ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ТВОРЧЕСТВО ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ПЕСНЯ – ДУША НАРОДА

 


Выступление хора им. Пятницкого.
Анастасия Кузнецова крайняя слева

 

 

В № 11 (83) мы писали о IV Международном конкурсе-фестивале славянской народной песни «Оптинская весна». Тогда встретиться и побеседовать с кем-либо из гостей, участников или членов жюри этого уникального праздника народной песни и Православной веры нам не удалось. Но на сегодняшний день такая встреча состоялась. Рассказать о прошедшем фестивале и ответить на наши вопросы о народном пении согласилась хормейстер легендарного Государственного академического русского народного хора им. М.Е. Пятницкого Анастасия Алексеевна Кузнецова.

 

– Уважаемая Анастасия, расскажите, пожалуйста, о себе: где и когда Вы родились, чем увлекались в детстве? Пел ли у Вас кто-то в семье, в роду? Как получилось, что Вы начали заниматься пением и почему выбрали именно народную песню? Где и у каких педагогов Вы учились песенному и музыкальному мастерству?

– Родилась я 25 мая 1982 года в городе Стаханове (тогда СССР, теперь Украина). Почему там, ведь корни нашей семьи – и по маминой, и по папиной линиям – из центральной России, Липецкой области? А все потому, что мой дедушка Михаил Андреевич Меркулов, взяв за себя мою бабушку Клавдию Васильевну (в девичестве Павлову), уехал из родной деревни Нережи на заработки – сначала на Кузбасс, а затем на Донбасс. Там, на Донбассе, молодая семья и обосновалась. В Стаханове выросла моя мама, там же родилась и я. Папа мой в это время служил в Грузии, куда и отправилась мама с младенцем, т.е. со мной. Итак, родилась я, выросла и, слава Богу, живу по сей день в семье русского офицера Алексея Васильевича Кузнецова и учительницы математики и физики Ларисы Михайловны.

Отчетливо свое детство помню лет с пяти. В это время наша семья жила в Германии (1987–1991 гг.). Понемногу я успела позаниматься в секциях: спортивной гимнастики, УШУ. В классах по фортепьяно, хореографии. Выступала в составе детского вокального ансамбля «Солнышко». В 1991 году наша семья переезжает в республику Карелия. В 1992 году я поступила в Петрозаводскую школу искусств № 1 на фортепианное отделение. Обязательным предметом среди музыкальных дисциплин был хоровой класс (академического профиля). Однажды, во время хорового занятия, в класс постучали. Борис Павлович (наш хормейстер) вышел, а вернувшись, оглядел аудиторию и указал на четверых: «Ты, ты, ты и ты. Выйдите из класса». Среди них была и я. За дверью нас ждала Ирина Владимировна. Молоденькая учительница набирала себе девочек для занятий в вокальном ансамбле, который будет петь народные песни. Так Господь указал мне мой творческий путь. Ведь до этого я собиралась стать профессиональной пианисткой, поступать в консерваторию.

Так, тогда еще безсознательно, я начала свой путь в мир народно-певческого искусства. Потом было музыкальное училище им. К.Э. Раутио – интереснейшие годы обучения на факультете по подготовке руководителей народного хора. В училище были замечательные педагоги, особо отмечу двоих: Трихпоеву Светлану Павловну (класс дирижирования) и Соловьеву Людмилу Васильевну (хоровой класс и вокал). Пока я сама ничего не умела, «заглядывала им в рот» и впитывала все, чему они меня учили. После училища поступила в РАМ им. Гнесиных на факультет «Дирижер народного хора». Это был период поисков, самоопределения в профессии.

Вы спрашивали, пел ли кто-нибудь в нашей семье. Единственный человек, о котором вспоминают, как о поющем, – это моя прабабушка Варварушка. Она пела на клиросе.

 

– В каких коллективах Вы пели и поете сейчас? Занимаетесь ли сольным пением?

– Пела в следующий коллективах: детский музыкальный театр, вокальный ансамбль школы искусств № 1 города Петрозаводска, ансамбль «Зоряйне» музыкального училища им. К.Э. Раутио (г. Петрозаводск), студенческий ансамбль РАМ им. Гнесиных «Первоцвет», ансамбль «Славяне» тетра Н. Бабкиной, хор театра «Школа драматического искусства» и, наконец, Государственный Академический русский народный хор им. М.Е. Пятницкого.

Сольным пением не занимаюсь. Для меня народное пение – это соборность, коллективное творческое мышление, а значит, пение ансамблем. Но поистине мастера исполнения народной песни, сольного исполнения, это для меня Агрофена Глинкина, Ольга Сергеева, Анастасия Никулушкина, Ефим Сопелкин и другие. Они известны, пожалуй, лишь в узком кругу специалистов-фольклористов и любителей подлинной народной песни. Хотя, при желании, их голоса можно услышать и сейчас, на аудио- и видеозаписях.

 

– Расскажите, пожалуйста, о Государственном академическом русском народном хоре им. М.Е. Пятницкого, в котором поете, о цели его создания, истории, руководителях и участниках, репертуаре, современном состоянии…

– О хоре им. М.Е. Пятницкого в двух словах рассказать невозможно, хотя бы потому, что ныне исполнилось 102 года со дня его первого официального концерта. Информация о хоре есть на нашем и других сайтах в интернете. Приведу некоторые сведения. «В четверг 17-го и пятницу 18-го в час дня имеет быть концерт крестьян-великороссов, специально выписанных из Воронежской, Рязанской и др. губерний. В программе: 1) Хоровые песни с сопровождением старинных инструментов – гуслей, жалеек, лиры. 2) Былины и исторические песни. 3) Причитания плакальщиц…» – так выглядели первые афиши Государственного академического русского народного хора им. М.Е. Пятницкого в далеком 1911 году.

Родоначальником народного хорового пения на профессиональной сцене и организатором первого в России народного хора стал Митрофан Ефимович Пятницкий (1864–1927), знаток певческого искусства, знаменитый «собиратель» русских песен. Он ездил по деревням и селам центральной России, слушал народных певцов. Более 400 песен, записанных на старинном валиковом фонографе, сохранились в архивах Митрофана Пятницкого. Он был настолько покорен народными исполнителями, что у него появилась мечта – показать на концертной эстраде русскую песню в ее подлинном виде, так, как она звучала веками.

Первый концерт коллектива состоялся 2 марта 1911 года в Москве, на сцене Благородного собрания. Перед публикой предстали поющие крестьяне – прямо от земли, от сохи, с завалинки. Первоначальный состав насчитывал восемнадцать человек из трех срединных российских губерний. И до начала 1920-х годов певцов приглашали на концерты в Москву, а затем они возвращались в свои деревни. Лишь через десять лет Митрофан Пятницкий перевез участников хора на жительство в столицу, и они стали выступать в постоянном составе.

После смерти Пятницкого в 1927 году руководителем хора стал П.М. Казьмин. В 1931 году с приходом В.Г. Захарова, в дальнейшем Народного артиста СССР, хор впервые запел авторские песни, в которых была отражена переживаемая тогда эпоха. Среди них песни «Ой, туманы мои», «Песня о России».

В 1938 году были созданы две новые профессиональные группы – плясовая и оркестровая, участники которых также отбирались «из народа», по наличию одаренности. Оркестр под руководством В.В. Хватова очень скоро стал неповторимым ансамблем всех бытовавших в народе музыкальных инструментов.

В 1962 году хор возглавил композитор В.С. Левашов, чьи песни стали основой репертуара коллектива. В 1985 году ему было присвоено звание Народного артиста СССР. Репертуар пополнился новым жанром композиции. Это были в первую очередь масштабные, эпические полотна народной жизни, представляющие целые культурно-этнографические срезы: брянские игрища, калужские переборы, курская пляска с частушками.

С 1989 года хор им. Пятницкого возглавляет Пермякова Александра Андреевна (с 1989 г. – директор, а с 1995 г. – художественный руководитель, директор).

Сегодня, после довольно трудного периода начала – середины 1990-х, хор им. М.Е. Пятницкого опять на подъеме. Его участники – это парни и девушки, приехавшие в Москву со всей России. У нас есть сибиряки, воронежцы, куряне, архангельские девчата и девушки из хуторов юга России. Башкирия, Удмуртия, Карелия тоже подарили нам свои голоса. Главная отличительная особенность современного хора – его молодость (самому молодому исполнителю – 18 лет, самому взрослому – 34) и универсальность. Участники хора и поют, и пляшут, и, если надо, играют на музыкальных инструментах, так, как это было сто лет назад. Александра Андреевна, народная артистка России, профессор, делает большой упор в своей работе с нами на воспитании в каждом из участников хора (я имею в виду хор как единицу, т. е. говорю и о плясунах, и об оркестре) творческого подхода к работе. Она не устает повторять, что просто песня, даже хорошо исполненная, никому не будет интересна, если она не продумана с точки зрения ее подачи слушателям. Любим ли мы песни, которые поем, понимаем ли их содержание, какими выразительными средствами можем донести их смысл до слушателей? Эти и подобные вопросы поднимаются на каждой репетиции.

Коллектив живет в активном концертно-гастрольном графике. За семь лет моей жизни в коллективе хор побывал в Америке, Китае, Мексике, Вьетнаме, Италии, Германии, Франции, Испании, Монголии, Японии и других странах. Благодаря труду нашего руководителя, хор очень часто дает концерты в различных городах России: Курске, Иркутске, Владивостоке, Владикавказе, Ижевске, Тамбове, Красноярске и многих других.

Если заглянуть в изданные в конце XIХ – начале ХХ веков сборники русских народных песен, то мы удивимся, что уже тогда в предисловиях к ним говорилось о возможности полного исчезновения русской народной песни и музыки из быта русского человека, о страхе утраты гениального, ни с чем не сравнимого наследия. Сейчас мы тоже можем подтвердить эти опасения. Вместе с естественной средой своего обитания, русской деревней, утрачены (в большинстве своем) и песни, и пляски, и игра на традиционных музыкальных инструментах. Но эта ситуация не стала безвыходной, и теперь мы можем наблюдать интересное явление: песня из естественной среды, где она зарождалась, постепенно перешла на сцену, при этом никогда полностью не исчезая из жизни людей (ни деревенских, ни городских), а отсюда, сохраненная и возрожденная, она «прививается» нашим современникам. А какое у народной песни будущее – это дело сегодняшнего дня. Помоги нам, Господи!

 

Окончание на стр. 7

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник