ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПРАВОСЛАВИЕ СРАВНИТЕЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

 

Антиэкуменический катехизис

 

     Этот Катехизис составлен оптинским игуменом Симеоном (Лариным) (1918–2016). Однако сам старец считал труд соборным, потому что при его написании много советовался с оптинскими и афонскими отцами. Вероятно, по этой причине на обложке издания указаны в качестве составителей монахи и Оптиной пустыни, и Святой Горы Афон. Работать непосредственно над Катехизисом отец Симеон начал в 1995 году. Примерное окончание работы датировано 2000-м годом. Мы продолжаем публикацию этого актуального и необходимого труда. «О любви. Глава восемнадцатая. О расколе». Начало см. в № 12 (228).

 

 

Вопрос: Можно ли считать противостояние ереси экуменизма исповедничеством?

Ответ: Всякий христианин, защищающий Церковь и ее учение и претерпевающий за это те или иные гонения от ее врагов, безусловно является исповедником. «Кто за истину терпит оскорбление и безчестие, тот идет путем апостольским, неся крест и облагаясь веригами», – говорит преподобный Марк Подвижник (Преподобного и богоносного отца нашего Марка Подвижника нравственно-подвижнические слова. 2-е изд. Сергиев Посад, 1911). А святитель Иоанн Златоуст наставляет: «…И Иоанн [Предтеча] ведь был мучеником. Ему не приказывали ни принести жертвы, ни поклониться идолу, но он сложил голову за святые законы, когда они подвергались поруганию. Так и ты до смерти борись за истину, и Господь будет поборать за тебя» (Беседы о статуях, говоренные к Антиохийскому народу. Беседа 1. Ч. 12).

 

Вопрос: Экуменисты утверждают, что те православные христиане, которые отказываются проявить послушание нововведениям относительно общения с еретиками, являются раскольниками. Так ли это?

Ответ: Послушание должно быть в первую очередь Господу Иисусу Христу, святым Апостолам и Святым Отцам, а потом уже епископам и пастырям, если они учат в согласии с ними.

Святитель Кирилл Александрийский к одному из защитников еретика Нестория писал: «Если некоторые хотят повредить веру, мы не будем предателями своих душ. И хотя бы потребовалось подвергнуться самой смерти, нерешительность неуместна» (Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1910. Т. 1).

 

Вопрос: Что же такое раскол?

Ответ: Раскол – это самовольное уклонение в отдельное от Церкви общество.

Святитель Василий Великий говорит, что древние Отцы поделили все мудрования на три вида: «...иное нарекли они ересью, иное расколом, а иное самочинным сборищем. Еретиками назвали они совершенно отторгшихся, и в самой вере отчуждившихся; раскольниками – разделившихся в мнениях о некоторых предметах Церковных и о вопросах, допускающих уврачевание; а самочинными сборищами – собрания, составляемые непокорными пресвитерами, или епископами, и ненаученным народом…»

 

Вопрос: Каковы признаки раскола?

Ответ: Главные признаки раскола:

1) Самовольное прекращение литургического общения с правящим архиереем.

2) Непоминание епископа (Патриарха) при совершении богослужения.

Святые Отцы на Двукратном Поместном Соборе в Константинополе (861) в 13-м правиле постановили: «Аще который пресвитер или диакон, по некоторым обвинениям, зазрев своего епископа,  прежде соборнаго изследования и разсмотрения и совершеннаго осуждения его дерзнет  отступити от общения с ним, и не будет возносити имя его в священных молитвах на литургиях по церковному преданию, таковый да подвергнется извержению и да лишится всякия  священническия чести. Ибо поставленный в чине пресвитера и восхищающий себе суд,  митрополитам предоставленный, и прежде суда сам собою осуждати своего отца и епископа  усиливающийся, недостоин ни чести, ниже наименования пресвитера. Последующие же  таковому, аще суть некие от священных, такожде да лишены будут своея чести: аще же монахи  или миряне, да отлучатся вовсе от Церкви, доколе не отвергнутся сообщения с раскольниками и  не обратятся к своему епископу».

В 14-м правиле того же собора то же самое говорится о епископах, которые отделяются от своего митрополита. «Аще который епископ, поставляя предлогом вину своего митрополита, прежде Соборнаго разсмотрения, отступит от общения с ним, и не будет возносити имя его, по обычаю, в Божественном тайнодействии: о таковом святый Собор определил: да будет низложен, аще токмо обличен будет, яко отступил от своего митрополита, и сотворил раскол. Ибо каждый должен ведати свою меру: и ниже пресвитер да пренебрегает своего епископа, ниже епископ своего митрополита».

 

Вопрос: Бывают ли исключения из 13-го и 14-го правил Двукратного Собора?

Ответ: В церковном законодательстве указываются две причины уклонения от общения. Первая – нарушение Церковных канонов, по которой нельзя уклонятся от общения до полного соборного осуждения преступившего. Другая – искажение догматического учения Церкви и открытая проповедь ереси. В этом случае отделение от лжепастырей похвально и досточестно.

 

Вопрос: Где конкретно сказано о том, что отделяться от епископа можно, если он проповедует ересь?

Ответ: В 15-м правиле того же Двукратного Собора говорится: «Впрочем сие определено и утверждено о тех, кои, под предлогом некоторых обвинений, отступают от своих предстоятелей, и творят расколы, и расторгают единство Церкви. Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем ради некия ереси, осужденныя святыми Соборами или Отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборнаго разсмотрения не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство Церкви, но потщились охранити Церковь от расколов и разделений».

Иоанн Зонара разъясняет, что раскольниками являются те, «которые под предлогом каких-либо обвинений отступают от своих предстоятелей и расторгают единство Церкви, когда, например, обвиняют в блуде или святотатстве или рукоположении за деньги или в чем-нибудь подобном. Но если, например, патриарх или митрополит или епископ будет еретик, и такой, который всенародно проповедует ересь, открыто учит еретическим догматам, то отделяющиеся от него, кто бы они ни были, не только не будут достойны наказания, но и должны быть удостоены чести, как православные, удаляющиеся общения с еретиками» (Правила Св. Вс. Соборов с толк. М., 1877. Ф. Вальсомон 2, 6. С. 107).

 

Вопрос: Кого тогда можно назвать раскольниками?

Ответ: Феодор Вальсомон в толковании на шестое правило Второго Вселенского Собора поясняет, что  раскольниками считаются те, «которые в действительности православны, но под предлогом какого-нибудь церковного недоумения отделились, по самомнению, от целости братства» (Правила Св. Вс. Соборов с толк. М., 1877. Ф. Вальсомон 2, 6. С 106). Но отнюдь нельзя считать раскольниками тех, кто, имея разномыслия со своим пресвитером или епископом по какому-либо предмету, продолжает общение с ним. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, – говорит Апостол Павел, – дабы открылись между вами искусные (1 Кор. 11, 19). Разномыслие между людьми – дело обычное и, по слову блаженного Августина, попускается оно для укрепления духа ревности по Бозе, для сохранения чистоты учения Христова.

 

Вопрос: Если же священник или епископ проповедуют ересь, осужденную соборами и Святыми Отцами, то каким образом можно от них отделиться?

Ответ: Следует прежде найти канонического священника или епископа, который исповедует неповрежденно православное вероучение, и тогда можно прервать общение с еретиками и вступить в общение с этим священником или епископом.

 

Вопрос: А можно не отделяться, если священник или епископ проповедуют ересь?

Ответ: Многие Святые Отцы так и поступали. Они боролись с ересью, оставаясь в Церкви. Достаточно указать на пример преподобного Иосифа Волоцкого, который не стал отделяться от митрополита Зосимы, но своими посланиями к Царю и епископам побудил их осудить и удалить еретика с митрополичьей кафедры.

 

Вопрос: От кого экуменисты взяли пример называть ревнителей Православия раскольниками?

Ответ: В этом они подражают еретикам-папистам, которые называют православных «схизматиками», то есть раскольниками за то, что они отказываются признавать главенство папы римского над собой.

 

Вопрос: На основании всего изложенного, что должно сказать об учении экуменистов, будто православные христиане, которые твердо стоят в Православной вере и отказываются следовать экуменической ереси, являются раскольниками?

Ответ: Учение это новоизмышленное, противное Священному Преданию Церкви и учению Святых Отцов и потому еретическое.

 

Продолжение следует

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник