Рейтинг@Mail.ru
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИОБНОВЛЕНЧЕСТВО «ПО ПЛОДАМ ИХ...» СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

По просьбе Ивана Ивановича (см. письмо на стр. 8) рассмотрим главу «Евхаристия» из книги «Флавиан. Восхождение». Для того чтобы читателям стало понятно, какие идеи пропагандируются автором издания, частично приводим текст о. А. Торика.

 

<…> Я всерьез задумался над вопросом, который раньше никогда не задавал себе (поскольку был воспитан с начала своей церковной жизни в уже устоявшейся традиции, считал само собой разумеющимся): как часто христианину надо приступать к Таинству Святого Причащения?

Ответ на этот вопрос я начал искать в святоотеческой литературе, в практике древней Церкви и в современной практике других православных Церквей. Результат поисков ошеломил меня.

Оказалось, что уже на Первом Апостольском соборе в Иерусалиме в пятьдесят первом году от Рождества Христова было установлено, что христианин, присутствоваший на Божественной Литургии, слушавший Евангелие, а затем ушедший не причастившимся, должен просто отлучаться от Церкви! Но почему Апостолы приняли такое жестокое установление?

И тут меня озарило: ведь вся внутренняя логика и смысл Божественной Литургии не в присутствии на ней, а именно в Причащении! <…>

По внутренней логике Таинства Причащения получается, что каждый христианин, за исключением «оглашенных» и запрещенных от Причастия, не может, а должен причащаться за каждой Божественной Литургией, на которой он присутствует! <…>

Встает вопрос, а как готовиться к причастию современному работающему мирянину, начавшему причащаться в каждое воскресенье и в церковные праздники? Во всех молитвословах приведена норма приготовления к Святому Причащению, установленная в восемнадцатом веке для тех, кто причащался раз в год Великим постом: говение в течение трех-пяти дней, включающее в себя воздержание от скоромной пищи и супружеского общения, обязательную исповедь перед причастием и вычитывание трех канонов с акафистом и «Последования ко Святому Причащению».

Один или несколько раз в году работающий мирянин может найти и выделить необходимое время для такого приготовления, но если он начнет вести свою евхаристическую жизнь так, как это следует из вышеупомянутой логики Таинства Причащения, то есть причащаться в каждое воскресенье и в праздники, то вся его мирская и семейная жизнь придет в расстройство, потому что поститься ему придется практически круглый год!

А еще и необходимость «обязательной» исповеди перед причащением! <…>

Заинтересовавшись практикой Причащения в других православных Церквах, в частности, греческой, я увидел, что благочестивые верующие в Греции могут причащаться каждое воскресение, исповедуясь только тогда, когда к этому их подталкивает собственная совесть. Постятся они в среду и пятницу и в большие посты, перед причастием соблюдают лишь обычный «евхаристический пост» – с полуночи и до причащения. <…>

Господь послал мне прекрасное исследование на эту тему – книгу преподобного Никодима Святогорца и святителя Макария Коринфского под названием «Книга душеполезнейшая о непрестаннном причащении Святых Христовых Таин», в которой эти засвидетельствованные благодатными дарами Отцы на основании святоотеческого Предания обосновывают необходимость для христианина, желающего иметь благодатную жизнь во Христе, частого причащения Тела и Крови Христовых». <...>

 

В качестве ответа на эту апологию сверхчастого причащения предлагаем читателям статью протоиерея Владимира Правдолюбова «Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения» и комментарий нашей редакции «Не в суд или во осуждение» (см. на стр. 11).

 

 

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

 

В споре о том, как часто надо причащаться, полемика дошла до абсурдного предела – раз в две недели? раз в неделю? каждый день? При этом говения, поста и вообще никакой подготовки не требуется.

Коснемся толкования православными полемистами 8-го и 9-го правил св. Апостолов. Оппоненты считают, что они (то есть 8-е и 9-е правила) «говорят именно о том, что нельзя уходить с Евхаристии, не причастившись». Ну что же, приведем правила в точном синодальном переводе. 8-е правило: Аще епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из священного списка, при совершении приношения, не причастится: да представит причину, и аще есть благословна, да будет извинен. Аще же не представит: да будет отлучен от общения церковного, яко соделавшийся виною вреда народу, и на совершавшего приношение наведший подозрение, акибы неправильно совершал. Надо помнить, что в те времена евхаристические молитвы произносились экспромтом, поэтому и возникла такая каноническая норма – члены клира, причащаясь, показывали народу правильность совершения Таинства. А вот 9-е правило: Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и Святом Причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного (Книга правил. М.: Синод. тип., 1894. С. 12–13). Похоже, что и тогда были книжники-интеллигенты, подобные афинянам, желающим услышать что-то новенькое (см.: Деян. 17, 21 и далее). Они приходили в церковь послушать писания и, видимо, соответствующее поучение, затем расходились, обсуждая красноречие проповедника, не считая для себя обязательным присутствовать на общей молитве до конца. Таких безчинников правило и осуждает. Как видим, в вопросе о причащении существует разделение на клириков и мирян. Если первых 8-е правило обязывает причаститься, причем не для личного спасения и тем более не для «актуализации» единства, а для практической нужды, чтобы доказать правильность совершения Таинства, то 9-е правило (что бы о нем ни говорили проповедники сверхчастого причащения) требует от прихожан присутствия на Литургии до конца. Если бы требовалось обязать всех присутствующих – и священников, и мирян – причащаться, достаточно было бы одного правила, так как и к клиру, и к приходу предъявлялось бы одинаковое требование. <…>

Необходимо рассмотреть и еще одну ошибочную идею: «Нет смысла в посещении Литургии, если не причащаешься», и что простое присутствие за Литургией без причащения есть просто «нонсенс». Готов согласиться, что «посещение» Литургии и «простое присутствие» на ней есть «нонсенс». Но мы приходим на Литургию и вообще на службу молиться. Интересно, что бы ответили проповедники сверхчастого причащения, если бы их пригласили на молебен с акафистом Николаю Чудотворцу? Так что их слова о том, что общественное Богослужение имеет единственную цель – Причащение, делают ненужными Всенощные бдения с их литиями, полиелеями, стихирами и канонами, а также крестные ходы, поклонения мощам, паломничества к святым местам, то есть в духе протестантизма обедняют многоцветущую жизнь Церкви.

 

Окончание см. на стр. 15.

 

 

МУДРОСТЬ   ||
Святоотеческий совет


   «Должно приобщаться по крайней мере во все четыре поста, четырежды в год. Если ж, к сожалению и несчастью, житейские заботы и до сего не допустят, то непременно должно приобщиться однажды в год», – пишет свт. Игнатий (Брянчанинов) (Т. IV. С. 370). В письме к болеющей сестре Елизавете Александровне Святитель наставляет: «Церковная служба питает душу, а уединение чрезвычайно способствует к рассмотрению себя и покаянию. Потому-то многие святые Отцы удалялись в глубокие пустыни. <...> Советовал бы и тебе провести Великий пост безвыходно дома с пользою для души и тела, иногда приглашать священника для отправления некоторых важнейших служб, а говение и причащение Святых Таин отложить до Петрова поста. Не то важно, чтоб приобщаться часто, но чтоб приготовиться существенно к причащению и потому пожать обильную пользу. Святая Мария Египетская во всю многолетнюю жизнь свою в пустыне не приобщалась ни разу: эта жизнь была приготовлением ко Причащению, которого она удостоилась пред концом жизни» (Письмо от 16 февр. 1847 г. Т. VIII. Собрание писем. С. 366).

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник