ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
Рейтинг@Mail.ru
СИМ ПОБЕДИШИ ЗА ДРУГИ СВОЯ СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Все выдающиеся победы русского оружия покоятся на прочном духовном фундаменте

 

Выступление на XIII Международных Рождественских образовательных чтениях

 

Окончание. Начало см. в № 23 (23).

 

Велик и достоин вклад Русской Православной Церкви в победном завершении Отечественной войны 1812 года. Православная патриотическая идея была главной в Манифесте Императора Александра I по случаю вторжения наполеоновских войск в Россию. Простое и ясное обращение к Богу и правде Его, этой главной идее для русских людей, не могло не найти отклика в их сердце и душе, сплотило и воодушевило их на борьбу с французскими захватчиками.

Подобные примеры можно продолжать. Далеко не случайно в годы второй Великой Отечественной войны были востребованы образы великих русских святых – Александра Невского, Дмитрия Донского и православных полководцев Суворова, Кутузова, флотоводца Ушакова. Как оказалось, несмотря на более чем двадцатилетний воинствующий атеизм и массовые гонения за веру, основы православной нравственности были сохранены. Старшее поколение сумело передать детям и внукам основные нормы православной морали, воспитать в них любовь к Родине, чувство долга и ответственности за ее судьбу. Перед лицом смертельной угрозы объединились люди разных взглядов и убеждений, у них была одна Россия и они ее защищали вместе. И объединила их не коммунистическая идеология, которую многие не признавали, а образ Святой Руси, – сохранившаяся в народе, веками воспитанная Православием внутренняя потребность защищать Отечество «не щадя живота своего».

 


Первая мировая война. Молебен перед боем

 

Показательно, что Русская Православная Церковь и сегодня видит в подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны величайшую святыню – День Победы 9 мая введен в церковный богослужебный календарь. Ежедневно в молитвах Церковь осуществляет поминовении «вождей и воинов на поле брани за веру и Отечество живот свой положивших». Таким образом мы видим, как на протяжении веков Православие воспитывает и сплачивает народы России, объединяет и мобилизует их на защиту российской государственности, что идеалы Православия всегда были духовной основой системы воинского воспитания и обучения войск. Православие и Русская Православная Церковь выступали не только как религиозная сила, воодушевляющая воинов на подвиг во имя Веры и Отечества, но и как хранители духовной и культурной памяти народов России, их исторических ценностей.

Одна из этих ценностей – идея державности, необходимая в качестве инструмента божественного домостроительства. Россия как сильная и процветающая великая Держава – защитница вселенского Православия, – это первейшая идея, которую Церковь внедряла и отстаивала на протяжении многих веков. Эту идею она отстаивает и сегодня, оказываясь, объективно, единственным последовательным выразителем общенациональных интересов народа и государства.

Вторая важнейшая идея, которую отстаивала и отстаивает наша Православия Церковь, заключается в том, что меняются общественный уклад и государственное устройство, руководители и политические вожди, но остается у нас Отечество, великая Россия, которую надо обустраивать и защищать. Поэтому Русская Православная Церковь возвышает воинское служение до служения Богу и долгу перед Православной Верой. Не случайно решением Синода Русской Православной Церкви в литургию включена молитва «О богохранимой стране Российской, властях и воинстве ее». Больше ни о каком конкретном институте государства и общества Церковь так не молится. Этот факт еще раз подчеркивает особое ее отношение к государственной идее и защитникам российской государственности.

Наши самопровозглашенные либералы и демократы проповедуют и насильственно насаждают в нашем Отечестве совершенно другие принципы и мораль. <….> Они исповедуют негативное отношение к Российской державности, к военной службе, к защите Отечества. Православие они считают пережитком прошлого. Для них «патриот» ругательное слово, для них нет понятия Родина, им хорошо там, где хорошо их капиталу, где могут удовлетворяться любые их потребности.

Если западноевропейские либералы и демократы, отстаивая интересы личности, стоят на страже своего национального Отечества, то наши либералы ценят личную свободу как абстрактное понятие, независимо оттого, что она несет конкретному человеку. В результате их деятельности обострились все проблемы российского общества, духовный кризис охватил все его сферы и слои.

Не успев освободиться от государственной атеистической идеологии, наш народ подвергся страшной духовной агрессии. Разложение затронуло отечественную науку, образование, литературу, изобразительное искусство, кино и другие сферы национальной культуры, возросло негативное и очень опасное воздействие на духовный мир человека. Современное западное общество поражено само и охватывает остальной мир злокачественной опухолью ни чем не ограниченного потребления, которая безпощадно разрушает душу, разум, тело человека, окружающий нас животный и растительный мир, всю в целом природу, включая космос. Современные «меновщики», захватив глобальные средства массовой информации, сознательно формируют и насильно навязывают людям новые материальные потребности, лишенные здравого смысла и калечащие физическое, духовное здоровье людей, особенно молодых. Одновременно с этим нормальные чувства и качества нормального и здорового человека подвергаются осмеянию, объявляются старомодными, лишенными смысла, невыгодными и непрактичными. Над вековыми основополагающими духовными ценностями нашего народа и общества нависла опасность их полной утраты и это самая большая реальная угроза будущему России, ее государственности, положению и роли в мировой цивилизации.

Фридрих Великий говорил: чтобы пройти там, где есть русский солдат, его мало убить, его еще надо после этого и мертвого повалить. Таким русский солдат был, и такой он в основе своей пока и есть. Морально уничтожить нас пока никому не удавалось. Но все это – пока.

Сегодня как никогда близка черта, за которой – морально-нравственное опустошение военнослужащих, утрата ими духовных основ и нравственных ориентиров, потеря веры в себя, в то, что их служба нужна Отечеству. Сегодня Вооруженные Силы из последних сил пытаются сохранить духовные истоки своей силы, борются, как это не парадоксально, за право защищать свое Отечество, а не быть его платными наемниками, сопротивляются разрушению высоких духовных основ воинского служения России, превращению воинской службы из святого служения в наемное ремесло. Этого нельзя допустить.

 


Великая Отечественная война.
Вручение медали священнику-партизану

 

И вновь история распорядилась так, что сегодня только Православие и Русская Православная Церковь последовательно и во всей полноте противостоят духовному разрушению России, ее армии и флота. Мать Церковь учит, что Россия – это самобытная православная цивилизация и для каждого ее гражданина, независимо от его веры и национальности, Россия – высшая ценность, и долг перед ней – выше личного блага.

Православие учит любить и защищать Отечество «не жалея живота своего», любить ближнего как самого себя, помогать ему в беде, делиться последним куском хлеба с нуждающимся, нестяжательствовать, быть во всем умеренным. Православная нравственность органично сочетает в себе духовные ценности и свободу личности, осуждает насилие, корыстолюбие, разврат и другие пороки, процветающие и культивируемые ныне. Оно не рассматривает проблемы свободы и прав человека вне его ответственности и обязанностей перед другими людьми, обществом и государством. Православие свободно по своей сути, в нем нет разрушающего души прагматизма, слепого подражательства и сиюминутных политических интересов. Веками Православие проповедовало высокое духовное и нравственное начало человека, освященные Евангелием патриотические мысли и чувства, любовь и мир. <…>

Православная вера и сегодня является самым надежным фундаментом для воинского и патриотического воспитания военнослужащих Российских Вооруженных Сил, она сохранила для этого историю, традиции, моральные идеалы и нормы, критерии и принципы, внутреннюю, нравственную чистоту, правду и силу. Все выше изложенное дает нам очевидное право утверждать, что в современной России только Православные идеи Патриотизма, самоотверженной любви к Отечеству, всемерного служения ему, идеи воинского Долга, Доблести и Чести, Правды, Добра и Справедливости могут стать прочной базой идеологии и государственной политики, возрождения России, ее Армии и Флота, могут консолидировать все народы и общество. Все другие идеи – идеи демократии и коммунизма, западной социал-демократии, консерватизма и либерализма и др. – выражают интересы преимущественно какой-то части общества и не могут его консолидировать.

 

Александр Владимирович
ЧЕРКАСОВ,

генерал-майор в отставке,
кандидат военных наук

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник