ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СЛАВЯНСКОЕ БРАТСТВО СЛОВО ПАСТЫРЯ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ДУХОВНАЯ БЕСЕДА С ОТЦОМ СИМЕОНОМ

 


Таинство Соборования в монастыре Рукумия совершают
отец Савва из Инджии и отец Симеон

 

Окончание. Начало см. в № 6 (78)

 

Иеромонах Симеон (Станчетич), игумен монастыря Рукумия (Браничевская епархия Сербской Православной Церкви) – известный в Сербии пастырь, твердо стоящий в вере, противник экуменизма, модернизма и всех прочих посягательств на чистоту Православия; патриот и монархист.

Сегодня мы публикуем последнюю часть духовной беседы, в которой отец Симеон отвечает на вопросы, волнующие нас, современных христиан.

 

– Cкажите нам, отче, можно ли упражняться в Иисусовой молитве без духовного руководства?

– Иисусова молитва, как пишет в «Прологе» святитель Николай (Велимирович), – это потребность, если не сказать обязанность, и монаха, и мирянина. Что необходимо для нее? Нужен фундамент, как и для здания. Здание без фундамента долго не простоит, оно разрушится, как только его подмоет вода. То же самое касается и Иисусовой молитвы, которая состоит из слов: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Фундамент этой молитвы – покаяние, она зиждется на вопле мытаря: «Боже, милостив буди ми, грешному». Эта молитва есть и исповедание веры, в ней все сказано, в ней исповедуется Святая Троица. Человек не может молиться Иисусовой молитвой без силы Духа Святаго, и нет оружия мощнее ее ни на небе, ни на земле. Важно, чтобы молящийся пребывал в покаянии и в воздержании. И, если это есть, благо нам. Но, конечно, прежде всего нужно иметь Православную веру и по совести относиться к нашим ближним.

 

– Существует мнение, что частое упражнение в Иисусовой молитве подобно бросанию камней в нечистую силу и этим мы можем сильно раздражить бесов и повредить себе, поскольку не имеем духовного опыта…

– Эти коротенькие четки можно назвать пистолетом, кольтом. Наш покойный отец Савва имел четки с сотней, а то и с двумя сотнями узелков. Он называл их пулеметом, а не камнем. Неприятеля нужно обстреливать, надо его разгромить. Когда поминается Имя Господа Иисуса Христа, враг бежит. При условии, что мы ведем благочестивую жизнь, можно смело заниматься Иисусовой молитвой. Человек не должен только ничего воображать, мечтать о чем-то, о каких-то снах или видениях кого-то или чего-то на молитве, нет. Цель – чтобы человек затворил свой ум в слова молитвы, чтобы сосредоточился на каждом слове.

 

– Можно ли, живя среди мирской суеты, достичь высших степеней молитвы?

– Если правильно начать, можно преуспеть. Самое простое – напишите себе на клочке бумаги слова молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», – точно, с запятыми, где нужно, и смотрите на них. Не представляя никакого образа перед собой, ничего, просто внимательно читайте. Читайте, читайте, читайте… Мало-помалу, не торопясь. Если человек в чем-то упражняется, он преуспевает, – в чем угодно: в спорте, в виноградарстве, в сельском хозяйстве… Тот, кто что-то делает, – преуспевает, а кто ленится – тот погибает. Т. е. все, что не обновляется, погибнет.

 

– Часто мирян, пытающихся творить непрестанную молитву, упрекают в том, что они «отстраняются», говорят, что им место «в пустыне», но покуда они живут в миру, должны реагировать на вызовы мирской жизни, а не уходить в молитву. Так ли это?

– Заботы – это враги молитвы, но как быть и что делать, сестра, если, например, весь мой сегодняшний день прошел в посещениях? Пришел Янко, а за ним Марко и т. д., и все время протекло в разговорах. К кому же мне обратиться вечером? Когда уйду в свою комнату или в свою келию, к кому я обращусь, если не ко Господу Христу? Как могу отойти ко сну без Имени Божиего? Надо перекреститься и помолиться, но если для тебя и Иисусова молитва длинна, начни со слов «Господи, помилуй!» Если ты изможден, если болен, если тебе очень плохо, то, когда дышишь и делаешь вдох, произноси слово «Господи», а на выдохе – «помилуй!» Если же тебе и это не под силу, если ты – тяжелобольной или почти такой, то произноси слова: «Аллилуия… аллилуия… аллилуия…» – так, чтобы вдыхая выговаривать слог «Алли-», а выдыхая – «-луия». Это может каждый. А ведь это – связь с Богом, потому что слово «Аллилуия» означает «Хвалим Тебя, Господи!» или «Слава Тебе, Боже!» Так человек может пребывать с Богом своей душой, своим умом, своей крепостию и волей. Так он отдохнет, обновится и продолжит трудиться с утра, в новый день.

 

– Как помочь молодым людям, потерявшим смысл жизни, порабощенным наркотиками, алкоголем и т. п.? Что посоветуете их семьям?

– Продай квартиру и купи дом. Это мой девиз. Дай детям работу. Что они будут делать в квартире, в четырех стенах, когда нет работы и в доме бедность, а с другой стороны, они видят, что некоторые люди живут красиво и комфортно, потому что имеют деньги? Большинство детей желают красивой жизни, но будут добиваться ее по-своему. Они едят, но не потеют. Т. е. питаются не от трудов своих, но губят время. А если и учатся, кто знает, чему, что изучают? Они становятся безвольными и идут искать смысл жизни в такие места, где царят наркотики и т. п., губят свое здоровье и жизнь. Следуя моде, музыке и прочим новшествам, травятся и убивают себя. А родители должны это пресечь. Надо продать квартиру и вернуться к сельской жизни, труду и производству. Надо уйти на воздух, проще говоря, переехать в село. Это лекарство и против наркомании и алкоголизма, и против самого духа времени, в которое процветают эти пороки.

Не случайно наш народ обманули безбожники, побуждая его оставлять село и перебираться в город на заработки, даже и за рубеж, прислуживать своим кровным врагам – швабам (общее название не только германцев, но и всех неславянских жителей Подунавья. – Примеч. пер.). Это невероятно! Говорили о братстве и о единстве, во имя которого были преданы забвению два миллиона жертв Второй Мировой войны, они были оплеваны во имя идеалов единого государства! А сегодня хотят убить в нас веру, подменив ее непонятно чем – ради «любви» некой лжецеркви. «Церкви», в которую войдут и римо-католики, и протестанты, и сектанты, и православные. А затем в нее непременно вступят и мусульмане, и иудеи, и язычники. Вот, это их план. И чтобы человек был свободным, мог быть самостоятельным в вопросах питания и одежды, нужно не зависеть от государства и хозяев. Надо самому вести домашнее хозяйство. Что тут такого сложного? Бывшие хозяева стали наемниками у нечестивых, у убийц, у безбожников, но из этого положения есть выход. Если дед обманулся, то пусть сын вернется к родному очагу, если этот очаг еще сохранился. А если его нет, то продай то, что имеешь, и купи где-нибудь в родном краю или там, где тебе подойдет, домик и заведи хозяйство. Ничего непосильного в этом нет! Лучше побыть наемником у какого-нибудь крестьянина некоторое время, чтобы обрести опыт и самому стать на ноги. И в городах сегодня выживают. Тем более выживет человек на селе. Много ли нам надо? Можно прожить день на полкило хлеба, а то и меньше. Нужно еще кое-что, кроме хлеба, но не так уж много. Если есть хлеб и вода и еще что-то, то – никаких проблем. Мы сами придумываем себе проблемы.

 

– В заключение беседы хотелось бы услышать от Вас какое-нибудь пожелание нашему народу.

– Желаю нашему сербскому православному народу увидеть свои согрешения, ведь если мы никого не убили и не ограбили, это не значит, что мы не грешны. Возьмем, во-первых, заповеди Божии и посмотрим, сколько и против каких заповедей мы погрешили. Каждый человек грешен, люди различаются лишь тем, что кто-то кается в своих грехах, а кто-то – нет. Надо ходить в храм, иметь мир с ближними и прощать всех, кто каким-либо образом согрешает против нас. Нужно стремиться к тому, чтобы отпущенное нам время не проходило напрасно, т. е. если мы имеем возможность сделать что-то полезное, необходимо это совершать. Если будет такое стремление и движение, Господь устроит и наши земные дела, будут и деньги, и все потребное. Святой Никодим, архиепископ Сербский, сказал: «Всемогущий Бог знает наши немощи и дает нам духовную силу, если мы прежде покажем прилежный труд». Значит, надо трудиться, чтобы получить помощь от Господа, силу для борьбы за Него. Будем же воинами Христовыми! Будем бороться за Господа нашего Иисуса Христа – не против своей братии и своих ближних, даже не против обновленцев, но против обновленчества и ереси в Церкви. А прежде всего будем бороться против своей лености и своих грехов. Постараемся творить добро окружающим нас людям, насколько это возможно, потому что такова воля Божия. Сказано: возлюби Бога и ближнего своего. Это – единая любовь, и она не может разделяться. Этой любовью будем почитать и Господа, и наших ближних, созданных по образу и подобию Его. Аминь.

 

Беседовали Милан ЕРОТИЧ
и Славица ЧЕМБИЧ

 

Перевод с сербского
Ранко ГОЙКОВИЧА

 

Источник: «Богоискатель»,
газета православного народного объединения г. Шабац
(http://borbazaveru.info/content/view/1005/58)

 

Печатается с сокращениями

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник