ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПАЛОМНИЧЕСТВО РОДНАЯ СТОРОНУШКА СТРАНИЦА 12
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Урок всепобеждающей веры Христовой

 

 


Три богатыря в одноименном
козельском парке

 

Cвято-Введенский монастырь Оптина Пустынь находится в Калужской области, на расстоянии нескольких километров от небольшого древнего русского городка Козельска. До обители мы добирались с московского автовокзала, расположенного рядом со станцией метро «Теплый стан», в течение четырех с половиной часов. Целью нашей поездки было посещение не только знаменитой святой обители, но и козельских святынь и ознакомление с местными достопримечательностями. С их описания и начнем наш рассказ о паломничестве.

Козельский краеведческий музей находится в бывшем купеческом доме и значится филиалом Калужского краеведческого музея. Главная его достопримечательность – диорама «Оборона Козельска 1238 года». Это огромная историческая картина, все фигуры которой выполнены в человеческий рост.

В 1238 году Хан Батый (Бату), внук Чингисхана, вторгся на Русь. Его орда насчитывала сто тысяч всадников и триста тысяч коней. Батый опустошил Рязанское и Владимиро-Суздальское княжества, пошел на Великий Новгород, но, не дойдя ста верст до города, свернул на юг.

Передовые монгольские отряды под командованием Гаюк-Хана подошли 25-го марта к Козельску. Они направили в город парламентеров, которые потребовали его сдачи. Однако жители решили не сдаваться и дать бой врагу. Две недели монголы штурмовали город, но их усилия не увенчались успехом. Затем подошли основные силы ордынцев во главе с Батыем и его ближайшими полководцами. Но и вся орда Батыя штурмом, с применением каменометных орудий, не смогла захватить Козельск. Судоходные реки Жиздра и Драгусна, с двух сторон омывавшие насыпь, на которой стоял город, были соединены рвом, наполненным водой, фактически образуя остров. Весенняя распутица еще более затрудняла для завоевателей боевые действия. Семь недель козельчане, которых, по данным современных историков, было около четырех тысяч человек, мужественно отражали приступы врага. Но, в конце концов, монголам удалось разрушить часть стен и поджечь город в нескольких местах. Собравшись на вече, русские люди решились умереть, но не сдавать Козельск неприятелю и не посрамить чести своего малолетнего князя. Они вышли навстречу врагу, изрубили четыре тысячи монголов, но и сами полегли до единого. Тогда Батый ворвался в город и уничтожил всех, оставшихся в живых, и малых, и старых, а затем сравнял его с землей, назвав «Магубулгусуном», что в переводе с монгольского языка означает «Злой город».

Прошли века, но великий подвиг безстрашных козельчан не померк, а в наши дни, в связи с тем, что Чингисхан признан в Китае национальным героем, а современное руководство этой страны, вполне возможно, вынашивает планы повторить завоевательный поход Батыя на Русь (на это указывают многочисленные пророчества православных старцев и исследования военных аналитиков), эти события 1238 года обрели новое звучание. В 2009 году указом президента России Д. Медведева Козельску было присвоено звание «Город воинской славы».

В музее также хранится несколько святоотеческих книг, изданных до революции в Оптиной Пустыни под руководством преподобных старцев Макария и Амвросия, и портрет монахини работы академика живописи оптинского иеромонаха Даниила (Болотова).

Недалеко от краеведческого музея находится парк с замечательным названием «Три богатыря». У входа в парк путешественника встречают три медведя, а по всему периметру располагаются другие сказочные персонажи. Здесь есть и «меч – сто голов с плеч», и пушкинский дуб с сундуком и ученым котом, и избушка на курьих ножках, и царевна-лебедь. Три богатыря занимают центральное место в сказочной экспозиции под открытым небом. Это любимое место отдыха и игр для козельской детворы.

В последующие века Козельск прославился святыми и подвижниками благочестия. Отсюда происходил всероссийски чтимый святой преподобный Елеазар Анзерский, сын козельского купца. До сорока лет он прожил в отцовском доме, а затем удалился на Соловки. Он был искусным резчиком и вырезал иконостас в Преображенском соборе Соловецкого монастыря. Затем, в 1616 году, с благословения настоятеля, Преподобный удалился на Анзерский остров, где поселился на Секирной горе, приняв постриг в великую схиму. У подножья горы он устроил Анзерский скит, в котором под его руководством подвизалось двенадцать пустынников, чьи кельи находились друг от друга на расстоянии версты. Одним из пустынников был будущий Патриарх Никон. Все братия жили в строгом воздержании. Лишь раз в неделю собирались на общую молитву в церковь, устроенную на пожертвования Царя Михаила Феодоровича и его матери инокини Марфы. Преподобный предсказал Царю рождение наследника Престола, Алексея Михайловича, который в последующем также благоволил к обители.

Хотя Козельск – городок небольшой, с населением всего 30 тысяч, но в нем действует пять храмов: Благовещенский – кафедральный, Никольский, Духосошественский, Успенский и Воскресенский кладбищенский храм.

 


Копия древнего креста, который, по
преданию, был установлен на братской
могиле козельчан, павших при обороне
Козельска от войск Батыя.
На заднем плане –
храм Сошествия Святаго Духа

 

Благовещенский – единственный из храмов, который практически не закрывался во время безбожных гонений. Рядом с ним похоронен подвижник благочестия – молчальник Тит. Родом он был из курских дворян. В начале XVIII века Тит оставил свой дом и родных и подвизался в лесу, неподалеку от города, взяв на себя подвиги поста и молитвы. Затем несколько лет он странничал по святым местам Руси. Дойдя до Козельска, Тит поселился при Благовещенском храме, трудясь здесь в совершенном молчании. Сначала он добровольно исполнял черную работу в доме настоятеля храма отца Феодота, а затем по его благословению сторожил храм. Деньги, которые ему давали, Тит раздавал нищим, ночи проводил почти без сна, коленопреклоненно молясь перед иконой святителя Николая Чудотворца. Живший по соседству со сторожкой родитель настоятеля, престарелый священник Иосиф, однажды ночью услышал дивное ангельское пение, раздававшееся из жилища молчальника. В другой раз он сподобился увидеть сияние, исходящее из сторожки, и обонял приятное благоухание. По преставлении молчальник Тит был погребен в ограде Благовещенского храма. В настоящее время точное место его погребения неизвестно.

Благовещенский храм примечателен тем, что в нем несколько лет служил Оптинский преподобноисповедник Рафаил (Шейченко). В Оптину Пустынь он поступил в 1918 году, а через семь лет обитель закрыли. Монахов выгнали из монастыря, и многие из них поселились в Козельске. Потом для отца Рафаила начались двадцатилетние скитания по лагерям и тюрьмам. Он не озлобился на своих гонителей, но все страдания принимал как от руки Божией, молясь о здравии и спасении своих врагов. По его молитвам Господь воскресил умершего ребенка, и человек этот до сих пор жив. Мироточивая келейная икона преподобноисповедника Рафаила – образ Божией Матери «Смоленская» – находится в Преображенском храме Оптиной Пустыни, напротив раки с его мощами.

В самом городе мощей и чудотворных икон нет. Однако в храмах живо ощущается благодать Божия. Мы зашли в Успенский храм, где лишь недавно начались Богослужения. Несмотря на то, что в храме нет росписей, теплый охристый тон, в который окрашены его стены, создает уютную атмосферу. Икон немного, но писаны они с большим искусством в византийском стиле. И Никольский храм еще восстанавливается от советской разрухи, но частички будущего благолепия, которые уже сейчас можно наблюдать, впечатляют. Также и в Духосошественском храме незримо чувствуется близость Господа.

Посетив козельские храмы, мы поехали в Оптину Пустынь.

Относительно основания обители существует несколько версий. По одной из них монастырь был основан во второй половине XV века преподобным Герасимом Болдинским: в его житии говорится, что он основал на реке Жиздре Свято-Введенский монастырь. Но всероссийскую, а затем и мировую известность Оптина Пустынь приобрела в XIX столетии, благодаря подвигам и духовным дарованиям своих преподобных Старцев.

В начале XIX века, желая устроить при монастыре уединенный скит для подвигов монахов, жаждущих безмолвия, святитель Филарет (Амфитеатров), управлявший в то время Калужской епархией, предложил рославльским пустынникам из Смоленской губернии переселиться в Оптину Пустынь. Часть из них откликнулись на призыв архипастыря.

 

Окончание см. на стр. 14.

 

 

    

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник