-
 
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
 
Рейтинг@Mail.ru

 
РАСКОЛЫ
НА СТРАЖЕ ИСТИНЫ
СТРАНИЦА 4
   
 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

     

 

   Камень преткновения
   для отделяющихся
   от Церкви
 
Комментарий к 153-му правилу Двукратного Собора

   Единственное основание для отделения от законной церковной иерархии из-за различных отступлений высшего клира - 15-е правило Двукратного Собора.
   Следовало ожидать, что такое серьезное действие как отделение должно иметь гораздо более глубокую и обширную каноническую основу, но, как оказалось, за основу в данном случае взят один-единственный канон. Притом - его вторая часть. Первая часть этого правила всегда замалчивается злоупотребляющими им, что совершенно не случайно! Поэтому попытаемся сделать краткий разбор полного текста канона, отмечая то, в чем состоит злоупотребление со стороны отделяющихся в раскол антиэкуменистов и старокаленда-рников (речь идет о различных раскольнических деноминациях, всевозможных «истинно-православных церквах», «синодах противостоящих» и т.п., прервавших общение с законной иерархией, ссылаясь на то, что та погрязла в ереси экуменизма и / или приняла новый масонский календарь. К верующим и клиру, неприемлющим экуменизм и новый стиль, сохраняющим верность святым канонам и Священному Приданию Церкви, но не уклоняющимся в раскол, критические замечания автора статьи, разумеется, не относятся. - Примеч. перев.).
   Вот что гласит 15-е правило:
   То определено о пресвитерах и епископах и митрополитах, то самое, и наипаче, приличествует патриархам. Посему, аще который пресвитер, или епископ, или митрополит дерзнет отсупити от общения со своим патриархом и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в Божественном тайнодейст-вии, но прежде соборного оглашения и совершенного осуждения его учинит раскол: таковому святый Собор определил быти совершенно чужду всяка-го священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии. Впрочем сие определено и утверждено о тех, кои, под предлогом некоторых обвинений, отступают от своих предстоятелей, и творят расколы, и расторгают единство Церкви. Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми Соборами или Отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборного рассмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство церкви, но потщились охранити церковь от расколов и разделений.
   Видно, что правило состоит из двух частей. Первая часть (выделена полужирным и курсивом) - это его законоустановительная часть. Здесь есть сущность правовой нормы, и эта часть, как общепринято, имеет обязательный, императивный характер, что видно и из самого текста. Вкратце: кто пресекает общение со своим Патриархом прежде его соборного осуждения, должен быть совершенно извержен из священного сана. Вторая часть (выделена курсивом) представляет собой исключение по отношению к первой, основной, законоположи-тельной части; как уже упомянуто, это условия и мотивы для исключения.
   Важно отметить, что две части различаются по своей обязательности. Обязательной является именно первая часть, а вторая только указывает случаи, когда эта обязательность бывает отчасти приостановлена, прекращена на неопределенное время. Вторая часть правила по существу - икономия - снисхождение, компромисс, и ни в коем случае нельзя приписывать ей обязательность наравне с первой. По своему характеру вторая часть дозволительна, а не обязательна.
   В чем злоупотребления оставляющих единство Церкви на основании этого правила?
   Выше упоминалось, что канон «урезается» через игнорирование его главной части. Но каковы же мотивы? Если канон представлен в полном варианте, он дает совсем ясное представление о соотношении между обязательной и допустимой (икономийной) частью - между правилом и исключением. Поэтому, когда игнорируют первую часть, злоупотребляющие представляют вторую самостоятельной и таким образом превращают исключение в правило, а ико-номию подменяют акривией. Конкретнее: пресечение общения становится уже не просто возможностью, а безусловным обязательством. И это есть только начало злоупотреблений и канонических нарушений. Вот что следует далее.

Окончание см. на стр. 15.


Ревность по вере должна быть в разуме

Беседа с паломником, посетившим монастырь Эсфигмен

Святая Гора Афон для православных всего мира одно из главных святых мест, земной Удел Пресвятой Богородицы. Однако в этом «монашеском государстве» из 20-ти православных монастырей, состоящих в непосредственной церковной юрисдикции Константинопольского Патриарха, один из монастырей - Эсфигмен - раскольнический. Раб Божий Виктор недавно совершил паломничество на Святую Гору Афон, побывав и в этой обители.

- Действительно, Эсфигмен - единственный из 20-ти святогорских монастырей, насельники которого не поминают Константинопольского Патриарха, являющегося, согласно правилам, правящим епископом всех обителей Афона. Кроме того, монахи этого монастыря не имеют своего представителя в Киноте (правительстве Афона). Братия считает себя пребывающей в юрисдикции раскольнической «Истинно-православной церкви Греции» «архиепископа» Хризостома II (Киюсиса) «Афинского и всея Эллады».

- Каковы Ваши впечатления от посещения этого монастыря?
- Как ни странно, первое, что бросилось нам в глаза, - грязь! В Эсфигмене почему-то очень грязно. Нам это показалось особенно странным, потому что мы знаем, что там самое большое количество монахов по сравнению с другими обителями Афона. Когда мы делали земные поклоны перед святынями, почувствовали под ладонями толстый слой пыли, чего не было ни в одном другом святогорском монастыре. Вообще, обитель выглядит плачевно, очень мрачной и запущенной. И на душе от этого скорбно, там ведь подвизался наш великий святой - преподобный Антоний Пе-черский, основатель Киево-Печерской лавры и родоначальник русского монашества.

- Удалось ли Вам пообщаться с кем-то из насельников Эсфигмена?
- Да, мы разговаривали с одним монахом. Эта беседа также оставила тягостное впечатление. Подробно расспросив нас, откуда мы и к какой Церкви относимся, он начал нас убеждать, что сейчас якобы уже нельзя посещать храмы Московской Патриархии, так как эта «юрисдикция», по их мнению, как и все прочие Поместные Православные Церкви, пребывает в ереси.
- Поэтому вам необходимо причаститься у нас, в «истинной церкви», - заключил он. - Впрочем... Вы скорее всего и некрещеные^
- Это почему же? - поинтересовались мы.
- Да потому что вас, скорее всего, крестили обливанием, а не полным погружением. А такое крещение недействительно!
- ?!..
- А даже если вас и крестили полным погружением, то священник, который это совершал, наверняка сам некрещеный, потому что его тоже могли крестить обливанием... Так вы будете креститься у нас? Мы, разумеется, отказались. Это не значит, что мы являемся сторонниками каких бы то ни было обновленческих реформ в Церкви - избави, Господи, - но мы понимаем, что и ревность по вере должна быть в разуме.

Беседовала Марина ТКАЧЕВА
Источник: «Информ-Религия» (http://inform-relig.ru)


Колокольня Эсфигмена

 

 
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
   
   

     
     
  © ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник