ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИМОДЕРНИЗМ ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ СТРАНИЦА 4
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Господь за наши грехи попустил нам
столкнуться с новой волной обновленчества»

 

 

 

 

В день памяти Обрезания Господня и святителя Василия Великого, 1 / 14 января, мы побывали на службе в монастыре Тихонова Пустынь (Калужская епархия). После окончания Литургии и молебна на новолетие настоятель обители, архимандрит Тихон, произнес знаменательную проповедь. Поздравив всех присутствовавших с Новым годом и отметив важность сохранения в Церкви юлианского святоотеческого календаря, он заговорил о необходимости истинного покаяния, т.е. изменения жизни, и о том, что мы, современные христиане – и монашествующие, и миряне, – его, как правило, не имеем. Также было сказано о последних временах, упадке благочестия, пророчествах Святых Отцов Православной Церкви. Отец Тихон обратил внимание на Рождественское послание Святейшего Патриарха Кирилла, читавшееся совсем недавно во всех православных храмах Русской Православной Церкви. Он процитировал слова Послания о том, что современное «общество, построенное на принципах наживы, вседозволенности, неограниченной свободы, пренебрежения вечными истинами, отрицания авторитетов, нравственно нездорово и ему угрожают многие опасности». Кроме того в Послании сказано, что «на протяжении всей своей истории Церковь не знала длительных периодов благоденствия: за временами мира и спокойствия непременно наступали времена невзгод и испытаний». «Мы с вами знаем из Священного Писания, что Первосвященники имеют от Бога дар пророчества», – отметил отец архимандрит и в заключение своей проповеди пожелал пастве стояния в истинной вере, терпения и мужества перед лицом грядущих на Церковь и мир испытаний.

Что же ожидает нас впереди? Что угрожает единству Православной Церкви? Можем ли мы как-то подготовиться к возможным трудностям? На эту тему мы побеседовали с одним из наших постоянных авторов иеромонахом Петром (Семеновым).

 

– Батюшка, недавно активизировался процесс подготовки так называемого Святого и Великого Собора Православной Церкви, инициатором которого выступает Константинопольский Патриарх Варфоломей, убежденный участник экуменического движения. Угрожает ли проведение этого Собора единству Православной Церкви?

– В настоящее время мы наблюдаем очередной виток, вторую волну процесса обновленчества, именуемую «Святым и Великим Всеправославным Собором». Если он состоится, в проигрыше, как можно предположить, останутся в первую очередь Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская Православные Церкви, паства которых в совокупности составляет 90% всех православных христиан. В случае успеха этого начинания перечисленным Церквам, вероятнее всего, будет навязан так называемый новоюлианский календарь, т.е. новый стиль, ибо один из официально оглашенных пунктов повестки Собора – «установление общего календаря праздников». Крайне сомнительно, что Константинопольская Патриархия и другие новостильные Церкви пожелают вернуться к святоотеческому юлианскому календарю, учитывая настроенность их Предстоятелей на экуменический диалог с католиками и протестантами. В таком случае миллионы верующих Русской, Иерусалимской, Грузинской и Сербской Православных Церквей окажутся ввержены во внешнюю и внутреннюю смуты. С одной стороны, внутренней, люди, принявшие календарную реформу, подпадут под анафемы Восточных Патриархов и Поместных Соборов. Внешне же – умножатся расколы, которых и так много. Если в маленькой Греции в настоящее время старостильное движение раскололось более чем на двадцать толков, то посудите сами, на сколько групп могут разделиться те верующие Русской Православной Церкви, которые соблазнятся этой прокатолической реформой и выйдут из общения с Церковью! Вспомните последствия старообрядческого раскола XVII века и расколов первой половины XX века, спровоцированных декларацией митрополита Сергия и его церковной политикой компромиссов с богоборцами.

 

– Вы упомянули о второй волне обновленчества. А когда же была первая?

– Все реформы, вошедшие в повестку грядущего Собора, уже давно, в начале прошлого века, были проведены патриархом-масоном Мелетием (Метаксакисом) – сначала в Константинополе, а затем в Александрийском Патриархате. Это введение григорианского календарного стиля при сохранении юлианской Пасхалии (т.н. «новоюлианский календарь»), межконфессиональный и межрелигиозный экуменизм и прочее.

Затем, под влиянием Константинополя, в обмен на предоставление автокефалии и статуса Патриархии, новый стиль приняли Болгарская и Румынская Церкви. Вот, кстати, в чем суть вопроса автокефалии, также внесенного в перечень для рассмотрения на Соборе. Константинополь желает «застолбить» за собой право предоставления автокефалии, чтобы, спекулируя им, рапространять модернизм, обновленчество и экуменизм во всех Поместных Церквах.

В России ситуация поначалу складывалась аналогичным образом. После прихода к власти в стране большевиков, развернувших жестокое гонение против Церкви, руководящие должности в ней попытались занять представители обновленческого Высшего Церковного Управления, у истоков которого стояли епископ Антонин (Грановский), священник Александр Введенский и ряд других церковных обновленцев и реформаторов. Предложенные ими реформы почти один в один совпали с теми, что проводил в Константинополе Мелетий. Чувствуя родство с «живцами», Метаксакис выступил с публичной поддержкой ВЦУ и одобрением устранения законного Предстоятеля Русской Церкви Святейшего Патриарха Тихона, ныне прославленного в лике святых.

Однако народ Божий не пошел за «живоцерковниками». К 1941 году они практически остались без паствы, а к концу войны, со смертью женатого лжемитрополита Александра Введенского, и вовсе исчезли. Ставки на обновленцев не оправдались – как у коммунистов, так и у экуменистов. Ценой жертвы миллионов новых мучеников и исповедников Русская Православная Церковь почти на сто лет отодвинула обновленческие нововведения.

 

– Действительно, напрашиваются прямые параллели с началом XX века, когда на нашу Церковь обрушились гонения коммунистических богоборцев. Не могли бы Вы подробнее остановиться на особенностях той ситуации и ее сходстве с нашим временем?

– Начало XX века – время революции. Мы также живем в новую революционную эпоху. Об этом говорит известный русофоб и христианофоб Збигнев Бжезинский. В одной из своих книг он пишет, что на рубеже XX и XXI веков человечество столкнется с такими изменениями, по сравнению с которыми Гитлер и Ленин покажутся мягкими реформаторами.

И мы видим сейчас, что за последние двадцать лет в России и в мире произошло столько событий, сколько бы хватило на несколько предыдущих столетий. Это очередной распад нашей Родины: как в начале XX века распалась Российская Империя, от которой отделились Польша, Финляндия, Прибалтика и Грузия, так и в конце XX века распался Советский Союз. И тогда и теперь это сопровождалось массовым кровопролитием.

Мировоззрение людей ныне также подвергается изменениям, сопоставимым с теми, которые навязывала советская власть. В который раз переписывается история. Господин А.Т. Фоменко, академик РАН, создал целую псевдонаучную теорию радикального пересмотра истории, в рамках которой утверждает, что Великий Новгород находился на месте Ярославля, а Господь Иисус Христос – это папа римский Григорий VII. Появилось новое направление в философии – трансгуманизм, облекающее в привлекательный вид массовое превращение людей в биообъектов с вживленными в них микропроцессорами, в киборгов.

Эти и другие революционные тенденции в обществе служат драматическим фоном для революционных процессов внутри как Русской Православной Церкви, так и прочих Поместных Церквей. Особенностью нашего времени можно назвать удвоение негативных последствий предыдущих революций, как церковной, так и социальной.

 

– Можно ли каким-либо образом противостоять данным процессам?

– Хотя современные условия существования Православной Церкви тяжелы, но и в них Христова Церковь не исчезнет. В том, что благодать Божия пребудет в ней до окончания времен, удостоверяют нас следующие слова Господа нашего Иисуса Христа и Его Апостола: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18); Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Там же. 28, 20); Тому [Богу Отцу] слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь (Еф 3, 21).

Видимо, подходит время очередного гонения на Православие. Многое мы уже перенесли, но еще больше испытаний нас ждет впереди. В связи с этим вспоминаются наставления новомучеников и исповедников Российских. В обстоятельствах безпощадных гонений на Церковь, когда подавляющее большинство духовенства было в заключении и когда обновленчество и расколы раздирали тело церковное, встал вопрос: как может сохраниться Православие в СССР? Ответ на него дал святитель Тихон, Патриарх Московский, еще в самом начале гонений: «Не теряйте же времени, – обращался он к духовенству, – собирайте вокруг себя стадо, по одному, по два, собирайте их на пастырские беседы. Отбирайте сначала лучших людей. Не пренебрегайте беседами с благочестивыми женщинами, которые часто удерживают своих мужей и братьев от безумных поступков и защищают Церковь Божию. Составляйте из благонамеренных прихожан братства, советы – что найдете полезным по местным условиям». Святитель Тихон и в дальнейшем указывал на великое значение православных общин в деле сохранения истинной веры.

Также вспоминается весьма назидательный пример из жития священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского. Владыка приехал на Астраханскую кафедру в разгар обновленчества, когда хитростью и обманом у православных отнимали храмы, люди переставали их посещать, и церкви Божии закрывались «из-за отсутствия народа». Святитель благословил своего духовного сына поехать с жалобой в Москву, чтобы подать ее властям. Перед встречей с властями этот человек, Аркадий Ильич Кузнецов, зашел к Святейшему Патриарху Тихону. Знаменательны слова, сказанные ему великим святителем: «Я одобряю вашу жалобу во ВЦИК. Конечно, обольщаться не следует, надежд мало, можно сказать, почти нет, но это не должно нас останавливать и разочаровывать... Обновленцы наглеют, и все, что происходит у вас, происходит по всем городам и в Москве. Конечно, жалоба сама собой, но мы должны непрестанно просить Господа, чтобы Он послал нам Свою милость и избавил бы нас от этого церковного несчастья». Из истории Церкви мы видим, что такая тактика привела к победным результатам – обновленческое движение сошло на нет.

Сегодня Господь за наши грехи попустил нам столкнуться с новой волной обновленчества. Посему мы должны непрестанно молить Его, чтобы Он ниспослал нам Свою милость и избавил бы нас от этого тяжелейшего бедствия, угрожающего единству Святой Православной Церкви.

 

Беседовал Виктор ЗАРЕЧНЫЙ

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник