ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЛЮДИ БОЖИИ ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ СТРАНИЦА 12
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Ревнитель о спасении заблудших

5 / 18 апреля – память старца-мирянина
Симеона Климыча Привалова

 

 


Памятный Крест в с. Алмазове Саратовской обл.

 

Праведный христианин, простой мирянин Симеон Климыч Привалов, по прозванию Климчонок, родился в селе Алмазов Яр (впоследствии с. Алмазово) недалеко от села Балашова (будущего города Балашова) Саратовской губернии в 1776 году, в зажиточной крестьянской семье. Рано осиротев, мальчик самостоятельно выучился грамоте. Он любил часто бывать в церкви и охотно помогал причетникам в чтении и пении, хорошо изучив таким образом богослужебный устав.

С отроческого возраста всю жизнь любимой книгой подвижника была Библия, которую он знал почти наизусть. За ней он просиживал все свободное время и даже брал Священное Писание с собой на полевые работы. «Иду, бывало, за сохой – рассказывал Симеон Климыч, – а сам повторяю в уме, что вчера читал в Библии: забуду какой стих, побегу на межник, где она, моя кормилица, лежит, завернутая в полотенце».

Кроме Библии с юных лет Симеон читал и святоотеческие книги: «Кормчую», писания святителя Димитрия Ростовского, толковое Евангелие блаженного Феофилакта и особенно полюбившиеся ему творения святителя Иоанна Златоуста. Наставления Святых отцов он по силе применял в своей жизни, строго подвизался в неуклонном исполнении постов и других церковных предписаний. В 17 лет подвижник сподобился чудесного явления от Господа. Читая «Маргарит» святителя Иоанна Златоуста и встречая в тексте непонятные места, он искал их разъяснения у приходского священника, но желаемого ответа не получил. Тогда Симеон стал молиться о просвещении его ума Наставнику премудрости Господу. Однажды во время молитвы юношу охватила непреодолимая дремота и он заснул, склонившись на книгу. Вдруг пред ним предстал благообразный муж в святительской одежде. Лучи, окружавшие его, словно опалили Симеона, и он вскочил в радостном изумлении; сердце его горело от восторга. С той поры читаемое в духовных книгах стало для него удобовразумительным, и подвижник получил способность ясно и убедительно беседовать от Священного Писания с ближними. За благочестивую жизнь и чистоту сердца Господь даровал ему и благодатные дары прозорливости и исцеления.

Живя среди народа, Симеон Климыч был хорошо знаком с его потребностями, скорбями, недостатками и пороками, подчас остающимися неуврачеванными духовенством. Между тем из книг святителя Иоанна Златоуста он научился ревности о спасении ближних, вменяемой этим Святым Отцом в обязанность каждому христианину наряду с прощением обидчиков. Повинуясь призыву Божию, Симеон Климыч взял на себя подвиг служения ближним. Слава о его добрых делах и благодатных дарованиях расходилась все дальше и дальше; к нему стал стекаться народ за духовными советами, наставлениями, помощью и исцелениями.

Осознавая связь между греховной жизнью и физическими и душевными недугами, основанием своего лечебного дара подвижник положил Таинство Покаяния. «Полное искреннее покаяние в содеянном и примирение с враждующими есть лучший врач многих болезней», – нередко повторял старец. Его прозорливость позволяла ему знать, какой нераскаянный грех привел того или иного посетителя к заболеванию, и он искусными расспросами напоминал человеку о некогда содеянном, вызывая в душе пришедшего глубокое раскаяние. Затем он отправлял болящих к священнику для чистосердечной исповеди, назначения епитимии и обретения решимости больше не повторять беззаконий; и многие исцелялись.

Одного купца мучила навязчивая мысль о самоубийстве, и он упросил своих родных отвести его к Климчонку.

– Отчего это с тобой случилось? – спросил старец.

– Сам не знаю, батюшка, – отвечал больной, – так, без всякой причины сделалось.

– Не может быть без причины: есть причина.

Симеон Климыч начал расспрашивать его о жизни и привел к воспоминанию о том, что в 12-летнем возрасте тот, будучи обижен, в отместку попытался убить себя и впоследствии не покаялся в этом грехе. Исповедавшись перед священником, купец освободился от своего душевного недуга. Врачевал подвижник болезни и простыми народными средствами, а также с верой помазывая больных освященным елеем.

А вот пример прозорливости старца. У одного купца пропало 200 тысяч рублей ассигнациями, поиски не увенчались успехом. Приехал он к Симеону Климычу со своим доверенным приказчиком, надеясь узнать, где деньги. Однако мудрый старец не спешил с ответом, а укорил его в том, что тот пришел к нему, как к гадалке. Напомнил он купцу и о том, что тот нажил эти деньги неправедным путем, обижая и притесняя ближних, и посоветовал возместить все убытки потерпевшим от него. Купец принял к сердцу совет Божиего человека, покаялся и щедро одарил всех, кого прежде обидел. Позже дома он нашел записку с указанием места, где лежат его деньги. Оказалось, что украл их тот самый доверенный приказчик, посещавший с ним старца. Так Симеон Климыч привел к покаянию сразу двух грешников.

Среди односельчан подвижника были сектанты-молокане и раскольники-«старообрядцы». В 1810 году, в возрасте 33-х лет, праведный старец начал вести борьбу с ересью и расколом, за возвращение заблудших в лоно Православия. Чтобы лучше узнать сущность молоканских и «старообрядческих» заблуждений, Симеон Климыч познакомился с их наставниками и учителями. Зная Библию почти наизусть, он свободно беседовал с ними, и в ответ на их вырванные из контекста цитаты приводил целые главы из Священного Писания, часто с помощью следующего же стиха доказывая им ошибочность понимания ими того или иного текста. Сектанты, хоть однажды беседовавшие с ним, теряли свое мнимое спокойствие и самоуверенность – совесть, голос Бога в душе, к слышанию которого их пробуждали слова Симеона Климыча, обличала их неправоту и подталкивала к познанию истинной веры.

На основании своей практики диспутов с молоканами и раскольниками подвижник разработал следующую тактику ведения миссионерских бесед:

1) Не разрешать оппонентам говорить одновременно, но беседовать с кем-либо одним, а если доведется беседовать со многими, то надо просить говорить по очереди, чтобы другие не перебивали;

2) Когда сектанты приводят свои еретические догматы, спросить их, на чем они основываются. Если процитируют текст Священного Писания, спросить, как они его понимают. Когда они начнут объяснять его, остановить их и сказать: «Нет, ты покажи мне толкование на это место Святых Отцов и учителей Церкви. Иного я не признаю!» И можно не сомневаться, что святоотеческие толкования послужат к обличению заблуждений раскольников и сектантов, которые через самопроизвольные изъяснения Священного Писания отделяются от спасительного единства Церкви;

3) Не переходить с темы на тему, а доводить до конца разговор об одном каком-либо предмете. «Так, например, – учил старец, – начав рассуждение, положим, о важности и святости Церкви, раскольник непременно вмешает сюда вопрос о перстосложении, о церковных обрядах. Нужно остановить его, сказав: „Погоди, мол, дай прежде окончить одно, а тогда перейдем к другому!“ Отводить беседу в сторону от главного предмета – это обычная уловка всех раскольников».

Всегда сохраняя самообладание, Симеон Климыч каждый раз оставался победителем в диспутах с заблудшими. Плодом его миссионерской деятельности стало обращение к Церкви до 60-ти начетчиков, которые после привели к Православию других сектантов и раскольников.

Верным и действенным вспомогательным средством в этом деле служила грамотность, о распространении которой подвижник всеусердно заботился. Молокане ревностно обучались грамоте, побуждаемые к тому своим еретическим учением, согласно которому крещение духом – это крещение учением, а причащение Плоти и Крови – вкушение глагола Божия, потому, чтобы быть причастником Христа и Духа Святаго, нужно читать и изучать Священное Писание. Пользуясь этим, старец расположил некоторых преданных ему грамотных женщин поступить в услужение к зажиточным молоканам, чтобы, обучая их детей, внушать им здравые понятия о вере и приготовлять к принятию истин Православия. Повзрослев, эти дети отказывались от навязанных им ранее заблуждений.

Молокане клеветали и доносили на Симеона Климыча церковному начальству. Когда новый Саратовский епископ Иаков (Вечерков) при первом посещении епархии был в Балашове, раскольники постарались выставить проповедника перед новым архипастырем еретиком. Владыка вызвал подвижника в Балашов и учинил допрос. Удовлетворенный ответами Симеона Климыча, он расстался с ним с видимым уважением, радуясь, что Промыслом Божиим познакомился с таким замечательным человеком. Впоследствии преосвященный Иаков основал противораскольничью миссию, в которую вошли рекомендованные Симеоном Климычем священники, диаконы и способные миряне.

До конца дней земной жизни продолжалось служение Климчонка своему крестьянскому обществу и в звании бургомистра, где претерпел он немало скорбей. Управляющий принуждал его ради своих интересов кривить душой перед помещиком, но старец никогда не соглашался на ложь, за что перенес даже и телесные наказания, однако своему правилу не изменил.

За годы своего управления Симеон Климыч в корне изменил нравственные основы существования вверенных ему крестьян. Искореняя пороки и суеверия, он старался приблизить их к Церкви, объяснял им уставы и богослужения, их благотворное действие на семейную и общественную жизнь. Взрослых убеждал сильным словом и личным примером, наставлял читать святоотеческие писания. Детей учил грамоте по собственному методу, понятному и для взрослых, со многими из которых он также занимался. Мальчиков ему привозили домой, и они жили на его содержании. Пьянство и другие пороки в округе ослабели, а церкви наполнились молящимися. Хозяйство господское и крестьянское стало примерным, крестьяне зажили в мире и довольстве, благословляя Бога.

Симеон Климыч отличался трудолюбием, справедливостью, простотой и умеренностью во всем. Бывал на барщинных работах, дома занимался пчеловодством. Летом ходил в одной рубашке, а зимой – в простом крестьянском полушубке. Был женат и имел двух сыновей.

Скончался подвижник в 1837 году, напутствованный Таинствами Покаяния, Причащения и Елеосвящения. В предсмертные минуты он просил читать для себя 17-ю кафизму. Точная дата преставления праведника неизвестна, но по свидетельству священномученика Никодима, епископа Белгородского († 1918), память мирянина Симеона приходилась на 5 (18) апреля по церковному календарю, вероятно, ради его тезоименитства с преподобным Симеоном. В настоящее время Саратовская епархиальная комиссия по канонизации подвижников благочестия начала изучение материалов о Симеоне Алмазовском для возможного прославления его в лике святых.

 

Подготовила Ксения МИРОНОВА

 

Источник: Жизнеописания
отечественных подвижников
благочестия XVIII и XIX веков.
Издание Введенской Оптиной
Пустыни, 1996. Апрель.
Житие иеросхимонаха Иосифа.
Издание Введенской Оптиной Пустыни,1994.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник