ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"

ПЕЧАТАЕТСЯ ДВА РАЗА В МЕСЯЦ

№19 (43)  01 октября  2011 г.

 

ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ
У ЧЕЛОВЕКА БЫЛО ИСКРЕННЕЕ
ЖЕЛАНИЕ НАЙТИ ИСТИНУ

 

стр.2  


  /// АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ


  /// СЛОВО ПАСТЫРЯ


  /// НОВЫЙ МИРОВОЙ ПОРЯДОК

 

 

 Стр.4    

  

 

 

Отче преподобне Сергие, моли Святую Троицу спасти души наша

ДВА ПАСТЫРСКИХ ТЕЧЕНИЯ

 

«Помянеши Господа Бога твоего»

 

Благоговейно творя память преподобного и богоносного отца нашего Сергия, мы исполняем заповедь Апостола: поминайте наставники ваша (Евр. 13, 7). Сия Апостольская заповедь приводит мне на память заповедь Пророческую: помянеши Господа Бога твоего. И это не по одному подобословию, но по причине более существенной. Благочестно творимая память святых есть отрасль, которой корнем должно быть благоговейное памятование о Боге, так как и благодать святых есть отрасль от живоносного корня Божией силы, или луч от источного света Божия. <...>

Может ли сын забыть отца? Даже не оскорбительно ли для сына, когда предполагается, что он может забыть отца? Человек Богу не безмерно ли больше обязан, нежели между человеками сын отцу? Отец дал сыну жизнь: но не свою, а полученную от Бога Творца. Отец воспитал сына, ввел в общество, обезпечил его благосостояние: но это все не иначе, как по благословению и под покровительством Бога Промыслителя. Сын действует умом не отца, но своим, волею не отца, но своею, силою не отца, но своею: но человек не может ни действовать, особенно действовать праведно, ни мыслить, особенно мыслить доброе, ни жить, особенно жить блаженно, не может без Бога <…>

Так должно быть по размышлению об истине и справедливости. Но что видим на деле? <…> Не проводим ли мы многих часов и целых дней, погруженные в дела земных обязанностей, или просто, произвола, корысти, прихоти, не приводя себе на мысль обязанности небесной: помянеши Господа Бога твоего? Встречая затруднения в делах, препятствия, неудачи, лишения, оскорбления, не мучим ли мы себя иногда очень долго безплодною печалью или досадою и безуспешным изыскиванием средств помочь себе, не пользуясь близким и верным средством, – тем, чтобы вспомнить Бога и просить Его помощи или предаться Его воле? Имея успехи в делах, пользуясь безопасностию, изобилием, приятным положением в обществе, преимуществами в звании, в служении, не переходим ли мы от суетливой мирской деятельности к нравственной дремоте, в которой мечтаем о своем достоинстве, хвалим свое искусство, до безмерности расширяем свои виды, преувеличиваем свои надежды, – и не умеем очнуться, чтобы вспомнить Бога, узреть над собою Его благодеющую руку и воздать Ему хвалу и благодарение? <…>

О, Боже праведный! Если бы за наше долгое, многократное о Тебе забвение Ты воздал только мгновением Твоего забвения о нас: мы низринулись бы ниже преисподней, ибо и сущие там не чужды Твоего памятования, так как не чужды Твоего провидения. Но Ты, Долготерпеливе, не забываешь забывающего Тебя человека и кротко напоминаешь ему о Себе словом Твоего Откровения: помянеши Господа Бога твоего.

Вспомни Бога. Тебе, Господи, правда, нам же стыдение лица (Дан. 9, 7).

 

Свт. Филарет Московский
Из слова в день памяти преп. Сергия, 1861 г.

 

 

 

 

© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник