В ЭТОТ ДЕНЬ... | ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ | СТРАНИЦА 11 |
21 февраля / 6 марта – наречение Михаила Романова Царем
Избрание Михаила
РОМАНОВА на Царство
Худ. А. КИВШЕНКО
Сам новоизбранный Царь ничего еще не ведал о своем державном достоинстве, хоронясь в костромской глубинке. Потому для испрошения его согласия было отправлено особое посольство из духовных и светских чинов, с инструкциями и грамотами. Можно долго рассказывать о том, как отказывался от высокого избрания юный Государь, как упорно не давала сыну своего материнского благословения старица Марфа. Казалось, уговоры безсмысленны.
Тогда послы и народ прибегли к последнему средству, испытанному уже однажды при избрании на царство Бориса Годунова. Они решили поколебать благочестивые сердца Михаила и Марфы напоминанием о великой ответственности за все могущие последовать для Отечества бедствия. «То ли угодно вам, – вопросили они, – чтобы наши недруги торжествовали, попирали нашу Православную веру, чтобы православные христиане были в расхищении и пленении? Все это: и поругание веры, и осквернение церквей, и гибель безчисленного безгосударного народа, и междоусобные брани, и неповинную кровь взыщет Бог на вас в день Страшного и праведного Своего Суда...» Такое увещевание возымело силу, и согласие на царство было, наконец, получено. 1-го июля 1613 года в Москве состоялось и Таинство Венчания: Россия вновь обрела законного и богоданного Государя.
Митрополит
Иоанн (СНЫЧЕВ)
«Самодержавие духа»
21 февраля / 6 марта 1582 года состоялся диспут о вере
Царь Иоанн Васильевич Грозный
В 1613 году 21 февраля / 6 марта Царь Иоанн IV Грозный согласился устроить диспут о вере с латинянином папским легатом Поссевино, приехавшим в Москву в надежде уговорить Царя принять униатскую ересь.
«Коли будет вера одна, то и Церковь одна Греческая с Римскою совокуплена будет вместе и Ты, Великий Государь, не токмо будешь на прародительской вотчине на Киеве, но и в царствующем граде Константинополе Государем будешь; а Папа и Цесарь, и все государи великие о том будут стараться», – соблазнял Царя иезуит.
Но Иоанн Васильевич на соблазны всемирной власти не поддался, а его ответы остаются актуальными и ныне: «Мы веру истинную христианскую веруем. А что папу называешь, что он наместник верховного Апостола Петра, а Петр Апостол в Христово место; и Апостол Петр так не делал, как папу на столе носят и целуют в ногу, и то есть гордостная, а не святительская; а Апостол Петр на коне не ездил и на столе его не носили, а ходил пеш и бос»; «Мы получили христианскую веру при начале Христианской Церкви, когда Андрей, брат Апостола Петра, пришел в эти страны, чтобы пройти в Рим; таким образом мы на Москве приняли Христианскую веру в то же самое время, как вы в Италии и с тех пор доселе мы соблюдали ее ненарушимо».
У Н. Тальберга находим: Антоний Поссевин писал, что москвитяне так любят свою русскую веру, что, желая кому-нибудь беды, говорят: «О! Когда б увидел я тебя латинянином!»
Раздосадованный папский легат Поссевино, возвратившись домой, составил свой знаменитый трактат о Царе Иоанне IV, всячески очерняющий его, выставляющий необузданным дикарем, с которым не то чтобы вести переговоры, но и просто разговаривать невозможно. Этот трактат стал одним из многочисленных источников клеветы на Грозного Царя. Впоследствии в венецианской типографии Поссевино напечатал повесть «о юноше Димитрии», лживо провозглашавшей самозванца Лжедмитрия спасенным Царевичем Димитрием, убиенным сыном Иоанна Грозного.
Исторический
календарь-альманах
23 февраля / 8 марта 1551 года начал работу Стоглавый Собор
В 1551 году открылся Стоглавый собор в Москве, в Царских палатах, в присутствии самого Царя Иоанна IV Грозного, князей и бояр. Председательствовал на Соборе св. митрополит Московский Макарий.
«Державный Самодержец, – читаем в соборной книге, – прекроткий Царь Иоанн, осияваемый благодатию Святаго Духа, подвигся теплым желанием не только об устроении земском, но и об исправлении многоразличных дел церковных. Он возвестил о том отцу своему, митрополиту Макарию, и повелел составить Собор. Когда повеление царское услышали архиереи Русской земли, они объяты были невыразимою радостию и, как небопарные орлы, поспешили в Москву, и чудно было видеть царствующий град, красовавшийся пришествием отцов».
Исторический
календарь-альманах
1 / 14 марта 1881 года убит Император Александр II
На набережной Екатериненского канала 1 /14 марта 1881 года в Санкт-Петербурге было совершено убийство Императора Александра II – бомбой, брошенной И. Гриневицким. На месте убиения после был воздвигнут храм Вознесения-на-крови.
Мученическая смерть Императора Александра II совпала с принятием им в этот день Святых Христовых Тайн.
Дата эта ежегодно отмечалась в Царской Семье заупокойными богослужениями. Последнее такое служение, по просьбе Царственных Мучеников, было совершено в 1918 году в Тобольске.
«Тридцать восьмая годовщина кончины Анпапа (дедушки. – Примеч. ред.). В 2 часа у нас была отслужена панихида. Погода стояла такая же, как тогда, – морозная и солнечная», читаем в дневнике Государя Николая II.
Друг семьи последнего русского Императора старец Григорий Ефимович Распутин особо чтил память убиенного Императора Александра II. По словам очевидцев, в его петербургской квартире на одной из стен на почетном месте висел портрет Царя-Освободителя, перед которым постоянно теплилась лампада.
Царский сборник
16 февраля / 1 марта: |