ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

 

ГЛАВА I:
ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕЧЕРНИ

 

§ 7

«СЛАВА И НЫНЕ»

 

После «трисвятого» полагается Той же Пресвятой Троице и славословие, заключающееся в следующих кратких словах: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу…» и проч. Это славословие издревле составлено в честь Троицы, как некоторые писатели утверждают, святым Мелетием и Флавианом, Антиохийскими Патриархами, и для отражения некоторых еретических учений. Выражение «Слава» направлено против ариан, потому что едина слава Святой Троицы, как едино и существо. Слова же «Отцу и Сыну и Святому Духу» направлены против Савелия, который учил, что Святая Троица есть одно лицо. А слова «ныне и присно» и проч. показывают, что Троица тождественна и вечна, и неизменна, и слава Ее есть и ныне, и всегда, и во веки веков будет.

Так как в этом весьма кратком славословии изображается все существо Пресвятой Троицы, то Церковь как для того, чтобы отразить лжеучения еретиков, так и дабы показать вечное и неизменное свое исповедание, прилагает это славословие во многих местах, т. е. в начале и конце многих молений, а особенно после песни «Аллилуиа».

 

 

§ 8

«ПРЕСВЯТАЯ ТРОИЦЕ…» ЕСТЬ ВТОРОЕ МОЛЕНИЕ

 

Второе моление к Пресвятой Троице заключается в молитве: «Пресвятая Троице, помилуй нас…» и проч. Сначала в сей молитве словами «Пресвятая Троице» в одно время воспоминаются все три Лица Пресвятой Троицы и потом прилагается общее к ним, как к одному Лицу, прошение о помиловании – «помилуй нас»; затем исчисляются отдельно все три Лица и, сообразно их свойствам, прилагаются к ним особливые прошения, т. е. к Отцу – «Господи, очисти грехи наша»; к Сыну – «Владыко, прости беззакония наша»; к Святому Духу – «Святый, посети и исцели немощи наша»; а в заключение опять ко всем Лицам вместе делается обращение в словах «имене Твоего ради».

Все эти прошения, прилагаемые каждое к отдельному Лицу Святой Троицы, имеют особенные и приличные значения в отношении к оным Лицам. Ибо к Богу Отцу говорим: «Господи, очисти», так как мы примирены с Ним чрез Сына; к Сыну – «прости», поелику Он, будучи человек, пострадал от людей и за людей, поелику Он прогневляется и оскорбляется нами, облекшимися в Него Крещением и миром и соединенными с Ним Причащением и другими Таинствами, и поелику Он дал власть вязать и решить, и заповедал прощать; к Духу же Святому – «посети и исцели», поелику Он животворит, милует и укрепляет нас, и без Его силы и благодати в нас ничего не может быть доброго.

 

§ 9

«ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ» ТРИЖДЫ

 

К молитве «Пресвятая Троице...», для изъявления большей чести Троицы и усерднейшего от нас моления, прилагается «Господи, помилуй» трижды. Словами этими мы двукратно возвещаем Пресвятую Троицу: когда произносим: «Господи, помилуй» – тогда возвещаем Троицу, потому что Троица есть Един Господь; и когда эти же слова «Господи, помилуй» произносим трижды – тогда опять возвещаем и умоляем о помиловании Троицу. Потом молитва «Пресвятая Троице…» и слова «Господи, помилуй» заключаются тем же славословием, какое было и при первом молении, т. е. читается «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».

 

§ 10

«ОТЧЕ НАШ» ЕСТЬ ТРЕТЬЕ МОЛЕНИЕ

 

Третья молитва к Пресвятой Троице и в честь Оной есть «Отче наш». Правда, молитва эта возносится к Единому Отцу и дана нам Сыном; но так как Троица нераздельна, Отец, Сын и Святый Дух едино суть: Бог есть Отец Светов, то есть Сына и Духа, Отец всегда пребывает в Сыне и Духе, и Сын в Духе и Отце, то молитва эта возносится не к Одному только Отцу, но и ко всем трем Лицам. Посему когда читаем «Отче наш», тогда вспоминаем и Сына, и Святаго Духа. Это самое и Церковь нам показывает, когда сию молитву заключает словами: «яко Твое есть царство и сила и Слава Отца и Сына и Святаго Духа» и проч. А так как здесь изображается не только слава, но и царство, и сила Отца, и Сына, и Святаго Духа, то славословие, которое читалось после первых двух молений, т. е. «слава Отцу» и проч. здесь уже не читается; потому что оно короче выражает то же самое.

Все вышеозначенные три молитвы читаются в честь Троицы в начале всех молитвословий; и к этим молитвам всегда прилагается по одному славословию к каждой, а всего три славословия, также в честь и славу Пресвятой Троицы.

 

«ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ»
ДВЕНАДЦАТЬ РАЗ

 

Прежде «Господи, помилуй» читалось в честь Троицы трижды. Но как по церковному обряду в течение ночи, с вечера до утра считается двенадцать часов, и в течение дня, с утра до вечера, тоже двенадцать часов, то теперь «Господи, помилуй» в ночи, т. е. на повечерии и на полунощнице, читается двенадцать раз за двенадцать часов ночи; также и в течение дня, т. е. на всех дневных часах, читается тоже двенадцать раз за двенадцать часов дня.

 

Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.

Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

ОПРОС ||
«Всеправославный Собор»: польза или вред?

    


     1. Знаете ли Вы о подготовке «Святого и Великого Собора Православной Церкви»?
     да – 87 %; нет – 13 %

 

     2. Согласны ли Вы, что результатом обсуждения на «Всеправославном Соборе» календарного вопроса должно стать возвращение всех новостильных Церквей на святоотеческий юлианский календарь?
     да – 98 %; нет – 2 %

 

     3. Согласны ли Вы, что Православная Церковь нуждается в Соборе, который бы осудил ересь экуменизма?
     да – 100 %

 

     4. Будет ли, по Вашему мнению, намеченный на 2016 год «Всеправославный Собор» полезен для Святой Православной Церкви?
     да – 11 %; нет – 89 %



 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник