ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Об истинном монархическом миросозерцании

 

Начиная с этого номера, мы будем знакомить читателя с сочинением приснопамятного подвижника благочестия архиепископа Серафима (Соболева) «Об истинном монархическом миросозерцании». Этот труд стал откликом Владыки-монархиста на критику другой его книги – «Русской идеологии». Архиепископ Серафим отвечает на неосновательные возражения против богоустановленности царской власти и другие неправые взгляды критика, которые нередко можно встретить и сегодня, в книгах и статьях современных авторов.

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

В русском заграничном журнале «Православный путь» (К учению о Святой Руси // Православный путь. 1940. Вып. 2–3. С. 90–105) был напечатан критический отзыв о нашей книге «Русская Идеология», выражающий типичный для русской интеллигенции рационалистический взгляд на существо царской власти. В этом отзыве утверждается, что общее направление книги – верное, но в доказательствах о богоустановленности царской самодержавной власти, ее основанности на Богооткровении и в ряде других мыслей допущены ошибки. Автор отзыва выражает пожелание, в случае ошибочной критики или неправильно понятых им положений из «Русской Идеологии», получить от нас соответствующие указания и разъяснения.

Доказательства, приводимые в «Русской Идеологии» в пользу богоустановленности царской самодержавной власти и ее основанности на Священном Писании, являются фундаментом истинного, то есть православного монархического миросозерцания. Называть эти доказательства ошибочными, это значит колебать основу данного миросозерцания.

Поэтому мы считаем необходимым рассмотреть, насколько состоятельны приводимые в критике возражения.

 

1. ВОЗРАЖЕНИЕ ПРОТИВ БОГОУСТАНОВЛЕННОСТИ
ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ

 

Это возражение заключается в словах автора критики, обвиняющего нас в желании доказать, что самодержавие «прямо основано на Богооткровении, на святоотеческом учении и на Православной вере». По его словам, эта главная мысль многократно повторяется и дает полное основание сказать, что мы догматизируем самодержавие, когда говорим: «Самодержавная власть основана на словах Священного Писания» (Там же. С. 90).

Да, мы доказываем, что царская самодержавная власть имеет своим основанием Божественное Откровение. С этой целью мы приводим толкование митрополитом Филаретом апостольского изречения: несть бо власть аще не от Бога, сущыя же власти от Бога учинены суть (Рим. 13, 1).

Из слов митрополита Филарета ясно видно, что как власть отца не могла быть сотворена им самим или дарована ему сыном, но произошла от Бога вместе с сотворением Им человека; и как власть ветхозаветных патриархов, вождей и судей существовала по установлению Самого Бога, так и царская власть установлена Богом и коренится в Нем, как глубочайшем источнике и высочайшем начале первой власти (отца) и, следовательно, всякой последующей власти (а) Филарет, митр. Московский. Слова и речи. М., 1848. Ч. II. С. 135; 1861. Ч. III. С. 236; б) Архиеп. Серафим (Соболев). Русская Идеология. София, 1939. С. 85–86).

К приведенным нами истолковательным словам митрополита Филарета автор критического отзыва добавляет: «...Царь не был одним только образом и именем власти над народом. И митрополит Филарет указывает разные виды власти. Из этого отрывка мы видим, какие образы и имена власти над народом были установлены, и ясно, что нельзя говорить, что только одна власть царская установлена Богом» (К учению о Святой Руси... С. 91).

Этим добавлением затемняется главная мысль, выраженная здесь митрополитом Филаретом, о происхождении царской власти от Бога. Для такого объяснения нельзя найти основания в самом тексте данных истолковательных слов московского святителя, которые к тому же приводятся в статье «К учению о Святой Руси». «В семействе, – говорит митрополит Филарет, – должно искать начатков и первого образа власти и подчинения, раскрывшихся потом в большем семействе-государстве <...>. В патриархе [Аврааме] Господь сотворил качество отца и постепенно произвел от него племя, народ и царство; Сам руководил патриархов сего племени; Сам воздвигал судей и вождей сему народу; Сам царствовал над сим царством (см.: 1 Цар. 8, 7); наконец, Сам воцарил над ним царей, продолжая и над царями чудесное знамение Своей верховной власти» (Там же. С. 92).

Эти слова митрополита Филарета, заимствованные нами из его проповеди и притом на тему «Божественное установление царской власти» (Филарет, митр. Московский. Указ. соч. Ч. II. С. 135; Ч. III. С. 236), показывают, что главная и основная мысль его здесь сосредоточена на богооткровенной истине апостольского изречения (см.: Рим. 13, 1), что царская власть установлена Самим Богом. Но ясно здесь и то, что центром внимания митрополита Филарета являются не различные виды власти в жизни еврейского народа. О них он говорит постольку, поскольку они свидетельствуют о происхождении от Бога царской власти. Последнюю в ее начатках он видит во власти отца. Царскую власть в ее качестве он находит во власти патриарха Авраама как представителя еврейского племени и, разумеется, – во власти судей, от коих еще более требовалось проявление качества Царя, так как они управляли уже не племенем, а целым народом.

Рассуждая по существу, в данном отрывке своего слова митрополит Филарет говорит не о разных видах власти над народом, а об одной только царской власти в различных ее проявлениях, которые все коренятся во власти отца, этом первоначальном виде той же царской власти.

Вот почему утверждение критики: «...нельзя говорить, что только одна власть царская установлена Богом» (К учению о Святой Руси... С. 91), является неправильным. Власть отца, власть патриарха, власть судей и власть царская – это, по учению митрополита Филарета, есть по своей природе та же царская власть, которая действительно только одна и происходит от Бога.

 

Архиепископ
Серафим (СОБОЛЕВ)

Об истинном монархическом
миросозерцании. СПб., 2002.

 

Продолжение см. в след. номере

 

 

 

«Только глупцы называют его тираном»

 

В Спасо-Преображенском соборе Новоспасского монастыря, построенном при Великом Князе Иоанне III в 1491 году, сохранилась фреска Государя Иоанна Васильевича Грозного, на которой он изображен с нимбом.

Над правым плечом фигуры имеется надпись «Црь», над левым – «Iоанн». Плащ с растительным орнаментом застегнут у шеи, длинное платье перехвачено поясом и разделено вертикальной каймой. На голове – шапка в самоцветах, с меховой опушкой. По вороту и кайме одежда украшена драгоценными камнями.

Фреска датируется XVII веком, т. к. зодчие Дмитрий Телегин, Никифор Кологривов, Иван Акинфов и Григорий Копыла разобрали и полностью переложили Спасо-Преображенский собор монастыря в 1649 году. Во второй половине 80-х годов XVII века, во времена Царствования Государя Петра Алексиевича собор был заново расписан, а 5-го августа 1689 года вновь освящен. В 1837 году фрески Спасо-Преображенского собора были возобновлены еще раз.

Кроме изображения Царя Иоанна, на стенах собора были написаны все русские Государи от святой Равноапостольной Великой Княгини Ольги до Царя Алексия Михайловича. И это, конечно, не случайно, ведь Новоспасский монастырь всегда служил родовой усыпальницей Романовых.

Император Петр I, при котором проводилась наиболее радикальная реставрация фресок монастыря, был известным почитателем Царя Иоанна Грозного и считал себя продолжателем великих дел его.

Во время торжеств после заключения мира со Швецией герцог Голштинский построил триумфальные ворота, на которых с одной стороны был изображен Петр Великий, а с другой – Царь Иоанн Васильевич. Это вызвало неодобрение знатной публики. Но Императору эта идея так понравилось, что он обнял герцога, поцеловал и публично сказал: «Эта выдумка и это изображение – самые лучшие изо всех иллюминаций, какие только я во всей Москве видел. Ваша светлость представили тут собственные мои мысли. Этот Государь (указал на Царя Иоанна Васильевича) – мой предшественник и пример. Я всегда принимал его за образец в благоразумии и в храбрости, но не мог еще с ним сравняться. Только глупцы, которые не знают обстоятельств его времени, свойства его народа и великих его заслуг, называют его тираном».

 

Источник: Петр Великий:
Государственные деятели
России глазами современников.
М., 1993.

 

 

Календарь монархиста

со 2 / 15 по 18 / 31 января

 

7 / 20 января:

– в 1598 году почил Царь Феодор Иоаннович. Пресеклась династия Рюриковичей, царствовавшая на Руси с 862 года.

 

8 / 21 января:

– в 1654 году произошло воссоединение Малороссии с Россией. Малороссийские казаки присягнули на верность Царю Алексию Михайловичу.

 

10 / 23 января:

– в 1775 году в Москве был казнен самозванец Емельян Пугачев, выдававший себя за Императора Петра III.

 

11 / 24 января:

– в 1919 году в Петропавловской крепости были убиты мученики Великие Князья Павел Александрович, Димитрий Константинович, Георгий Михайлович, а также Великий Князь Николай Михайлович.

 

12 / 25 января:

– в 1610 году с Троице-Сергиевой лавры была снята осада польскими отрядами и войсками «тушинского вора» – Лжедмитрия II;

– день тезоименитства Великой Княжны-мученицы Татианы Николаевны Романовой, дочери Императора Николая II.

 

13 / 26 января:

– в 1779 году родилась Государыня Императрица Елиcавета Алексиевна, супруга Государя Императора Александра I.

 

14 / 27 января:

– в 1918 году в Ташкенте был убит Великий Князь Николай Константинович.

 

16 / 29 января:

– в 1542 году мятежники совершили переворот, отстранив от малолетнего отрока Великого Князя Иоанна IV Васильевича князя Иоанна Бельского, свергнув митрополита Иоасафа, послав обоих в заточение на Белоозеро. Князя Иоанна Бельского вскоре убили втайне от малолетнего Государя;

– в 1547 году венчался на Царство Иоанн IV Васильевич Грозный;

– в 1565 году Царь и Великий Князь Иоанн IV Васильевич официально отказался от престола. В грамоте, присланной в Москву, Царь объяснял, что не может править в сложившейся обстановке из-за постоянных измен бояр и воевод, радеющих лишь о собственном благополучии. Народ тогда не принял его отречения и упросил Царя вернуться на трон и править Царством как ему, Государю, угодно.

 

18 / 31 января:

– в 1730 году почил Император Петр II.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник