ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПАЛОМНИЧЕСТВО ДНЕВНИК КРЕСТОХОДЦА СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

По дорогам Урала

 

В августе-ноябре 2009 года по дорогам России прошел крестный ход «Под Покровом Богородицы», посвященный 430-летию явления Казанской иконы Божией Матери. Его маршрут пролегал от Пензы до Челябинска (около 3 тыс. км), включая такие города, как Саранск, Ульяновск, Тольятти, Самара, Оренбург, Уфа и др. Мне довелось пройти последний отрезок пути – от Екатеринбурга до Челябинска.

 

Три недели в строю мелькнули быстро, как прекрасный, удивительный сон, но память по сей день живо хранит те уральские километры, и красоту древних гор, и лица людей, ставших родными. В пути на привалах можно было сделать краткие пометки, из них и возник потом этот дневник крестоходца.

Костяк нашей колонны составили люди опытные, за плечами которых были длительные переходы Владивосток – Москва, Барнаул – Москва и др. Их сразу можно было отличить от других по обветренным лицам, размашистому шагу и особой стойкости в пути. Они стали носителями возрождающихся православных традиций, а мы, новички, учились у них прямо на марше.

В чем смысл многодневного крестного хода? Зачем отправляются люди в такую даль, лишая себя привычных удобств?

Всенародное шествие по родной земле с крестом и молитвой – это знак человеческого смирения пред всемогущей силой Божией. Это освящение земли и воздуха, удаление от греха и призывание благодати небесной на дела земные. Пение молитв, колокольный звон, благоухание кадила, кропление святой водой – все это наше сильнейшее оружие в борьбе с силами тьмы.

Тысячу лет назад родились Русские былины об Илье Муромце и Добрыне Никитиче, и в них уже упоминались «калики перехожие» – странники, Христа ради ходившие по святым местам, слагавшие свои сказы и питавшиеся милостью Божией. Возможно, они и были первыми крестоходцами на Руси. И сегодня у нас тот же путь ко спасению – вера, молитва, смирение и покаяние.

+++

– Сестры, подтянулись! По двое в колонну! Не отставать! – зычно кричит командир, и мы невольно ускоряем шаг. Здесь принято только такое обращение друг к другу: братья и сестры. И на самом деле, мы все дети одного Бога Отца. Начальники и подчиненные, мужья и жены, бабушки и внуки – наши социальные роли остались дома, а в пешем строю мы все равны.

Дружно поем Иисусову молитву, а в голове, как молнии, проносятся мысли-восторги. Как это здорово – шагать по родной стороне, любоваться уральскими лесами, дивными картинами небес. Вот уж поистине, «наш ковер – цветочная поляна, наши стены – сосны-великаны, наша крыша – небо голубое, наше счастье – жить такой судьбою». Через каждые 10 км встаем на привал. Потихоньку присматриваюсь к спутникам.

Какие интересные люди идут рядом! 56-летняя Вера дошла до Урала от самой Пензы. Одна вырастила двоих сыновей, оба стали спецназовцами, прошли Чечню, и теперь мать получает за них благодарности от командования. Они выбрали опасную профессию, и Вера неустанно возносит за них молитвы. За них и пошла в дальний путь. В первый же день ей кто-то сильно наступил на ноги – обувь разорвалась. Отбросив ее на обочину, она несколько дней шла босиком. Это в августе, по жаре, по раскаленному асфальту! Назад возвращаться даже не подумала.

30-летняя Света вышла из дому буквально на час, хотела только встретить крестный ход, но, влекомая его благодатью, ушла из родного Бирска прямо до Челябинска: «Ни теплых вещей с собой не было, ни денег, ни зубной щетки, а по милости Божией в пути все нашлось. Вот, смотри, даже пуховик на мне новый».

20-летний Игорек из Ульяновска – это юное, синеглазое чудо: «А что? Выучился на повара, узнал, что по городу идет крестный ход, отпросился у мамы, взял у батюшки благословение и пошел. Мне здесь хорошо, домой совсем неохота! Ну и что – мозоли? Ну, поболели ноги, ну, потерпел, и все прошло».

72-летняя Елена приехала аж из Одессы. Первые два дня хромала, отставала от всех: возраст-то уже почтенный! А потом будто второе дыхание открылось – понеслась наравне с молодыми. Молитву поет, боли не чувствует, глаза сияют – вот какая бабушка у нас.

Разными путями ведет Господь ко спасению чад Своих!

…И вот вижу первый придорожный указатель: город Среднеуральск. Местные жители встречают нас как-то равнодушно. К иконам никто не подходит, не крестится, идут-едут мимо по своим делам. В центре города строят большой красивый храм. В сердце колет острая заноза: для кого же эти стены, если никто не подошел, не поклонился Казанской иконе Пресвятой Богородицы, спасительнице России?

Дальше – хуже. Входим в Верхнюю Пышму. Она отвечает своему названию: город с населением 70 тыс. человек производит впечатление очень большого и пышного. Он отлично благоустроен, сверкает богатством банков, магазинов, развлекательных центров. На главной улице видим длинную выставку техники времен войны. Грузовики, пушки, танки, минометы, пулеметы – в музее под открытым небом выставлено все, что направлял фронту уральский город-труженик.

Казалось бы, на такой сильной базе можно сделать очень многое для военно-патриотического и духовного воспитания горожан, но следов воспитания мы, увы, не заметили. В субботний день улицы полны были нарядных людей, но ни один(!) не подошел к крестному ходу, даже не осенил себя знамением. Напротив, отовсюду на нас были направлены неприязненные взоры. Ощущение такое, будто идешь по огромному кладбищу. На вид люди живы, а по сути – духовно мертвы.

…Мучительно переживаю увиденное: «Почему они так глухи? Господи, помоги! Мы же один народ! У нас одна вера, одна судьба, одна история, надо держаться вместе, поближе к Богу». У других крестоходцев были похожие мысли. «Вот он, уральский крест, – слышу мужской голос в строю. – Неслучайно именно Урал стал Царской Голгофой, до сих пор здесь какой-то холод, аж на виски давит».

В тот же миг поднимаю взгляд и не верю глазам: на синем небе, поверх высокого жилого дома виден белый крест, сложенный из облачной дымки. В голове проносится мысль: «Как тесно связаны земля и небо! Нас слышат, нам подают знаки, нас учат ничего не бояться и идти вперед». Опытные крестоходцы таким небесным явлениям уже не удивляются, они часто встречали их в пути. Изумительной красоты рассветы и закаты, яркие радуги, искристые блики на солнце – постоянные спутники молитвенных шествий.

Проходим всю Пышму и только на окраине, среди гаражей и неприглядных серых домишек видим белокаменный красавец-собор с колокольней – конечный пункт нашего дневного перехода. И снова мелькает скорбная нотка: почему он на отшибе, а не в центре города, как подобало бы такому богатому архитектурному ансамблю? При храме выстроена православная школа: просторные классы, библиотека, отличная современная отделка, техническое оснащение. Многие приходы о таких условиях могут только мечтать. Но внешнее великолепие – это одно, а священник сразу сообщает: «Приход у нас бедный, народу ходит мало». И наши впечатления от Пышмы печально подтверждаются…

 

Надежда Крылова

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник