ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
НАМ ПИШУТ «БЛЮДИТЕ УБО...» СТРАНИЦА 5
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Ни о каком спасении и тем более святости католиков не может быть и речи»

 




Начало на стр.4.

 

«Зараженные прелестию „мнения“ встречаются очень часто, – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). – Всякий, не имеющий сокрушенного духа, признающий за собою какие бы то ни было достоинства и заслуги, всякий, не держащийся неуклонно учения Православной Церкви, но рассуждающий о каком-либо догмате или предании произвольно, по своему усмотрению или по учению инославному, находится в этой прелести. Степению уклонения и упорства в уклонении определяется степень прелести». Кстати, характерный пример бесовской прелести – принятие явления беса в образе Христа, о котором в конце своего письма говорит наша читательница, называя слова явившегося «истиной в последней инстанции».

Сердцу каждого христианина жалко еретиков, пребывающих в духовной слепоте и не видящих всех этих опасностей и грозящей им вечной погибели! И он считает своим долгом вложить в их души благое безпокойство, однако сами заблуждающиеся рассматривают это не как проявление христианской любви к себе и заботы об их спасении, но как оскорбление и обиду. Это лишь подтверждает все вышесказанное об их неверном духовном устроении.

Здесь для сравнения следует привести образ поведения истинного христианина, то есть православного верующего. Когда его укоряют в каком-либо заблуждении, он обращается к себе и начинает анализировать образ своих мыслей, сверять их с церковным образцом, каковой заключен в Священном Писании и Предании, Церковном законодательстве и святоотеческих писаниях. Это и есть истина в последней инстанции. Если он в чистоте содержит Православную веру, тогда он смело и без смущения об этом заявляет, доказывая свои слова ссылками на вышеназванные источники. Если он в чем-то погрешил против веры, то смиренно просит прощения и приносит покаяние за свои отступления. Смирение и готовность души к покаянию – признак верного духовного устроения.

Если же человек продолжает настаивать на своих заблуждениях, на своем мнении, то он отлучается от Церкви, а его образ мыслей объявляется еретическим – для предостережения всем верным чадам церковным. Пребывание в ереси характеризуется ожесточением и упорством в заблуждении.

Теперь в свете святоотеческого наследия посмотрим на обвинения читательницы в наш адрес. Обратим внимание в первую очередь на то, что католичество называют ересью целые сонмы православных святых. Приведем высказывания лишь некоторых из них.

Святитель Фотий Константинопольский († 891 г.): «Латиняне не только внесли другие беззакония, но дошли до такого преизбытка дерзости, что даже в святой Символ веры, который всеми соборными постановлениями предписано хранить неизменным, дерзнули ввести ложь (о, ухищрения лукавого!), будто Святый Дух не только от Отца, но и от Сына исходит, и тем исказили основной догмат о Святой Троице» (Современный католицизм: вопросы и ответы. М., 2000).

Святитель Григорий Палама († ок. 1360 г.): «Мы не примем вас в общение до тех пор, пока вы будете говорить, что Дух Святый исходит и от Сына» (Творения святителя Григория Паламы. Т. I. Фессалоники, 1962).

Святитель Марк Ефесский († 1457 г.): «Мы отторгли от себя латинян не по какой иной причине, кроме той, что они еретики. Поэтому совершенно неправильно объединяться с ними. <...> Латиняне не только раскольники, но и еретики. Церковь молчала об этом потому, что их племя гораздо больше и сильнее нашего» (Современный католицизм: вопросы и ответы. М., 2000).

Преподобный Феодосий Печерский († 1074 г.): «Множеством ересей своих они [латиняне] всю землю обезчестили. <...> Нет жизни вечной в вере латинской» (Там же).

Преподобный Максим Грек († 1556 г.): «Я в своих сочинениях обличаю всякую латинскую ересь и всякую хулу иудейскую и языческую...» (Соч. преп. Максима Грека в русском переводе. Тверь, 1993).

Преподобный Паисий (Величковский) († 1794 г.) пишет о латинстве, что оно откололось от Церкви и «пало <...> в бездну ересей и заблуждений <...> и лежит в них без всякой надежды восстания». И ниже: латиняне – «не суть христиане» (Сочинения о знамении Честного и Животворящего Креста).

Святитель Игнатий (Брянчанинов) († 1867 г.): «Папизм – так называется ересь, объявшая Запад, от которой произошли, как от древа ветви, различные протестантские учения. Папизм присваивает папе свойства Христа и тем отвергает Христа. Некоторые западные писатели почти явно произнесли это отречение, сказав, что гораздо менее грех – отречение от Христа, нежели отречение от папы. Папа есть идол папистов, он – божество их. По причине этого ужасного заблуждения благодать Божия отступила от папистов, они преданы самим себе и сатане – изобретателю и отцу всех ересей, в числе прочих и папизма» (О ереси и расколе).

Итак, ни о каком спасении и тем более святости католиков не может быть и речи. Эту горькую правду мы обязаны им сказать, если желаем им жизни вечной. И пусть некоторым католикам это не нравится, но зато если они ее осознают и примут Православие, то впоследствии, пребывая в Царствии Божием, с благодарностью вспомнят тех священнослужителей и православных мирян, которые словом правды оказали им духовное благодеяние – спасли их души от адских мук.

Если наша читательница – православный человек, то святоотеческих высказываний для нее должно быть достаточно, чтобы убедиться в том, что католичество – опасное духовное заблуждение, которое ведет человека в погибель. Если же учение Святых Отцов Православной Церкви для нее не является непререкаемым авторитетом, то, к сожалению, получается, что слова о ее православности – пустой звук. Потому что не тот православный, кто сам себя таковым называет, а тот, кто является верным сыном Православной Церкви, в чистоте содержа ее учение.

Поэтому пусть не сочтет оскорблением для себя наша читательница и еще одно слово правды, которая состоит в том, что она пока не стала православной христианкой. Отсюда все ее недоумения. Благоразумному христианину надлежит поступать следующим образом: если его обвиняют в ереси, то пусть он изучит аргументы своих оппонентов. Если они ссылаются на писания Святых Отцов, тогда пусть найдет первоисточники и выяснит, правильно ли они процитированы. Если для католиков неубедительны свидетельства православных святых, обличавших их ересь после 1054 года (время отпадения католиков от Церкви Христовой. – Примеч. ред.), тогда можно изучить писания тех святых, которые жили до указанного момента.
К работе со святоотеческими писаниями христианин должен приложить усердную молитву ко Господу и Его Пречистой Матери о том, чтобы разобраться, правдивы ли те вины, которые на него возводят. В результате такого духовного труда ум проясняется и становится способным разобраться, где правда, а где ложь.

Обращаясь к нашей читательнице, хочу сказать: и Вы можете поступить подобным образом, и верю, что Господь не оставит Ваш труд без внимания. А если Вы внутренне остаетесь католичкой, то таковой Вы и являетесь в очах Божиих. Ибо Бог смотрит не на внешнее, а на внутреннее.

Если же Вы все-таки считаете себя чадом Православной Церкви, то Вам спасительно было бы последовать наставлению ее великого учителя – святителя Игнатия (Брянчанинова): «Вы говорите: „еретики – те же христиане“. Откуда Вы это взяли? Разве кто-нибудь, именующий себя христианином и ничего не знающий о Христе, по крайнему невежеству своему решится признать себя таким же христианином, как и еретики, а святую веру Христианскую не отличит от чада клятвы – богохульной ереси! Иначе рассуждают об этом истинные христиане! Многочисленные сонмы святых прияли венец мученический, предпочли лютейшие и продолжительнейшие муки, темницу, изгнание, нежели согласиться на участие с еретиками в их богохульном учении. <…> Конечно, в ереси Вы не видите ни разбоя, ни воровства! Может быть, единственно потому не считаете ее грехом? Тут отвергнут Сын Божий, тут отвергнут и похулен Дух Святый – только! Принявший и содержащий учение богохульное, произносящий богохульство не разбойничает, не крадет, даже делает добрые дела естества падшего – он прекрасный человек! Как может Бог отказать ему в спасении!.. Вся причина последнего Вашего недоумения, так как и всех прочих, – глубокое незнание Христианства!

Не думайте, что такое незнание – маловажный недостаток! Нет! его следствия могут быть гибельны, особливо ныне, когда ходят в обществе безчисленные книжонки с христианским заглавием, с учением сатанинским. При незнании истинного христианского учения как раз можете принять мысль ложную, богохульную за истинную, усвоить ее себе, а вместе с нею усвоить и вечную погибель. Богохульник не спасется! И те недоумения, которые Вы изобразили в письме вашем, – уже страшные наветники Вашего спасения. Их сущность – отречение от Христа! Не играйте Вашим спасением, не играйте! иначе будете вечно плакать. Займитесь чтением Нового Завета и Святых Отцов Православной Церкви <…>; изучите в Святых Отцах Православной Церкви, как правильно понимать Писание, какое жительство, какие мысли и чувствования приличествуют христианину. Из Писания и живой веры изучите Христа и Христианство» (О невозможности спасения иноверцев и еретиков).

 

С уважением
и наилучшими пожеланиями,

иерей Михаил НОВИКОВ

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник