ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
Рейтинг@Mail.ru
В ЭТОТ ДЕНЬ... ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Восстал как скала
против унии с латинянами

 


Москва – Третий Рим

 

Василию Васильевичу было 10 лет, когда умер его отец, положив начало длительной феодальной междоусобной войне. Противниками Василия II выступила коалиция удельных князей во главе с его дядей – князем Юрием Дмитриевичем и его сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой. В ходе феодальной войны Василий II был захвачен и ослеплен Дмитрием Шемякой (потому и получил прозвище «Темный»).

В 1447 году князь Василий II Темный посетил Ферапонтов монастырь и получил благословение на поход против овладевшего Москвой Дмитрия Шемяки. С большим трудом вернул он себе московский трон, одержав в начале 1450-х годов победу. Василий II ликвидировал почти все мелкие уделы внутри Московского княжества, укрепил великокняжескую власть.

Результаты княжения Василия II можно характеризовать как ряд крупных успехов: увеличение территории Московского великого княжества, независимость и новая формулировка задач Русской Церкви, обновленная идея московского самодержавия и внутренне упроченная власть Великого Князя.

Несмотря на все внутренние безпорядки на Руси, которые пришлись на время правления Великого Князя Василия Темного, он – «смирный, добрый и всегда уступчивый» – принял величайшее историческое решение: решительно отверг Флорентийскую унию (1439 г.) с католиками, к которой предательски присоединился митрополит Киевский и Всея Руси Исиодор (грек, поставленный Константинополем во главе Русской Церкви вопреки воле Великого Князя). Первоиерарх был с позором низложен как предатель Православия и изгнан из пределов Руси.

После низложения Исидора Москва стала сама выбирать себе митрополитов собранием русских епископов. В 1448 году по приказу Василия II митрополитом был избран рязанский епископ Иона, что знаменовало провозглашение независимости Русской Церкви от Константинопольского Патриарха и укрепляло международное положение Руси.

Москва с ее Государем, митрополитом и народом сделалась средоточием истинной Христовой веры, к ней стали стремиться сердца всех православных людей.

Этому значению Москвы в деле сохранения Православия русские люди обязаны всецело Божией благодати, осенившей Василия Темного восстать как скала против Флорентийской унии – несмотря на молчаливую готовность духовенства смириться с ней.

 

Исторический
календарь-альманах

 


 

По вере и благочестию

 

По словам великого писателя Ф.М. Достоевского, русский человек есть православный человек. И это понятно для нас. Православная вера, воспринятая от крещения детскою, простою душою русского человека, сделалась его основой, обнявши всю его жизнь во всех ее проявлениях. В этой вере и в таком жизненном ее усвоении и состоит русская идеология. Русский народ усвоил Православную веру не умом только, как теоретическую доктрину, а всем своим сердцем, как главное правило своей жизни. <…>

За эту истинную Православную веру, имевшую за собою подвиги святой жизни с покаянием, Россия называлась Святою. За эту веру Господь изливал на русский народ свои великие милости, избавлял его от всяких бедствий, которые не раз могли погубить нашу Родину.

Таким гибельным бедствием было для нас татарское иго, которым воспользовались немцы, шведы и ливонцы и хотели полонить Северо-Западную Россию. Но Господь воздвиг тогда из среды русского народа для его спасения св. князя Александра Невского. Чрез свою пламенную веру в помощь Божию он с небольшою новгородскою дружиною одержал дивную победу над огромной шведской армией, усиленной финскими войсками и крестоносцами из Западной Европы.

Ради молитв преподобного Сергия Радонежского и в силу одушевления тою же верою великого Московского князя Димитрия Донского и его войска Господь сломил и самое татарское иго в битве русских с татарами на Куликовом поле в 1380 году.

Великое заступление Божие было явлено России и в 1591 году, когда шведы вторглись в Новгородскую область, а крымские татары под предводительством Казы-Гирея с огромным полчищем подошли к Москве. Положение было безвыходное. Но Россия возглавлялась праведным Царем Феодором Иоанновичем, который так чтился за свою святую жизнь современниками и последующим поколением, что в святцах русской Церкви он именовался московским чудотворцем, и поэтому в древнем иконописном подлиннике его изображение описывается наряду с другими иконами святых.

 


Основание Донского монастыря.
Фрагмент росписи монастырского собора

 

Хотя татары были уже близ Москвы, однако благочестивый Царь и не думал оставлять столицы. Он возложил все свое упование на покров Пречистой Божией Матери, Которой усердно со слезами молился. По его повелению двинулся крестный ход вокруг Москвы с чудотворной Донской иконой Божией Матери. Эта святыня была затем поставлена среди русского войска. Накануне решительной битвы, ночью, Царь Феодор Иоаннович продолжал свою пламенную молитву пред иконой Царицы Небесной, и во время этой молитвы он получил извещение от Божией Матери, что в битве, которая произойдет на другой день, русское войско по Ее предстательству и силою Ее Божественного Сына, Господа Иисуса Христа, одержит победу. Целый день кипело сражение русского войска с превосходящими по количеству полчищами татар. Но вдруг устрашенные невидимою силою, татары обратились в бегство. На месте, где стояла среди войска чудотворная Донская икона Божией Матери, был основан Донской Московский монастырь.

Так верою благочестивого Царя и русских православных людей Господь вновь спас Русскую землю.

 

Архиепископ
Серафим (СОБОЛЕВ)

«Русская идеология»

 


 

 

Не просто слова

 

Рассматривая Императора Николая II как носителя и охранителя Божественности происхождения власти русского Государя, нельзя отделять его от его жены, Императрицы Александры Феодоровны.

В браке Государя и Государыни вполне оправдались слова Христа: «Так что они уже не двое, но одна плоть». Слияние их было действительно полным; верой в святость самодержавной власти и в помазанничество Божие они горели оба с равной силой и с равным самоотвержением, но своей громадной волей и твердым характером Императрица Александра Феодоровна дополняла в природе русского Царя то, чего недоставало в натуре Императора Николая Александровича. Как люди, они тяготились своей властью, своим державным положением, но как Царь и Царица России, унаследовав престол Русского государства и приняв самодержавную, Богом прославленную историческую власть русских государей, они уверовали в истинность и в соответствие ее идеологии русского народа всею силою своих православных христианских сердец и недюжинных разумов.

Слившись друг с другом «в одну плоть», они слились с русской идеей о верховной власти в одну душу. Они глубоко исповедовали, что высшее право над русским народом, предоставляемое им самодержавною властью, заключается для них в высших обязанностях перед народом: «Если только нужно для России, мы готовы жертвовать и жизнью, и всем», – говорила Императрица Александра Феодоровна. И это были не просто слова...

 

Генерал М. К. ДИТЕРИХС
«Убийство Царской Семьи»

 

 

 

Календарь монархиста

с 19 марта / 1 апреля по 1 / 14 апреля

 

19 марта / 1 апреля:
– в 1881 году обнародовано Высочайшее повеление унаследовавшего Российский Престол Императора Александра III, в котором он возвещал о принятии чрезвычайных мер с выражением «твердой решимости положить предел дальнейшему развитию преступной деятельности злоумышленников и оградить столицу от позора быть местом и свидетелем совершающихся в ней преступлений и даровать оной спокойствие». В царском повелении прозвучал ответ на ультиматум (от 10 марта) новому Императору от исполнительного комитета «Народной воли», убившего его Венценосного Родителя – Александра II.
23 марта / 5 апреля:
– в 1801 году восшел на Престол Император Александр I Павлович.
24 марта / 6 апреля:
– в 1155 году на Киевский Престол вступил Князь Юрий Долгорукий;
– в 1753 году Императрицей Елизаветой I была отменена смертная казнь в России.
27 марта / 9 апреля:
– в 1111 году объединенное войско Русских князей Святополка Изяславича и Владимира Всеволодовича Мономаха победило половцев у реки Салницы. Мономах сражался как истинный герой. Летописец говорит: «Ангел свыше карал половцев, и головы их, невидимою рукою ссекаемые, летели на землю. Бог всегда невидимо помогает храбрым». Слава о победе разнеслась до самого Рима;
– в 1793 году произошло присоединение к Российской Империи древних русских земель Волыни, Подольской и Минской губерний;
– в 1795 году были присоединены Курляндия и Семигалия.

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник