ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЗА ДРУГИ СВОЯ С КРЕСТОМ И ЧЕСТЬЮ СТРАНИЦА 16
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Герои
Великой Победы

 

 

ПОКРЫШКИН АЛЕКСАНДР
ИВАНОВИЧ – НОВАТОР
ТАКТИКИ ВОЗДУШНОГО БОЯ

Подвиг требует мысли,
мастерства и риска...
Надо постоянно думать,
анализировать успехи и ошибки,
извлекать из них уроки и учиться,

все время чувствовать себя
с самолетом единым целым.
И еще надо знать слабости врага
и уметь ими пользоваться.

А. Покрышкин

 

Имя трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкина известно всем еще со школьной скамьи. Александр Иванович немалого достиг в жизни: прославленный летчик, маршал авиации, он еще при жизни стал легендой. И если оценивать по большому счету, то был счастливым человеком. Но счастье даже в сказках просто так не дается. А уж в действительности...

Покрышкин Александр Иванович родился 6 (19) марта 1913 года в городе Новосибирске (до 1925 г. – Ново-Николаевск), в семье рабочего. С детства Саша мечтал стать летчиком, но прежде чем эта мечта осуществилась, ему пришлось преодолеть немало трудностей и испытаний. Узнав, что при поступлении в авиационное училище нужно пройти очень строгую медицинскую комиссию, он чуть ли не с десятилетнего возраста начал себя закаливать. Зимой, а в Новосибирске, где проживала их семья, она далеко не мягкая, Саша выходил каждое утро раздетым по пояс во двор и делал зарядку, растирался снегом. На «представление» собиралась вся улица.

Жизнь не баловала его. В неполных 15 лет Александр вынужден был оставить ученье и зарабатывать себе на хлеб – так сложились семейные обстоятельства. И уж потом, работая, доучивался, чтобы получить среднее образование. Без него о летном училище нечего было и мечтать.

Начало Великой Отечественной войны Александр Покрышкин встретил в Молдавии, его аэродром находился недалеко от границы. За всю войну Покрышкина сбивали всего дважды и оба раза в самом ее начале. Но каждый раз, находясь в смертельной опасности, превозмогая боль и ужас, он принимал единственно верное решение, которое могло спасти ему жизнь. Оказавшись сбитым на земле, раненный, контуженный, он несколько дней добирался до своих.

А сколько здоровья отняли у Покрышкина его так называемые благополучные боевые вылеты (их было свыше 650!). Герой лично сбил 59 вражеских самолетов и 6 в группе.

К концу лета 1942 года на счету у капитана Покрышкина было 12 засчитанных (незасчитанные тоже были) сбитых вражеских самолетов и свыше 350 боевых вылетов. Изо дня в день он водил группы истребителей на сопровождение бомбардировщиков, штурмовиков, летал на разведку, выполнял самые ответственные задания. Периодически ему поручали обучение молодых летчиков, прибывавших на пополнение.

Весной 1943 года немецко-фашистское командование сконцентрировало на Кубани значительную часть своих военно-воздушных сил – более 1200 самолетов!

У нас самолетов на Кубани было чуть ли не вдвое меньше. Вот и приходилось нашим летчикам каждый раз вступать в бой с превосходящими силами врага. По пять-семь боевых вылетов ежедневно. Порой после посадки пилотов из кабин вытаскивали техники – так выматывались летчики. Победы доставались ценой огромных моральных и физических перегрузок. На Кубани доказала свою правоту новая тактика воздушного боя, разработанная и внедренная в жизнь Покрышкиным, но любой тактике нужна еще и практика.  

 

 

Надо отметить, что самое трудное и опасное Александр Иванович всегда брал на себя. Группу самолетов как, у нас, так и у врага, всегда ведет самый опытный летчик. Вот их-то, ведущих, и брал на себя Покрышкин. А что значит идти в атаку на ведущего бомбардировщика? Это значит, что по тебе бьют все пушки и пулеметы «юнкерсов» – они защищают своего ведущего. Кроме того, по тебе бьют пушки и пулеметы вражеских истребителей – они прикрывают своих бомберов. А с земли вражеские зенитчики ставят в это время огневой заслон. Так что в момент атаки на ведущего ежесекундно в истребитель выпускается до полутора тысяч снарядов и пуль. За время боев на Кубани Покрышкиным было сбито более 20 вражеских самолетов. Сам же он, начиная с Кубани и до самого конца войны, не получил ни одной пробоины! 24 апреля 1943 года Покрышкину было присвоено в первый раз звание Героя Советского Союза.

Научившись воевать сам, Покрышкин настойчиво и умело учил своих подчиненных. Те, кто постигал и осваивал его новшества, становились асами. Этим и объясняется тот факт, что в 16-м гвардейском истребительном авиаполку, где он служил, насчитывалось 30 Героев Советского Союза – его учеников. Александр Иванович очень гордился тем, что за всю войну не потерял ни одного своего ведомого. Это произошло потому, что он никогда не гнался за увеличением своего личного счета сбитых самолетов. «Я не из-за орденов воюю. Мне свои ребята дороже сбитого “юнкерса” или “мессера”. Вместе мы их больше насшибаем!», – говорил жене Александр Иванович.

Он не раз бросал уже пойманный в прицел фашистский самолет и кидался на выручку кого-то из ребят, едва замечал грозившую им опасность. Покрышкин всегда помнил сам и не уставал повторять подчиненным суворовское правило: сам погибай, но товарища выручай. Он всегда был, что называется, человеком с большой буквы и пользовался у подчиненных огромным авторитетом и любовью. Вторую звезду Героя Советского Союза майор Покрышкин получил 24 августа 1943 года.

Гитлеровцы решили во что бы то ни стало сбить Покрышкина и организовали настоящую охоту на него. Не считаясь с потерями, они устраивали всякого рода засады и ловушки. Не жалели подставлять самолеты-приманки, чтобы завлечь его под хитро подготовленный удар. Не помогали даже замены позывных и бортовых номеров. Александра Ивановича прекрасно знали по почерку полета. Едва он появлялся в небе, эфир тут же заполнялся вражескими голосами: «Внимание, внимание! Покрышкин в воздухе!»

В 1944 году Покрышкин был уже подполковником и дважды Героем Советского Союза. Учитывая создавшуюся обстановку, главком ВВС Новиков А.А. распорядился отозвать Покрышкина с фронта в Москву. Однако герой не соглашался и просил отправить его обратно в полк. Далеко не каждый поменял бы спокойную и устроенную штабную службу в тылу на опасную фронтовую жизнь.

В этом решении – весь Покрышкин. Чувство долга для него всегда было превыше всего. Без воздушных боев, без полетов, без своих учеников и друзей-однополчан он просто не мог жить.

В августе 1944 года Александр Иванович Покрышкин стал первым в стране трижды Героем Советского Союза. До самой победной весны, он был единственным трижды Героем в Советской Армии.

В ходе Берлинской наступательной операции на участке шоссе Бреслау – Берлин Покрышкин организовал необычный аэродром. Это был единственный случай в истории авиации, когда целая истребительная дивизия ввиду непригодности раскисших в весеннюю распутицу грунтовых аэродромов успешно использовала обыкновенный кусок автострады. Кроме Покрышкина, никто больше не решился на такой остроумный и рискованный шаг. В самый ответственный, заключительный момент наступления на Берлин наши войска прикрывала с воздуха вместе с другими соединениями дивизия Покрышкина.

Александр Иванович участвовал в Параде Победы. Остались хроникальные кадры, запечатлевшие тот незабываемый парад на Красной площади. Показан там и знаменосец 1-го Украинского фронта – Александр Иванович Покрышкин.

Подготовил
Евгений Полевой

 

Источник: www.otvoyna.ru

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник