ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

 

Как православный воин должен вступать в битву

 


 

Вы, воины боголюбивые, призваны на службу царскую для того, чтобы защищать Отечество наше от врагов. Слава Богу, пока у нас их нет, но, кто знает, не сегодня, так завтра враги прийти могут, и вам придется выступить в борьбу с ними.

С чем же вы пойдете против них? С одним оружием воинским? Но ведь таковое же и у врагов ваших будет, и, следовательно, одно оно еще не обезпечит вам победы. С храбростью? С любовью к Царю и Отечеству? Это хорошо, но ведь такие же чувства могут воодушевлять и врагов ваших. Значит, что-нибудь и еще нужно при выходе на брань. Что же? А вот что: нужно идти на войну не с одним оружием плотским, но и с духовным, оградить себя верой и вооружиться молитвой и упованием. Вот тогда подлинно от войны вашей и успеха ждать можно.

Однажды святому великомученику Прокопию, в то время еще не совсем утвержденному в вере Христовой и шедшему на брань против сарацин, явился кристалловидный Крест, и от него Прокопий услышал глас: «Аз есмь распятый Иисус, Сын Божий». Этим видением Прокопий совершенно утвердился в христианской вере и, вошедши в один из городов (Скифополь), повелел устроить себе из золота и серебра Крест и на нем написать на еврейском языке три имени: вверху «Эммануил», а по сторонам «Михаил» и «Гавриил». Когда крест был сделан и принесен, Прокопий с благоговением облобызал его и затем смело пошел на врагов. Он пришел к Иерусалиму и напал на сарацин, одержал над ними немало побед и пленил многих. Так, живая вера и живое упование на Бога, пред выступлением на брань, принесли и плод не мертвый.

Но это пример не единственный, подобный же находим и в истории нашего Отечества. Раз российскому князю Андрею Боголюбскому надлежало идти на войну против болгар. Как князь, не именем только, но и делом благоверный, он всегда соблюдал правило, чтобы перед воинством его носимы были икона Спасителя и честной Крест и чтобы войско не прежде устремлялось на врага, как изливши теплые молитвы перед сею иконою и облобызав сей Крест. Такая вера князя не тщетна была. Враги Отечества сколько ни усиливались, не могли устоять перед лицом воинства православного; гордость и сила их были сокрушены до того, что едва не все грады их достались победителю. Что знаменитая победа сия была плодом не одного мужества сражавшихся, а паче действием помощи свыше, непреложным для всех доказательством того послужил необыкновенный свет небесный, который во время самой упорной сечи исходил от иконы Спасителя и честного Креста и видим был всеми.

Из всего этого ясно видно, что, выходя на брань, мало надеяться на свою храбрость и силу, а равно недостаточно и того, чтобы воодушевить себя любовью к Царю и Отечеству. Правда, и это все нужно; но главное – необходимо призвать Бога на помощь и на Него Единого возложить всю надежду и упование. Недаром и пословица гласит: «Идешь в битву, молись усердно». Да, сила и храбрость не помогут там, где перестанет помогать Бог. Голиаф и силен, и храбр был, а Давид неопытен и юн; но поелику первый надеялся лишь на свою силу, а второй на помощь Божию, то сей и победил первого, и его же мечом ему голову отсек.

Вот и еще пример победоносной силы веры и молитвы. Раз на иудеев напал Сеннахирим, царь Ассирийский, с огромным войском. Царь Езекия и воины вместе с пророком Исаиею стали молиться. И возопиша, – сказано, – на небо. Что же вышло? И посла Господь ангела, и порази всех мужей храбрых и бранников, и начальников и воевод в полцех царя Ассирийска: и возврати лице его со стыдом на землю его (2 Парал. 32, 20–21). К этому прибавлять нечего. Сами теперь видите, что значат на брани вера и молитва, а потому, выходя на врага, прежде всего старайтесь укрепить в себе веру и усердие к молитве, молитесь день и ночь, и Господь сил покорит врагов под ноги ваши, как бы ни были они сильны и многочисленны. Это дело уже испытанное. Аминь.

 

 

Протоиерей Виктор ГУРЬЕВ

Пролог в поучениях. М., 1912.

 

 

 

 

2 / 15 июля. Понедельник. Седмица 4-я по Пятидесятнице.

Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (V). Свт. Московского Фотия, всея Руси чудотворца (1431). Свт. Иувеналия, Патриарха Иерусалимского (ок. 458). Пожайской (XVII), Феодотьевской (1487) и Ахтырской (1739) икон Божией Матери.

 

3 / 16 июля. Вторник.

Мч. Иакинфа (108). Перенесение мощей свт. Филиппа, митр. Московского и всея Руси чудотворца (1652). Сщмч. Антония, архиеп. Архангельского (1931). Обретение мощей сщмч. Сильвестра, архиеп. Омского (2005). Препп. Анатолия, в Ближних пещерах (XII), и Анатолия затворника, в Дальних пещерах (XIII), Печерских. Блгвв. кнн. Василия и Константина Ярославских (XIII). Свт. Василия, еп. Рязанского (1295). Препп. Иоанна и Лонгина Яренгских (1544–1545). Блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Московского (1589). Преп. Никодима Кожеезерского (1640). Мчч. Диомида, Евлампия, Асклипиодота и мц. Голиндухи (II). Мчч. Мокия и Марка (IV). Преп. Александра, обители «Неусыпающих» первоначальника (ок. 430). Свт. Анатолия, Патриарха Константинопольского (458). Перенесение мощей преп. Нектария, старца Оптинского, в Оптину Пустынь (1989).

 

4 / 17 июля. Среда.

Свт. Андрея, архиеп. Критского (740). Преп. Марфы, матери Симеона Дивногорца (551). Преп. Андрея Рублева, иконописца (XV). Мучеников Царя Николая, Царицы Александры, Царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии (1918). Сщмч. Димитрия пресвитера (после 1937). Блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского (1174). Обретение мощей преп. Евфимия, Суздальского чудотворца (1507). Мчч. Феодота и Феодотии (108). Сщмч. Феодора, еп. Киринейского (310). Сщмчч. Саввы, еп. Горнокарловацкого, и Георгия пресвитера (1941) (Серб.). Галатской иконы Божией Матери.

 

5 / 18 июля. Четверг.

Преп. Афанасия Афонского (1000). Обретение честных мощей преп. Сергия, игумена Радонежского (1422). Прмцц. Вел. Кн. Елисаветы и инокини Варвары (1918). Преп. Агапита исп. (1936). Мцц. Анны и Кириллы (304). Преп. Лампада Иринопольского (X). Иконы Божией Матери, именуемой «Экономисса».

 

6 / 19 июля. Пятница.

Собор Радонежских святых. Преп. Сисоя Великого (429). Прмч. Евфимия (1931); прмч. Феодора (1943). Преп. Сисоя, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Обретение мощей прав. девы Иулиании, кн. Ольшанской (XVI). Мчч. Марина, Марфы, Авдифакса, Аввакума, Кирина, Валентина пресвитера, Астерия и иных многих в Риме (269). Мчч. Исавра диакона, Иннокентия, Филикса, Ермия, Василия, Перегрина, Руфа и Руфина (III). Мч. Коинта Фригийского (ок. 283). Мц. Лукии девы и с нею мчч. Рикса, Антония, Лукиана, Исидора, Диона, Диодора, Кутания, Ароноса, Капика и Сатура (301). Богородско-Уфимской иконы Божией Матери (1621).

 

7 / 20 июля. Суббота.

Преп. Фомы, иже в Малеи (X). Преп. Акакия, о котором повествуется в Лествице (VI). Сщмч. Павла пресвитера (1918). Преп. Евдокии, в инокинях Евфросинии, вел. кн. Московской (1407). Обретение мощей преп. Герасима Болдинского (2001). Мчч. Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа (II). Прмчч. Епиктета пресвитера и Астиона монаха (290). Мч. Евангела (III–IV). Мц. Кириакии (IV). Влахернской иконы Божией Матери (принесена в Россию в 1654 г.).

 

8 / 21 июля. Неделя 4-я по Пятидесятнице.

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579). Вмч. Прокопия (303). Прав. Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца (1303). Сщмчч. Александра и Феодора пресвитеров (1918). Прав. Прокопия Устьянского (XVII). Собор преподобных отцов Псково-Печерских (празднование в Неделю 4-ю по Пятидесятнице). Знамение от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге (1290). Чтимые списки с Казанской иконы Божией Матери: в Москве (1612), Казани (1579) и Петербурге (1721); Ярославская (1588), Вязниковская (1624), Нижнеломовская (1643), Тобольская (1661), Каплуновская (1689), Чимеевская (1770), Тамбовская (1695), Пензенская (1717), Песчанская (1754), Высочиновская (XVIII), Вышенская (1812). Якобштадтской иконы Божией Матери (XVII).

 

9 / 22 июля. Понедельник. Седмица 5-я по Пятидесятнице.

Сщмч. Панкратия, еп. Тавроменийского (I). Сщмч. Константина пресвитера (1918). Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III–IV). Прмчч. Патермуфия, Коприя и мч. Александра (361–363). Препп. Патермуфия и Коприя (IV). Свт. Феодора, еп. Едесского (IX). Кипрской в с. Стромынь (Московская обл.) и Колочской (1413) икон Божией Матери.

 

10 / 23 июля. Вторник.

Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625). Мучеников 45-ти в Никополе Армянском: Леонтия, Маврикия, Даниила, Антония, Александра, Ианикита, Сисиния, Менеи, Вирилада и прочих (ок. 319). Преп. Антония Печерского, Киевского, начальника всех русских монахов (1073). Сщмчч. Петра и Стефана пресвитеров, Георгия и Нестора диаконов (1918). Преп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мч. Аполлония (III). Мчч. Вианора и Силуана (IV). Преподобных пустынников египетских, огнем и дымом уморенных (ок. 398). Препп. Евмения (1920) и Парфения (1905) Гортинских. Коневской иконы Божией Матери.

 

11 / 24 июля. Среда.

Воспоминание чуда вмц. Евфимии всехвальной, имже Православие утвердися (451). Равноап. Ольги, вел. кн. Российской, во св. Крещении Елены (969). Мч. Киндея пресвитера (III–IV). Ржевской, или Оковецкой (1539), и Борколабовской икон Божией Матери.

 

12 / 25 июля. Четверг.

Мчч. Прокла и Илария (II). Преп. Михаила Малеина (962). Мчч. Феодора варяга и сына его Иоанна, в Киеве (983). Преп. Арсения Новгородского (1570). Преп. Симона Воломского (1641). Св. Голиндухи исп., во святом Крещении Марии (591). Препп. Иоанна (988) и Гавриила (X) Святогорцев (Груз.). Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица» (VIII).

 

13 / 26 июля. Пятница.

Собор Архангела Гавриила. Преп. Стефана Савваита (794). Свт. Иулиана, еп. Кеноманийского (I). Мч. Серапиона (II–III). Мч. Маркиана (258).

 

14 / 27 июля. Суббота.

Ап. от 70-ти Акилы (I). Сщмч. Константина пресвитера (1918); сщмч. Николая пресвитера (1933). Преп. Стефана Махрищского (1406). Мч. Иуста (I). Преп. Еллия монаха (IV). Преп. Онисима чудотворца (IV). Мч. Иоанна Мервского. Преп. Никодима Святогорца (1809).

 

15 / 28 июля. Неделя 5-я по Пятидесятнице.

Память Святых Отцов шести Вселенских Соборов. Мчч. Кирика и Иулитты (ок. 305). Равноап. вел. кн. Владимира, во св. Крещении Василия (1015). Сщмч. Петра диакона (1938). Мч. Авудима (IV).

 

16 / 29 июля. Понедельник. Седмица 6-я по Пятидесятнице.

Сщмч. Афиногена епископа и десяти учеников его (ок. 311). Блж. Матроны Анемнясевской, исп. (1936); сщмч. Иакова, архиеп. Барнаульского, и с ним сщмчч. Петра и Иоанна пресвитеров, прмч. Феодора и мч. Иоанна (1937); прмч. Ардалиона (1938). Мч. Павла и мцц. Алевтины (Валентины) и Хионии (308). Мч. Антиоха врача (IV). Мц. Иулии девы (ок. 440 или 613). Память Святых Отцов IV Вселенского Собора. Чирской (Псковской) иконы Божией Матери (1420).

 

17 / 30 июля. Вторник.

Вмц. Марины (Маргариты) (IV). Преп. Иринарха Соловецкого (1628). Преп. Леонида Устьнедумского (1654). Перенесение мощей преп. Лазаря Галисийского. Святогорской иконы Божией Матери (1569).

 

18 / 31 июля. Среда.

Калужской иконы Божией Матери (в память избавления от холеры в 1748 и в 1892 гг.). Мч. Емилиана (363). Мч. Иакинфа Амастридского (IV). Прмч. Аполлинария (1918). Преп. Иоанна Многострадального, Печерского, в Ближних пещерах (1160). Преп. Памвы, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Преп. Памвы пустынника (IV).

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник