ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СЛОВО ПАСТЫРЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ПРОПОВЕДЬ СТРАНИЦА 13
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

На пути или на безпутье?

6 / 19 января – Крещение Господа Бога и Спаса нашего
Иисуса Христа

 

 

 

Сегодня, братия, я опять утомлю вас. Сегодня я хочу закрепить в вас истину, о которой говорил вам в прошлый раз. Я говорил о том, что с пришествием Христа началось новое Царство и что в Крещении Господнем было как бы творение нового человека, что Христос – это новый Адам и от Него пошли новые люди и началась новая жизнь. Эта истина очень важна для вас, потому что и вы призываетесь в новое Царство для этой новой жизни.

Я вас, братия, спрашиваю: где же у вас эта новая жизнь? Гниение, разложение... А люди? Как они живут? Они живут, зараженные ужасными болезнями; это – больные люди. Все они на 99% только называются христианами и живут, не имея никакого представления об этой обновленной жизни.

И я, как последний сомневающийся скептик, спрашиваю: где же эта новая жизнь? Есть она или нет? Может быть, эти построения – лишь мечты, утопия, иллюзии богословов, а на самом деле ничего нет? Может быть, это одни красивые фразы о новой жизни и даже сказки, которыми мы себя тешим?

О, если бы так это было! Как хорошо и легко нам было бы жить, если бы не было никакой другой жизни.

Мы живем скверно, в грязи... Сюда приходим отдохнуть, успокоиться, очиститься от грязи, утешить себя мыслью, что мы наследники Царствия Божия. А потом уйдем отсюда снова в грязь. Удобно и приятно развлекаем себя, как дети, сказками о далеких царствах, добрых феях и необыкновенных принцах. А на самом деле ничего нет; сказки слушать безобидно...

Братия, а вдруг это не сказки? Что тогда? Может быть, новая жизнь идет мимо вас? Может быть, есть эта новая жизнь, и вы по-прежнему слепые, глухие, по-прежнему в грязи...

Я отвечу, что тогда. Отвечу вам словами Самого Господа, Который сказал: «Если бы Я не приходил к вам, если бы Я не говорил вам, вы греха бы не имели. Если бы вы не знали об этом новом Царстве и прошли мимо него – с вас нечего спрашивать. Но теперь, когда вы знаете, когда пришел Свет к вам – вам нет никакого оправдания».

В другом месте, в беседе Христа с Никодимом, Он говорит о смысле и тайне Царства Божия: «Я пришел не судить мир. Я не суд принес, Я пришел спасти человека». Однако Евангелие добавляет, что Суд человеку будет.

Да, придет для вас осуждение, и оно уже есть. Вы осуждены уже тем, что пришел Свет, который не принят. Я приведу в пример аналогии из жизни. Белое пятно всегда видно на темном. До Христа была тьма и все было так, как будто и должно быть. Но вот пришел Свет и сразу стало заметно, где свет и где тьма. И где же вы: в свете или во тьме? В этом-то и есть ваше осуждение, потому еще раз повторяю: нет вам оправдания в вашей безобразной жизни.

Теперь давайте проследим, смотрел ли Христос на Свое время как на начало новой жизни и видел ли Он эту новую жизнь в людях? Оказывается, видел, чему есть два доказательства.

Первое доказательство дано в Назарете после первого выступления Христа на проповедь. В одну из суббот Господь пришел в синагогу и встал на место, откуда обыкновенно читали Священное Писание. Прислужник принес Ему книгу пророка Исаии. Господь раскрыл ее и прочел: Дух Господень на Мне: Егоже ради помаза Мя благовестити нищым, посла Мя исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати плененным отпущение и слепым прозрение, отпустити сокрушенные во отраду, проповедати лето Господне приятно (Лк. 4, 18–19). Христос прочел эти слова и закрыл книгу. Тогда, говорит Евангелие, воцарилось молчание, и все взоры устремились на Него. Все недоумевали и как бы спрашивали: ну, а что дальше? К чему эти слова и какое они имеют к нам отношение?

Господь выдержал паузу и говорит: «Лето Господне приятное наступило воочию, т. е. посмотрите вокруг себя, посмотрите, что делается. Забила другая, новая жизнь, которую Я принес людям. Разбитым сердцам, разбитым жизням Я даю новые силы. Истерзанным и измученным Я даю покой. Пленникам зла и страстей даю освобождение, полную свободу. Нищим духом, вычеркнутым из жизни, Я даю новые силы. Лето Господне приятное наступило воочию, ибо забила новая жизнь!» И все свидетельствовали: да, так.

Заметьте, братия, что свидетельство исходило не от друзей, а от врагов Христа. Кто при этом был? Книжники и фарисеи – враги Христа, которые пришли в синагогу послушать закон Моисеев. Тем не менее они подтвердили: да, новая жизнь началась. Они не могли не согласиться, что действительно происходит что-то странное, начинается какая-то необыкновенная новая жизнь.

Второе доказательство исходит опять-таки от Самого Господа, и взято оно Им не из пророчеств, а из самой жизни. Это доказательство относится ко времени воскрешения Христом сына вдовы наинской (см.: Там же. 7, 12–16). В то время уже пошли в народе разговоры о Христе как о необыкновенном человеке, и дошли они до учеников Иоанна Крестителя. Среди них возникло ревнивое чувство. Они так любили Иоанна, что стали спрашивать: «Кто же этот Второй?» Они идут к Иоанну и спрашивают у него: «Кто это?»

Иоанн, желая рассеять их сомнения, говорит: «Пойдите и спросите у Него. Что проще? Самого спросите». Ученики Иоанна идут и прямо ставят вопрос: «Говори, Кто Ты? Ты – тот Мессия, Которого мы ждем? Это Ты? Или нам ждать другого?» (см.: Там же, 17–20). Христос не говорит, что о Нем написано пророками, а отвечает: «Пойдите, скажите Иоанну <...> слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют (Там же, 22). Посмотрите, неужели вы не видите, что творится вокруг вас?»

<…> Закрепите в себе все сказанное и эту истину воспримите с радостью и трепетом. С радостью – потому что вы призываетесь в это новое Царство, и с трепетом – потому что вы должны ответить, есть ли в вашей жизни хоть маленький росток этого нового Царства.

Я с настойчивостью вас спрашиваю: так что же, есть или нет? Вы живете по первому Адаму или по Второму? Вы на пути или на безпутье? Братия, может быть, вы заблудились на распутьях жизни? Остановитесь, отдохните, стряхните грязь и пыль и тогда, свободные, пойдите по иному пути в новое Царство Отца Небесного.

Блажен, кто не соблазнится о Мне (Там же, 23), особенно в настоящее время. Аминь.

 

Священномученик
Григорий (ЛЕБЕДЕВ)

Александро-Невская лавра,
5 / 18 января 1927 года

 

 

СТАТИСТИКА ||
«Это свидетельствует о живой вере»

    

      По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к празднику Рождества Христова в пределы Русской Православной Церкви впервые была принесена священная реликвия Афона – Дары волхвов. Это одна из немногих святынь, связанная с земной жизнью Спасителя, сохранившаяся до сегодняшнего дня. О поклонении восточных мудрецов, принесших дары – золото, ладан и смирну – Богомладенцу Христу, рассказывается в Евангелии от Матфея. Дары волхвов имеют глубокое символическое значение. Золото было принесено Иисусу Христу как Царю, ладан – как Богу и смирна – как Человеку на погребение.
     В Москве святыня пребывала с 7 по 13 января; затем Дары волхвов были перенесены в Санкт-Петербург, в Воскресенский Новодевичий монастырь, где пробудут до 17 января; далее – Минск, Дом милосердия (18–24 января) и Киев, Успенская Киево-Печерская лавра (25–30 января).
     По статистике к 11 часам дня 10 января в Москве Дарам волхвов поклонились уже 130 тысяч паломников. В очереди к храму 12 января, по разным данным, стояло около двадцати тысяч человек. Журналисты, беседовавшие с верующими, рассказали, что многих людей к святыне приводит желание попросить здоровья близким, рождения долгожданного ребенка, а вовсе не стремление к материальному преуспеянию. «Верю, что, когда прикладываешься к святыне, Бог помогает, – поведала одна из паломниц. – У меня дети ходили к Поясу Богородицы. У них шесть лет не было ребенка. А после поклонения Поясу Богородицы родился здоровый мальчишка. Разве это не чудо?»
     «Уже сейчас тысячи людей стоят в очереди, чтобы приложиться к этим святыням, и это свидетельствует о живой вере людей», – сказал Патриарх Кирилл, встречаясь с делегацией афонского монастыря святого Павла, которая доставила христианскую реликвию в Москву. – Думаю, что вам тоже будет передаваться радость народа и сердечная теплота людей, которые будут прикасаться к святыне». По его словам, среди тех, кто стоит в очереди, чтобы приложиться к Дарам, люди разного положения, как известные и обладающие властью, так и простые, что «свидетельствует о том, что по милости Божией и по молитвам новомучеников и исповедников земли нашей вера Православная укрепляется».


По материалам СМИ

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник