ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ТВОРЧЕСТВО СЛАВЯНСКОЕ БРАТСТВО СТРАНИЦА 12
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Пели от души, пели сердцем

 




Вот уже третий год подряд в Калужской области, на благодатной Козельской земле, неподалеку от всемирно известной Православной святыни – монастыря Оптина Пустынь, проходит Международный конкурс-фестиваль молодых исполнителей славянской народной песни «Оптинская весна».

Как и прежде, на фестиваль съехались замечательные исполнители-конкурсанты и гости из разных концов России, из Белоруссии, Украины и Сербии. Выступавшие поразили зрителей уникальностью тембров голосов и исполнения народных песен, а также разнообразием музыкальных инструментов и мастерством игры на них. В прошлом году нашему корреспонденту удалось побеседовать с гостьей фестиваля из Сербии – профессором этномузыкологии Миряной Закич (см.: «ПК» № 11 (35)). А на этот раз интервью нам дала участница хора «Казачий берег» Мария (хор создан оптинским хуторским казачеством, в нем участвуют местные казаки, их жены и сестры. Подробнее о «Казачьем береге» см. в беседе с его художественным руководителем В. Рябковой, «ПК» № 18 (42)).

 

– Мария, Ваш хор традиционно выступает на «Оптинской весне». Какие впечатления у Вас остались от фестиваля в этом году и как Вы оцениваете его по сравнению с прошлогодними?

– «Оптинская весна» – удивительный фестиваль, объединяющий славянские народы. Наши сограждане как-то незаметно, против воли, под воздействием СМИ, постепенно, понемногу соглашаются с тем, что Украина, Белоруссия – другие государства, и там живут чужие нам люди. А фестиваль, напротив, всех наглядно убеждает, что разделение славянских народов – это искусственно насаждаемая идея, вопиющая ложь; мы – родные друг другу.

У меня и у моих друзей от фестиваля остались самые теплые воспоминания: мы перезнакомились, пообщались, подружились с белорусскими исполнительницами, с украинцами, с сербами. Говорили не только на профессиональные темы, но и на бытовые, личные. Мы стали как родные!

Сравнивая фестиваль с прошлогодними, можно отметить тот же профессиональный исполнительский уровень участников, замечательные костюмы, аккомпанемент, оформление зала, состав жюри, гостеприимную встречу участников. Концерт в этом году шел более четырех часов, и мы понимали, что много осталось тех, кто хотел бы выступить еще. Возможно, были какие-то недостатки, недовольства, ошибки, но в общем – и в плане профессиональной организации, и в плане проведения – фестиваль выполнил свою задачу, так что низкий поклон организаторам. Цель фестиваля – популяризация самобытной народной песни – была достигнута, и это покрывает все мелкие недоработки и недочеты.

 

– Расскажите, пожалуйста, об участниках. Кто Вам особенно понравился?

– Участниками фестиваля были сольные исполнители народных песен и коллективы (последние выступали вне конкурсной программы). Вы знаете, я не профессионал, мне сложно дать оценку конкретному исполнителю. Понравились все. Что особенно вдохновило, бросилось в глаза – так это огромная любовь абсолютно всех участников к народной песне, традициям. Все пели от души, пели сердцем! Наши гости много говорили о том, что не мыслят своей жизни без пения; и работа многих исполнителей напрямую связана с песней: это преподаватели фольклора, вокала в школах, институтах, училищах; песня в их семьях передается по наследству как святыня, от прадеда, деда – к внуку, от прабабушки, бабушки – к внучке; они живут песней. И это трепетное отношение переходит к зрителям, люди начинают слышать народную музыку, песня открывается им во всей полноте, красоте, богатстве. Когда слышишь со сцены свое, хотя и давно забытое, но родное пение, слезы наворачиваются на глаза, как будто встретились наконец мать и дитя после долгой разлуки.

Любовь к народному творчеству – это по сути любовь к Родине. Вот на таких концертах действительно понимаешь, что такое Родина и как ты ее любишь. Поговорив с участниками, посмотрев на лица зрителей, чувствуешь, что в зале и за кулисами – одна большая семья, объединенная любовью к песне и к Родине.

 

– Кто входил в состав жюри? Справедливо ли оно было в оценках конкурсантам? А что Вы можете сказать о зрителях? Радушно ли они принимали гостей-славян?

– В состав жюри входили известные музыканты и исполнители, продюсеры, мнение которых – это профессиональная оценка. Председатель жюри – певица Ольга Кормухина. Она имеет за своими плечами большой исполнительский опыт; было время, когда на фоне общей безголосицы и непрофессионализма на российской сцене и в радиоэфирах (это были 80-е – начало 90-х годов) практически она одна «держала марку» профессиональной певицы. Что касается зрителей – это в основном жители Козельска, а также приехавшие вместе со своими коллективами «болельщики» из стран и городов – участников фестиваля. Вообще козельчане – это такой народ, который делится на две группы: коренные жители и жители, переехавшие в Козельск, чтобы духовно окормляться в Оптиной Пустыни. Так вот, в зале, на мой взгляд, сидел тот «срез» козельской общественности, который объединяет любовь к народной музыке, как из одной, так и из другой группы. Быть может, фестиваль станет той объединяющей силой, которая сплотит и сроднит всех козельчан.

 

– Какова цель проведения «Оптинской весны»? Что лично Вам дает выступление на этом фестивале?

– Целей у фестиваля, на мой взгляд, несколько. Основная – популяризация народного творчества. Что делать, если в современном эфире редко можно услышать народную песню? Как песню донести до людей? Вот, с помощью фестиваля. Нужна мощная альтернатива попсе и року. Музыка – это сильнейшее средство идеологического воспитания подрастающего поколения. А народная музыка учит духовности, патриотизму, целомудрию. Более общая цель у «Оптинской весны» и подобных ей фестивалей – объединение славянских народов посредством песни. И есть чисто профессиональные задачи: профессиональный рост исполнителей, взаимодействие фольклорных коллективов, обмен опытом.

 

– Почему репортажи о таких мероприятиях как «Оптинская весна», в отличие от «Евровидения» и подобных песенных конкурсов, пропагандирующих безнравственность, не показывают по центральному телевидению?

– Ну, еще покажут! Вот, например, «Оптинскую весну» в этом году снимал известный телеканал «ТВ-центр»; ребята брали интервью у многих исполнителей, организаторов, членов жюри. А вообще, конечно, наши масс-медиа сейчас выполняют задачи, абсолютно лишенные патриотической, нравственной составляющей. Вот представьте, если бы все радиостанции передавали бы в эфир песни военных лет, русские народные, казачьи… Как бы это отразилось на нашем молодом поколении? Русская песня очень богата по содержанию и форме; в ней есть и танцевальные, задорные мотивы, есть слова о любви (о настоящей, целомудренной), о дружбе, о выручке, т. е. обо всем, что интересно молодежи во все времена. И молодые люди черпали бы из этого народного кладезя мудрость, которая помогла бы им в жизни (как это и всегда было). А сейчас они черпают не из кладезя, а из болота совсем другую «философию» – о разврате, о своем «я», об обогащении… Все это – спланированная идеологическая война против России и русского народа.

 

– Почему Вы занимаетесь народным пением? Есть ли будущее у славянской народной песни?

– Мы должны противостоять той силе, которая сбивает наших детей с истинного пути, в том числе и посредством музыки. Поэтому хочется быть специалистом в этой области, чтобы впоследствии была возможность учить музыке детей. Я думаю, необходимо с детства прививать ребенку правильный музыкальный вкус, чтобы, когда дети вырастут и столкнутся со злом, которое проявляется и в песне, они могли отделить плевелы от зерен, т. е. отбросить от себя всю мерзость современного песенного «искусства».

А на второй вопрос я ответила бы так: мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы нашим будущим была славянская народная песня.

 

Беседовала Серафима СМОЛИНА

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник