черноризец благолепного вида. Он сказал, что укажет место, где Андриан сможет создать храм и монастырь во имя Пречистой Богородицы. Игумен Лаврентий дал ему свое благословение, а также отпустил с ним и его послушника – старца Леонида.
13 сентября 1540 года, под праздник Воздвижения Креста Господня, они прибыли в дикий Пошехонский лес и остановились на берегу реки Вотхи. И там ведший их старец вдруг стал невидимым. Изумленные путники начали воспевать канон и службу празднику, со слезами благодаря Бога. И как предвестие будущей славной обители – места прославления Бога – по всем окрестным селениям разнесся колокольный звон.
Три года прожили преподобный Адриан и старец Леонид в пустынном одиночестве, а затем отправились в Москву к митрополиту Макарию испросить благословение на основание обители и храма в честь Успения Божией Матери. Святитель Макарий благословил подвижников устроить монастырь, вручил им храмозданную грамоту, а иеродиакона Адриана рукоположил во пресвитера и возвел в сан игумена.
Вернувшись в свою пустыню 31 мая 1543 года, святой игумен Адриан заложил церковь с трапезою в честь Успения Пресвятой Богородицы. Украсив и освятив ее, он приступил к устройству обители.
В монастыре был введен строгий устав преподобного Корнилия. Не имея ничего своего, довольствуясь во всем малым, большую часть времени иноки посвящали молитве церковной и келейной, немало времени уделялось и на чтение Священного Писания.
Преподобный Адриан, кроме трудов настоятельских, занимался и писанием икон, а когда святая душа его желала полного безмолвия, он удалялся для молитвы в чащу леса, в устроенную им келью с часовней, в версте от обители. Через шесть лет по основании обители мирно почил о Господе старец Леонид.
Братия к тому времени умножилась. Святой Адриан начал раздумывать о возведении большого каменного храма, но в 1550 году, в Великий пост, в ночь с 5 на 6 марта, на память 42-х Амморейских мучеников, в монастырь ворвались вооруженные грабители и после истязаний задушили преподобного Адриана.
Святые мощи преподобномученика были открыты 17 декабря 1626 года, торжественно перенесены в монастырский храм и положены в открытую раку, напротив правого клироса. При гробе преподобного Адриана совершилось множество исцелений.
Источник: http://monar.ru/