ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Архимандрит Фотий – борец за Православие

 

Окончание. Начало на стр. 8

 

При встрече Царь смиренно принял благословение у сковородовского архимандрита и беседовал с ним полтора часа. Отец Фотий впервые раскрыл перед ним планы тайных обществ по подготовке революции и способы их воплощения. В ответ Царь принес покаяние за сочувствие ереси, а архимандрит тут же простил и разрешил коленопреклоненного Императора от греха. После этого он вернулся в свою обитель, а вскоре был поставлен настоятелем новгородского первоклассного Юрьева монастыря.

Результатом первой встречи архимандрита Фотия с Царем стал указ от 1 августа 1822 года о запрете в России масонства. Это была большая победа, но до окончания борьбы было еще далеко, и архимандрит Фотий это прекрасно сознавал. Однако помимо чисто человеческих расчетов он в первую очередь руководствовался откровениями Божиими.

«В 1823 году, в начале, Бог внушил мне поститься более прежнего, – писал впоследствии отец Фотий Царю, – и постился я год, ожидая от Бога извещения, на что Он через пост меня готовит: чаял, что уже не к смерти ли я буду зван, – и через то прейду в горнее Отечество к Отцу Небесному, Которого очень желает душа моя видеть и насладиться доброты Его; как уже год поста скончавался, повелел мне Господь сверх сил и обыкновения служить непрестанно Божественную литургию; и я с 9-го числа, освятив церковь новую, 1823 года, по 3 февраля 1824 года каждодневно служил пятьдесят шесть служб, молясь Богу о спасении Церкви, Царя и Отечества. <…> Наконец, я жребий бросил, помолився Богу, – и паде жребий: что, отец Фотий, теперь тебе время ехать во град святого Петра и сражаться со врагами Церкви и Отечества».

20 апреля 1824 года состоялась вторая встреча подвижника с Императором Александром I. Беседа продолжалась три часа и была посвящена подрывной деятельности масонов. В конце Александр Павлович встал и, воздев руки к небу, произнес: «Господи, коль Ты милосерден ко мне! Ты мне как прямо с небес послал Ангела Своего святого возвестить всякую правду и истину! Буди милость Твоя на мне! Я же готов исправить все дела и Твою святую волю творить». И Царь поручил архимандриту составить план мер для противодействия революции.

 


Портрет Императора Александра I
Худ. Д. ДЖОРДЖ

 

Архимандрит Фотий пытался убедить князя Голицына, чтобы тот употребил свое влияние на борьбу против революции и мистицизма, но безуспешно. При очередной встрече в доме графини Орловой князь отказался признать свою вину в деле покровительства ереси и вступил в словесную перепалку с подвижником. Архимандрит, обращаясь к князю и в его лице ко всем мистикам, произнес: «Поразит вас Господь Бог всех и потребит вскоре. Анафема!»

29 апреля отец Фотий направил третье послание к Царю, в котором для предотвращения революции советовал упразднить Министерство духовных дел, а Министерство народного просвещения и почтовое ведомство изъять из ведома Голицына; ликвидировать также Библейское общество и вернуть полномочия цензуры всех духовных книг Синоду. Все эти указания (кроме указания насчет почтового ведомства), хоть и не сразу, но были исполнены.

Вскоре Император вызвал архимандрита Фотия на аудиенцию и потребовал объяснить поступок с анафематствованием. Отец Фотий в ответ указал на пример святителя Николая Чудотворца, который ударил Ария по лицу за дерзкую ложь, за что «Отцы судили, а Бог прославил его», и тут же достал книжку с житием святого. Царь удивился услышанному и устыдился. Встреча закончилась благополучно.

Четвертый раз архимандрит Фотий и Император Александр свиделись 6 августа 1824 года. Архимандрит представил Императору несколько разоблачительных документов, среди которых была и «Записка настоятельная, дабы взять решительные меры к прекращению революции, готовимой втайне».

20 августа 1824 года юрьевский архимандрит писал архимандриту Симоновского монастыря Герасиму: «Порадуйся, старче преподобный! Нечестие пресеклось; армия богохульная диавола паде, ересей и расколов язык онемел, общества все богопротивные якоже ад сокрушилися. Министр наш един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца, аминь. Ныне, я чаю, велия радость и на небесах».

На следующий (1825) год 14 декабря произошел масонский бунт. В результате заговора декабристов погиб 1271 человек, но революция не состоялась, благодаря заранее принятым мерам, предложенным подвижником.

После кончины императора Александра I в 1825 году архимандрит Фотий продолжал настоятельствовать в Юрьевом монастыре в Новгороде. На богатые пожертвования графини Орловой он украсил обитель, сделав ее одной из наиболее благоустроенных в России; митрополит Серафим (Глаголевский) покровительствовал юрьевскому подвижнику. Но имея слабое здоровье, архимандрит вскоре занемог и после продолжительной болезни скончался 26 февраля 1838 года.

Из биографии отца Фотия замечателен также следующий случай. Вернувшись в 1822 году в монастырь, после первой встречи с Императором, он слег в постель с обострением грудной болезни. Царь прислал ему личного доктора Соколовского, который застал больного покрытого черной власяницей, лежащего на мраморной кушетке. На его предложение вскрыть нарыв отец Фотий ответил: «Если грешная моя жизнь не угодна Господу, то я готов сейчас предстать пред Ним, но тела моего резать не дам». Вскоре после этого нарыв прорвался сам, и здоровье подвижника пошло на поправку. Этот эпизод напоминает аналогичный случай из жизни другого великого подвижника и современника архимандрита Фотия преподобного Серафима Саровского, который, также тяжко страдая от болезни, всецело предал себя в руки Божии, после чего явилась Пресвятая Богородица с апостолами Петром и Иоанном, исцелила его и сказала: «Сей есть от рода нашего». Эти слова, безусловно, относятся и к отцу Фотию. Он был подвижником, подобным древним святым Отцам. Непрестанное служение Литургии предвосхищает аналогичный подвиг святого праведного Иоанна Кронштадтского. А борьба против масонского мистицизма заставляет вспомнить другого ревнителя Православия – преподобного Иосифа Волоцкого. Веруем, что вместе с этими великими святыми ликует во Царствии Небесном ныне подвижник и постник, ревнитель чистоты веры юрьевский архимандрит Фотий (Спасский).

 

Александр МАЛИНИН

 

Библиографический список:
1. Архимандрит Фотий (СПАССКИЙ). Борьба за веру. Против масонов. М., 2010.
2. КОНДАКОВ Ю.Е. Архимандрит Фотий (1792–1838) и его время. СПб., 2000.

 

 

 

Календарь монархиста

с 19 января / 1 февраля по 1 / 14 февраля

 

19 января / 1 февраля:

– в 1730 году почил Государь Император Всероссийский Петр II Алексиевич.

 

20 января / 2 февраля:

– в 1864 году почил святой старец Феодор Кузьмич Томский, в миру Государь Император Александр I Павлович, старший Августейший сын Государя Павла I Петровича и Государыни Марии I Феодоровны.

 

21 января / 3 февраля:

– в 1526 году состоялось браковенчание Великого Князя Московского Василия III Иоанновича и Княжны Елены Васильевны Глинской.

 

22 января / 4 февраля:

– в 1440 году в Москве родился Великий Князь Московский Иоанн III Васильевич Великий, в постриге Тимофей;

– в 1671 году состоялось браковенчание Царя Алексия Михайловича и Княжны Натальи Кирилловны Нарышкиной.

 

24 января / 6 февраля:

– в 1221 году почила Великая Княгиня Владимирская Агафья, супруга Великого Князя Владимирского, Новгородского и Ростовского Константина Всеволодовича.

 

25 января / 7 февраля:

– в 1694 году почила Царица Наталья Кирилловна, вторая Августейшая супруга Царя Алексия Михайловича, венценосная мать Государя Императора Петра I Алексиевича.

 

26 января / 8 февраля:

– в 1218 году почил Великий Князь Владимирский Константин Всеволодович, во святом Крещении Феодор;

– в 1631 году почила инокиня Марфа, в миру Ксения Иоанновна Шестова, Августейшая мать Царя Михаила I Феодоровича Романова.

 

27 января / 9 февраля:

– в 1253 году почил Великий Князь Владимирский Святослав Всеволодович, во святом Крещении Гавриил;

– в 1689 году состоялось браковенчание Царя Петра I Алексиевича и Княжны Евдокии Феодоровны Лопухиной.

 

28 января / 10 февраля:

– в 1725 году скончался первый Государь Император Всероссийский Петр I Алексиевич, единственный Августейший сын Царя Алексия I Михайловича и Царицы Натальи Кирилловны;

– в том же году состоялось восшествие на престол Всероссийский Императрицы Екатерины I Алексиевны;

– в 1693 году родилась Царевна Анна Иоанновна, будущая Императрица, четвертая Августейшая дочь Царя Иоанна V и Царицы Параскевы Феодоровны;

– в 1798 году в Санкт-Петербурге родился Великий Князь Михаил Павлович, младший Августейший сын Государя Императора Павла I Петровича и Императрицы Марии Феодоровны, командир Гвардейского корпуса, главный начальник Пажеского и всех сухопутных кадетских корпусов, почетный президент Императорской военной Академии, сенатор, главный попечитель Чесменской военной богодельни, главнокомандующий Гвардейским и Гренадерским корпусами, шеф Лейб-Гвардии Московского, Уланского, Волынского полков, Тверского драгунского, Сибирского гренадерского и ряда других полков командир, герой русско-турецкой войны 1828–1829 годов, штурма Варшавы и других польских городов Освободитель.

 

29 января / 11 февраля:

– в 1676 году почил Царь Алексий I Михайлович, второй Государь Царствующего Дома Романовых, старший Августейший сын Михаила I Феодоровича и Царицы Марии Владимировны;

– в 1676 году состоялось восшествие на престол Всероссийского Царя Феодора III Алексиевича;

– в 1696 году почил Царь Иоанн V Алексиевич, пятый Августейший сын Царя Алексия I Михайловича и Царицы Марии Ильиничны.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник