ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
Рейтинг@Mail.ru
ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ КАЛЕНДАРНЫЙ ВОПРОС СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

О новостильном расколе

 

 

Некоторое время наблюдая за дискуссией о старом и новом календаре на сайте «Православие.бг», я счел своим долгом высказаться по этой теме. По рассматриваемому вопросу написано много, а за последнее время – еще больше, так что уже известные вещи я повторять не буду. И все же, несмотря на длительность споров, мне кажется, что некоторые аргументы были упущены, а о других вполне сознательно умолчали. Теперь по существу.

Во-первых, о самой дискуссии. Даются оценки, что вопрос, видите ли, не был важен или что спор о календаре был схоластичен. Неправда! Даже беглое знакомство с высказываемыми мнениями дает понять, что вопрос дискуссии – о столкновении рационально-схоластичного подхода со стороны защитников нового календаря и церковно-каноничного подхода защищающих старый.

Безспорно, для современного мирского человека, хотя бы он был и христианином, такая дискуссия действительно весьма отвлеченна. Мы живем в условиях острого дефицита личной и церковной молитвы, и по этой причине для большинства людей такие вещи как церковный календарь и богослужебный Устав непонятны, а поэтому безынтересны, даже скучны. Иногда же причиной такого мнения – о незначительности рассматриваемых вопросов – становится обыкновенная лень. Человек просто не хочет углубляться в запутанные церковные проблемы.

Считающие вопрос маловажным, с другой стороны, прекрасно знают, что календарная реформа и на Западе, и на Востоке вызвала огромные волнения, и в связи с ней высказывали свои соображения многие и многие авторитетные личности и учреждения. В конце я постараюсь изложить краткие сведения на этот счет. А желающие умалить значимость этой темы, прежде всего, должны понять, что пытаются зарыть свою голову в песок; однако это не доведет до добра, потому что пол бетонный. Точнее, каменный.

У сторонников нового календаря наблюдается одна показательная дискуссионная некорректность. Стоит только человеку возвысить голос против календарной реформы, как немедленно на него вещают ярлык «старостильника» и «раскольника». Потому предлагаю желающим «ловить ведьм» посещать Африку, а не сайт «Православие.бг». Необходимо сделать и еще одно уточнение. Вопрос об отмене ненужной и неканонично проведенной у нас календарной реформы и вопрос о календарном расколе связаны между собой (поскольку второе является следствием первого), но они ни в коем случае не тождественны. Иначе говоря: одно – защищать старый календарь, а совсем другое – пресекать церковное общение по этой причине.

Так что новостильники, тыкающие пальцем в старостильников-раскольников, – это то же, что воры, кричащие: «Держите вора!», потому что как старостильники-раскольники делают безсмысленной на практике правильную позицию отстаивания старого стиля, отделившись от Церкви, так со своей стороны и новостильники делают безсмысленным и безплодным свое пребывание в Церкви, защищая календарную реформу, которая, как и всякая реформа в Церкви, есть действие антицерковное, т. е. раскол, и даже еще хуже. Доказательством тому служат слова преп. Иустина (Поповича): «Все реформы, которые имеют цель сделать так, чтобы Православной Церкви идти в ногу со временем, будут гибельными для нее» («Православное слово», № 256, 2007).

Судите сами, что хуже: пресечь общение с Церковью и погубить себя самого, как делают старостильники-раскольники, или стать причиной агонии целой Поместной Церкви через уничтожающие церковный порядок реформы, как действуют новостильники? Ведь церковная история недвусмысленно свидетельствует, что обещание Спасителя Церкви, что врата адова не одолеют ей (Мф. 16, 18), совсем не означает, что отдельные Поместные Церкви не могут отпасть от Истины.

Итак, давайте рассмотрим аргументы. Они условно могут быть разделены на две группы: научно-астрономические и церковно-канонические. Как правило, защитники нового календаря приводят только научно-астрономические аргументы, тогда как приверженцы старого – поровну и сбалансировано и научно-астрономические, и церковно-канонические. При наличии здравого церковного сознания со стороны всех верных этого было бы достаточно для решения вопроса в пользу старого календаря. Ведь календарь связан с Церковью и послушанием ей. Но есть и нечто такое, что до сих пор остается в тени: в пользу старого календаря существуют исключительно серьезные аргументы и со стороны науки.

Рассмотрим, например, пресловутый аргумент об отставании юлианского календаря относительно григорианского. Это вопрос мнений. Можно сказать, что юлианский календарь отстает относительно григорианского, но также верно и обратное – что григорианский спешит в сравнении с юлианским. Но григорианский календарь имеет несколько существенных недостатков. Во-первых, он основан на издавна отвергнутой наукой геоцентричной системе. Для него основной астрономической величиной служит солнечный или так называемый тропический год. Время от равноденствия до равноденствия. Умышленно или нет, но все же неизбежно проигнорирована другая величина – астрономический год (относительно которого григорианский календарь спешит еще больше). Это время полного оборота Земли вокруг Солнца.

Очевидно, и я не смогу избежать цифр, но я все же постараюсь быть кратким. Тропический год длится 365 дней, 5 часов, 48 минут и 6 секунд. Астрономический год длится 365 дней, 6 часов, 9 минут и 10 секунд. Разница между ними – 20 минут и 24 секунды. Значит, для геоцентристов астрономический год «отстает» еще и от юлианского, который длится 365 дней и 6 часов. Почему бы тогда не поправить и вселенную и прекратить эти споры?! Кроме того, именно «отстающий» юлианский год является подходящим для церковного употребления, так как календарный лунный год, по которому определяется еврейская пасха, также является «отстающим», и это обезпечивает неизменное исполнение 7-го Апостольского правила и 1-го правила Антиохийского Собора: Пасха Христова да будет после весеннего равноденствия, первого полнолуния после него, и в Неделю после этого первого полнолуния, что значит после еврейской пасхи и, конечно, только в воскресенье.

Из больных амбиций для предельной, как себе вообразила католическая церковь, точности, приняв григорианский календарь, она пришла к грубому нарушению и празднует Пасху Христову иногда одновременно или даже перед еврейской пасхой.

Надо сказать также, что факт удаления календарного равноденствия от небосводного был издавна известен православным пасхалистам еще со времени св. Максима Исповедника, и никто не считал необходимым вносить коррекцию в календарь. Представление этого явления «великим открытием» вызывает беззвучный смех и показывает глубокое невежество папы и его окружения, незаслуженно провозглашенного многоученым.

Здесь один авторитет на сайте также проявил большую изобретательность, искажая истину. В статье с тенденциозным заголовком «Снова о календарном расколе» автор Иван Семенов решил, что нашел брешь в аргументации православных и высокомерно заявил о своем открытии, что, видите ли, в этом году (2008. – Примеч. ред.) Православная Церковь попала в такой же «календарный капкан», как католики. (В России подобную изобретательность недавно проявлял известный протодиакон Андрей Кураев. В частности, касаясь постановления Первого Вселенского Собора о праздновании православной Пасхи, он заявил: «Для меня в этом расхождении нашей пасхальной практики и решений Собора нет большой проблемы. Поскольку не считаю необходимым для Церкви исполнять все дисциплинарно-канонические решения, когда бы то ни было принятые в ее истории. Веками нарушали – и тем не менее спасались...». – Примеч. ред.). Итак, Иван Семенов пишет: «В этом году <…> православная Пасха попала точно на восьмой, последний день еврейской пасхи, <…> праздновали Пасху заодно с иудеями». Но из дальнейшего изложения становится ясно только одно – что г-н Семенов страдает отсутствием богослужебной культуры, очевидно, потому, что нечасто ходит в храм или, по крайней мере, ходит туда не тогда, когда там идет богослужение. Потому что иначе он хорошо знал бы вещи, которые могут ему сказать и дети из воскресной школы, а именно – что каждый большой Господский и Богородичный праздник имеет свое Навечерие или предпразднество (которое может длиться несколько дней), свои попразднественные дни, как и свое Отдание, точно также и с еврейской пасхой, по образцу которой устроены и наши церковные праздники, перенятые от старозаветного богослужебного обряда.

На самом деле речь идет о следующем: в этом году навечерие еврейской пасхи, которое в сущности упомянуто г-ном Семеновым, – седер, выпало на 19 апреля. Сама пасха – реальная пасха – была 20 апреля. 26-го было ее отдание, которое для живущих вне Израиля было 27-го, когда и наступил день православной Пасхи. Совпадение – да, но с отданием еврейской пасхи. Неверно, что реальные праздники – это первый и восьмой день. Реальным праздником является только первый день, а восьмой, упомянутый, – это уже отдание праздника, независимо от того, что по литургическому содержанию оно очень похоже на сам праздник.

Все обвинения, что Православная Церковь не могла в течение веков следовать в полноте 7-му Апостольскому правилу, лишь шумно разрекламированы, но совсем не аргументированы; более того – такие обвинения смешны, а такой вещи как «календарный капкан» вообще не существует, она есть разве что в головах тех, которые очень хотят в нее верить.

Ход евангельских событий очевиден. Христос воскрес после 14 нисана, то есть после иудейской пасхи, в первый день седмицы – в воскресенье. Вот, например, в минувшем 2007 году еврейская пасха выпала на 5 апреля, а православная – на 8-е, в рамках попразднества еврейской. Где же был тогда со своими криками г-н Семенов, сделавший «гениальное открытие», что мы празднуем Пасху с иудеями? Потому что и в прошлом, и в этом году, и, несомненно, и во многие другие годы в течение веков бывали идентичные случаи. Нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас (Еккл. 1, 9–10).

Отцы, однако, предельно четко определили: «Да не празднуем пасху вместе с иудеями», имея в виду не попразднество или отдание, а реальную еврейскую пасху и не в диаспоре, а в Израиле. Это необходимо соблюдать Православной Церкви, и она это свято соблюдала на протяжении веков, но давайте вспомним, что это возможно только тогда, когда празднование Пасхи Христовой исчисляется по юлианскому календарю.

 

Иерей Божидар ГЛАВЕВ

 

Перевод с болгарского
Анны САМСОНОВОЙ

 

Источник: «Буди верен» (http://budiveren.com)

 

Продолжение см. в след. номере

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник