ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ТВОРЧЕСТВО ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ПЕСНЯ – ДУША НАРОДА

 


Участницы Оптинского казачьего хора «Казачий берег»

 

Окончание. Начало на стр. 6

 

 

– Как получилось, что Вы стали хормейстером хора им. Пятницкого? Что входит в Ваши обязанности? В чем особенности народного хорового пения?

– «Дивны дела Твои, Господи!» Я работала в школе с детками, заканчивала Академию. В хор меня привел мой педагог, Владимир Андреевич Царегородцев. Первую встречу с художественным руководителем хора им. М.Е. Пятницкого народной артисткой России, профессором Александрой Андреевной Пермяковой запомнила, пожалуй, на всю жизнь. Теперь-то я знаю, какие испытания проходят ребята и девушки, приходящие на прослушивание в хор. Меня же взяли на работу по рекомендации Владимира Андреевича. Это уже само по себе чудо.

Хормейстером я стала не сразу. Через полгода работы в школе-студии при хоре (педагогом по вокальному ансамблю) мне доверили быть помощницей хормейстера, народной артистки России Горячевой Елены Ивановны. А уже позже, где-то через полтора года, Господь управил так, что я стала выполнять обязанности хормейстера.

Быть хормейстером очень ответственно и непросто. В мои обязанности входит ежедневная работа с хором в классе: распевка, работа над песней (строй, интонация и т.п.), при необходимости – поиск нового песенного материала, восстановление партитур из прежнего репертуара. В 2011 году хору исполнилось 100 лет. Песен за век накопилось, слава Богу, много. Что же касается формы создаваемых произведений, их сценического воплощения, создания концертного номера – эта важнейшая часть творческого процесса выполняется только художественным руководителем. Александра Андреевна определяет задачи, а мое дело по силе и способностям их выполнять. Самое трудное в моей работе – это не столько мои профессиональные обязанности, сколько ежедневная необходимость общаться со многими людьми, искать подход к каждому. В хоровой группе около 50-ти человек. Каждый со своим темпераментом и характером, иногда приходится нелегко. «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешную. Настави мой путь ко благу!» – говорю я каждый день и вхожу в класс. И день за днем пятьдесят пар глаз смотрят на меня, а я на них. И каждый из нас выполняет свои обязанности.

 

– Расскажите, пожалуйста, о народной песне. Чем она отличается от других песенных жанров? В чем секрет того, что народные песни столетиями остаются близкими и понятными каждому русскому человеку? Что, на Ваш взгляд, народная песня может дать нашим современникам, молодежи?

– Народная песня входит в общее понятие фольклор, а само слово «фольклор» переводится как «народная мудрость».

Есть общепринятый ответ на вопрос что такое народная песня. Народная песня – душа народа. Просто и сложно одновременно, т. к. из ответа на один вопрос, рождается другой. А что же тогда есть душа народа? Он же, на мой взгляд, отвечает еще на один вопрос, чем народная песня отличается от других песенных жанров. Откуда произросла народная песня? Где ее истоки? Как она зарождалась? Можно ли ответить на эти вопросы в двух-трех предложениях? Скорее всего, нет. Но очень важная мысль, высказанная простой деревенской бабушкой, укоренилась в моем сознании, и я делюсь ей с Вами. «Мы пели, как жили», – сказала она. Как просто и удивительно точно!

Мы теперь горюем о былом, ушедшем. Вот какие песни пели! Какие песни! А действительно, какие? Что нас так сильно покоряет в этих песнях? Поэзия? Музыкальные созвучия? Неудержимая воля или, наоборот, кротость звучания голосов исполнителей народной песни? О чем мы так тоскуем, чего нам не хватает и мы пытаемся воскресить это что-то? Ответьте себе на вопрос: как мы живем сегодня? Не в частности, отвечая каждый за себя: я-то молодец, а вот они... Нет. В целом, как живет Россия? Чем она живет? Перефразируя бабушку, рождается ответ: «Поем, как живем». А точнее: «Как живем, о том и поем». Но! Какое счастье, что с нами Бог! Ведь на все Его воля. И трудности, и забвение нам попускаются для того, что бы мы всегда находились в трезвении. И верующий человек всегда об этом помнит. Мы сейчас не можем не замечать, как зерна, посеянные в добрую почву, прорастают, крепнут. Сколько сейчас по всей России организовано фольклорных ансамблей, открываются отделения народного пения в учебных заведениях (детских садах, школах, училищах, вузах), организуются и проводятся новые конкурсы, фестивали, связанные с русскими песенными традициями, с традициями декоративно-прикладного искусства. От нашей с вами любви к Богу, к Родине, к людям, к традициям русским во многом зависит наше завтра. Мы обязаны возжигать в себе искры любви. А иначе для чего вообще нужны народу песни? Они нужны для объединения! Для соборности. Песни народа – это то, что есть и у тебя, и у меня, и у него. С песней работали в поле, играли свадьбы, провожали в солдаты (рекруты), шли в бой…

Проблема сегодняшнего дня, на мой взгляд, заключается еще и в следующем. Если раньше песня была естественной, органичной, неразрывной частью жизни, быта людей, то сейчас она что такое? Какова ее вовлеченность в наши будни и праздники? Лично я могу ответить на этот вопрос однозначно. А что ответит, например, менеджер салона связи «Евросеть»? Но люди, которые однажды «встречаются» с народной песней и музыкой, почти всегда, по меньшей мере, заинтересовываются ими, а часто и влюбляются с первого раза, затем снова ища с ними встречи. Почему так происходит? Многие говорят о генетической памяти, связи с корнями. Да, я согласна. Но позвольте мне высказать и свое умозаключение. Я вернусь к мысли, с которой начала. Народная песня – душа народа. Что же такое душа? Слава Богу, что не все на свете можно познать умом, но самое важное на Земле мы познаем сердцем. И мне хочется верить, что и народная песня не может познаваться разумом. Песня поется душой. Песня – душа народа.

 

– Недавно Вы побывали на IV Международном конкурсе-фестивале славянской народной песни «Оптинская весна» в городе Козельске. Какое впечатление он на Вас произвел? Как Вы оцениваете идею его проведения, организацию, профессиональный уровень участников, работу жюри?

– На «Оптинской весне» я была уже второй раз. Фестиваль становится мне родным. Я полюбила его организаторов, подружилась со многими участниками ансамбля «Казачий берег» (хозяевами фестиваля). Подружилась не только в жизни, но и в творчестве. В прошлом году мне доверили быть членом жюри, выбиравшего исполнителей для участия в финале конкурса в Козельске. Я – частичка этого фестиваля. Уже второй год наблюдаю, как он создается своими руками, трудами и молитвой, как он расцветает. В этом году концерт длился более трех часов, с антрактом, а люди из зала не ушли. Понимаете, не ушли! И что они слушали? Народную песню!

Ребята и девчата в фестивале участвуют просто замечательные! Мне бы очень хотелось, чтобы в следующем году у нас появилась возможность пообщаться после конкурса. Все отволновались, выступили, а потом собрались в «неформальной» обстановке. Это очень здорово, когда люди общаются, завязываются дружеские и, конечно, творческие отношения.
Вы спрашиваете про особенности фестиваля. Отвечаю. Участвуют только солисты, конкурс международный, для участников абсолютно безплатный и главное – он пронизан идеей духовности и нравственности. Помоги, Господи, организаторам «Оптинской весны»!

 

Беседовала
Серафима СМОЛИНА

 

 

 

ФАКТЫ ||
Самый древний христианский пост

    

    Петров пост – самый древний из всех христианских постов, он упоминается еще в Апостольских Постановлениях, и его учреждение относится к первым временам Православной Церкви. Согласно Священному Преданию, апостолы, по сошествии на них, а чрез них и на всю Церковь, Святаго Духа, постились и только после окончания поста пошли на проповедь Евангелия по всему миру.
     Продолжительность Петрова поста зависит от даты празднования Пасхи и потому бывает различной. Примечательно, что в Поместных Православных Церквах, живущих по новому календарному стилю, грубо попирается Богослужебный устав и Петров пост всегда сокращается, а если Пасха поздняя, как в этом году, – то упраздняется полностью. 29 июня по новому стилю, в субботу, новостильники уже отпразднуют память святых апостолов, а у православных христиан, придерживающихся святоотеческого календаря, Петров пост начнется только в понедельник, 18 июня / 1 июля, и продлится 11 дней, до праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла.


Владимир ТИХОНОВ

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник