ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
 
Рейтинг@Mail.ru

 
СИМ ПОБЕДИШИ
ЗА ДРУГИ СВОЯ
СТРАНИЦА 14
   
 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

     

    В качестве признания своих выдающихся боевых качеств русский солдат заслужил прозвище «Росс непобедимый» не только у друзей, но и у врагов. Из века в век он отважно защищал свою Родину от вражеских нашествий. Из поколения в поколение, укрепляясь и множась, передавались традиционные мужество, верность воинскому долгу, выносливость, взаимная выручка, исполнительность, готовность к самопожертвованию, составляющие неотъемлемые качества русского солдата. История войн, которые пришлось вести нашему народу, защищая свое Отечество, – это история воинской доблести, история солдатской славы.
    Из каких же источников подпитывались замечательные качества русского солдата?
В «Катехизисе для воинов» святитель Филарет Московский написал: «Ты должен полагать для себя твердейшую опору и надежнейшую защиту в Вере, Церкви и ее святынях. Не приятно ли будет воинствующему россиянину <…> усмотреть, что он ходит в непреложных пределах отцов, что держит от глубокой и священной древности по праву наследованное предание, когда имеет, чтит и усердно посещает храм Божий среди своих полков и военных учреждений, когда ходит на брань под освященным Церковью знаменем, под осенением Животворящего Креста Христова, когда предмет и цель своего звания определяет обязанностью подвизаться за веру, народ и Отечество, когда в основание своего мужества, побед и непобедимости полагает Веру и упование на Бога?»
«Молись Богу! От него победа», – говорил Александр Васильевич Суворов своим солдатам.
    Сегодня мало кто из военнослужащих изучает труды святителя Филарета, А.В. Суворова и других великих русских полководцев и святых. Причина сему – в невоцерковленности большинства российских воинов. Однако мы помним изречение Ф.М. Достоевского, верное для всех времен, о том, что русский – значит православный. Не читая Евангелия, святоотеческой литературы, русский солдат интуитивно продолжает исполнять заповеди Божии. В этом – спасение его души и спасение России.

Евгений ПОЛЕВОЙ

Первый и второй

   Служили два товарища. Со школьной скамьи они шагали рядом по жизни. Вместе ушли в армию, вместе поступили и закончили военное училище и стали офицерами, вместе служили в одном батальоне. Еще со школы как-то так складывалось, что Первый был во всем вторым, а Второй был всегда третьим. Эта закономерность носила какой-то мистический характер, несмотря на то, что оба они были очень похожи за исключением, пожалуй, одного. Первый всегда хотел перестать быть вторым и стать первым. Он корпел над учебными пособиями, донимал преподавателей будучи курсантом, он ежедневно тренировался и бегал пятикилометровку, он непрестанно занимался усовершенствованием учебного процесса боевой подготовки своих солдат, собирая и обобщая боевой опыт. Но самое главное, что делал он это не из банального самолюбия, а потому, что не считал себя вправе быть вторым. Он расценивал существующее положение вещей как свой недостаток, промах, недоработку. Он как командир очень остро ощущал ответственность за выполнение возложенных учебных и боевых задач, за жизнь вверенных ему подчиненных.
   Второй – не так. Его вполне устраивало быть третьим. Он особо не напрягался, считая для себя главным лишь не упасть за эту планку – планку третьего. Так они и жили-служили…
   Однажды их батальон направили на войну. Но и там Первый оставался вторым, а Второй – третьим. Результаты, которых добивался Первый, все уходили кому-то другому, и он вновь оставался вторым. Вроде как поговаривали, что командиру одного из элитных подмосковных полков нужна была Звезда Героя, вот результаты всех десантных подразделений, работавших в том же районе, скидывались на этот полк. Второй служил себе потихоньку, для него как будто ничего не поменялось, словно он и не на войне был.
   Так бы, наверно, все и продолжалось, но закончилось.
   Первый накрыл собой гранату со случайно выдернутой чекой, выпавшую из руки солдата. Он быстрее других, стоявших рядом, сообразил и принял решение. Оттолкнув горе-бойца, он прижал к себе смертоносную болванку и отпрыгнул в сторону. Свернувшись калачиком, подумал он напоследок, что все-таки успел первым к ней, что он все-таки стал первым.
   А Второй…
   Вскоре после окончания командировки уволился в запас по состоянию здоровья, или помогли ему уволиться, и… спился. Самый частый вопрос, который ему задавали: «Третьим будешь?» В ответ он виновато кивал головой, а потом пил молча, словно каждый тост у него был третьим.
Он так и остался третьим…
   Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20, 26–28).

Владислав ИСМАГИЛОВ,
майор

Альманах «Искусство войны»

Побуждение воинам жить по Заповедям Божиим

   Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, то <...> будете прогонять врагов ваших, и падут они пред вами от меча; пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму, и падут враги ваши пред вами от меча (Лев. 26, 3, 7–8).
   Воин должен жить по заповедям Божиим, чтобы благовременно приобрести благословение и помощь Божию ко времени брани.
   Некогда в Иерусалиме одни и те же люди в одно и то же время должны были и строить городские стены, и ежеминутно быть готовыми отразить врагов: одною рукою производили работу, а другою держали копье. И такой сугубо тяжкий подвиг перенесла и совершила любовь к отечественному граду.
   Вы можете обеими руками безопасно, безпрепятственно делать предоставленное вам дело поселянина или гражданина. Делайте мирное дело ваше спокойно, трудолюбиво, честно, для довольства и блага вашей собственной жизни, но не забывайте и вашего меча, который может еще понадобиться Отечеству. Дух порядка, совершенного повиновения, точности в исполнении должного, который составляет одно из отличительных достоинств военного звания, сохраняйте и в гражданском положении вашем, и легким способом доброго примера простирайте его на других. Не забывайте, что добрый воин, лев против врагов, должен быть агнцем между своими. Живите кротко и любовно, а гнев и грозу берегите для врагов Отечества.
   Земная жизнь дается человекам на время, и у многих время берет ее обратно даром. Какое же преимущество обратить жизнь свою в талант для приобретения Родине спокойствия, победы, славы, сделать жизнь свою священной жертвой верности и любви к Отечеству, приблизиться через самопожертвование к высшей степени святой любви, по суду Самого Небесного Судии: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13).

Свт. Филарет Московский
Катехизис для воинов. Глава II.

 

 
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
   
   

     
     
  © ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник