ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СТОЯНИЕ В ВЕРЕ ДУХОВНАЯ ВОЙНА СТРАНИЦА 5
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Крестовый поход

на Чехию и Словакию

 

В конце ноября в православных СМИ появилась информация о рейдерском захвате Фанаром очередной Церкви. Константинопольский Патриархат приступил к учреждению параллельной структуры на территории Православной Церкви Чешских земель и Словакии (ПЦЧЗиС). На каком основании действуют фанариоты, и чего ожидать от рейдерского захвата этой Поместной Церкви?

Историю вопроса очень кратко и емко сформулировал бывший до нынешнего митрополита Ростислава предстоятель ПЦЧЗиС митрополит Дорофей (Филипп). Он написал: «Константинопольская Церковь почему-то считает ее [ПЦЧЗиС] своей дочерью со времен миссии святых Кирилла и Мефодия. Если, допустим, Моравская Православная Церковь и находилась в свое время в зависимости от Царьграда, то на основании 17 правила IV Вселенского Собора, 25 правила Трулльского Собора и особенно 119 и 121 правил Карфагенского Собора Царьград давно потерял всякое право на эту церковную область по той простой причине, что он больше чем 1000 лет тому назад потерял ее и ничего в течение этого времени не сделал для ее возвращения в лоно Православной Церкви из уз Ватикана. Другие возобновили здесь Православие, а не Константинопольская Церковь, следовательно, другим, по тем же правилам, и принадлежат все вытекающие из этого права и обязанности».

Действительно, равноапостольных Кирилла и Мефодия благословил на миссию в чешские земли святой Константинопольский Патриарх Фотий. Однако уже с XI века католики стали захватывать местные епархии (вспомним Ужгородскую унию 1646 года), и только в XIX веке Русская Церковь стала окормлять соотечественников, приезжавших на лечение в чешские курортные города. Это позволило чехам, находившимся в тот момент под австро-венгерской оккупацией, начать возвращение к своим духовным православно-славянским истокам. Однако в условиях политических разногласий между Россией и Австро-Венгрией, а потом и Первой мировой войны, австрийские власти не регистрировали православную общину в Праге, и юридически православные чехи принадлежали общине Сербской Церкви, находившейся в Вене.
При этом Константинопольская Церковь, возглавляемая патриархом-масоном Мелетием (Метаксакисом), уже тогда пыталась создать параллельную юрисдикцию, учредив в 1923 году в Чехии и Моравии свою Автономную Православную Церковь и рукоположив для нее епископа Савватия (Врабец). Перед этим он подобным же образом отобрал у Русской Церкви ее митрополии в Финляндии, Латвии и Польше, выписав им соответствующие «томосы». Однако верующие ПЦЧЗиС не приняли «савватиевщину», и назначенный Фанаром предстоятель вскоре удалился на покой, а автономная Церковь от Константинополя так и осталась существовать только на бумаге.

Во время Второй мировой войны Чехословацкая Церковь была ликвидирована фашистами. В 1946 году Сербская Церковь передала свои приходы в Чехословакии в юрисдикцию Русской Церкви. В 1951 году Патриарх Алексий I подписал Акт о даровании ей автокефалии, который опять же не признал следующий Константинопольский патриарх-масон – Афинагор. Но это не мешало ПЦЧЗиС успешно развиваться и численно возрастать вплоть до нашего времени, несмотря даже на фиктивный томос 1998 года от нынешнего патриарха Варфоломея.

В 2013 году Константинополь начал активную подготовку к «Всеправославному собору», который включал в себя собрание (синаксис) предстоятелей всех общепризнанных Поместных Православных Церквей. В ПЦЧЗиС попытались устроить переворот – ее митрополит Христофор был оклеветан и написал прошение об увольнении на покой. На выборы нового предстоятеля из Стамбула прислали митрополитов Эммануила Галльского и Арсения Австрийского, однако чехи попросили защиты у Русской Церкви, и нашему священноначалию тогда удалось уговорить стамбульских хищников не вмешиваться во внутренние дела ПЦЧЗиС. На Поместном Соборе в Прешове (Словакия) предстоятелем был избран митрополит Ростислав. Фанар его не признал, однако уже вынужден был считаться с мнением священноначалия Русской и иных автокефальных Церквей, которое на первых порах принимало активное участие в подготовке к «Всеправославному собору».

Очевидно, что претензии к митрополиту Ростиславу были до времени оставлены в обмен на участие того в апостасийном Критском собрании. Теперь, когда владыка Ростислав не признал раскольников ПЦУ, процесс рейдерского захвата ПЦЧЗиС возобновился.

В августе 2019 года митрополит Австрийский (!) Арсений (Константинопольский Патриархат), епископ Шумперкский Исайя, а также некто Роман Ругико учредили на месте женской монашеской общины, существующей много лет при старинном Успенском монастыре г. Вилемов одноименный монастырь под названием «Ассоциация». В нее входит, согласно реестровой выписке, пока что одна монахиня, однако, как показывает вышеприведенная история, Фанар в совершенстве овладел искусством рейдерства, и переманивание клириков через шантаж, угрозы, подкуп, политическое и иное давление найдет свое применение и в ПЦЧЗиС. Остается только молитвенно желать митрополиту Ростиславу до конца сохранить верность своей матери-Церкви.

 

Дмитрий Антонов

 


 

Митрополит Онуфрий:
«Мы не будем
служить с новостильниками»

 

 

В связи с последними событиями в мировом Православии можно вспомнить один эпизод из жизни Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия (с 2014 года он является постоянным членом Священного Синода и предстоятелем Украинской Православной Церкви Московского Патриархата).

Случай произошел в середине 90-х годов. Группа из 500 человек во главе с архиепископом Черновицким и Буковинским Онуфрием отправилась на теплоходе в паломническое путешествие по святыням Средиземноморья. Накануне дня памяти святителя Григория Паламы они подплывали к Салоникам, и все духовенство готовилось к праздничной службе совместно с греческим духовенством: вычитывали правило, исповедовались, гладили облачения.

Владыка Онуфрий и три его собрата-епископа: Сергий, Феодор и Алипий – не принимали никакого участия в общей суете. Игумен Алипий (Светличный) подошел к нему и поинтересовался, почему. Владыка ответил, что поскольку греки – новостильники, то служить с ними они не будут, а только приложатся к святыням. Отец Алипий попробовал возразить, что новый стиль ничего не значит, это мелочь. Тогда будущий Киевский митрополит произнес знаменательные слова: «Переход на новый стиль календаря кажется легким отступлением от традиции, но он говорит о том, что люди, пошедшие на это, не остановятся. Придет время (дай, Боже, нам этого не увидеть!), когда они так же легко отступят от Церкви ради внешнего мира...»

Блаженнейший Онуфрий проявил смирение, заняв твердую позицию исповедничества, показав пример стойкости поколебавшимся собратьям, и послушание Церкви, запрещающей календарь, при применении которого нарушаются ее Устав.

…Слова Владыки Онуфрия, сказанные в Салониках много лет назад, ныне нашли прямое подтверждение. Элладские, александрийские и стамбульские священнослужители во главе со своими предстоятелями-греками, еще прежде не сохранив верность святоотеческой традиции в вопросе календаря, в настоящий момент отпали от Церкви, ушли в раскол, признав «церковью» украинских раскольников-самосвятов.

 

Александр Шувалов

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник