ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПРАЗДНИЧНАЯ ПРОПОВЕДЬ «ПАСХА, ГОСПОДНЯ ПАСХА!» СТРАНИЦА 2
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Источник неоскудевающей радости

 

 


 

Христос Воскресе! Сколько разнообразных чувствований возбудила эта святая весть в нашем дальнем мире, когда в первый раз принесли ее с неба и возвестили людям святые Ангелы! Он воскрес, наш Божественный Учитель, наша надежда и радость, – думали в себе святые жены-мироносицы, и с трепетною радостию бежали от гроба возвестить святую радость апостолам. Точно ли Он воскрес, – думали ученики Христовы, и спешили ко гробу, чтобы удостовериться в истине благовестия святых жен, но, и обретше все так, якоже и жены реша (см.: Лк. 24, 24), все еще недоумевали и колебались, в себе дивяся бывшему (Там же, 1). Он воскрес, – думали первосвященники и старейшины иудейские: нужно немедленно принять меры, чтобы не дать огласиться этому чуду, отвлечь, по крайней мере, внимание народа от этого необычайного события, – и занялись усердно измышлением новой лжи: сребреники довольны даша воином, глаголюще: рцыте, яко ученицы Его нощию пришедше украдоша Его, нам спящим (Мф. 28, 12–13). Не поверю, что Он воскрес, говорил один из самих апостолов, аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его (Ин. 20, 25).

Мы, братие мои, в сем отношении счастливее даже первых учеников Христовых. Восемнадцать протекших веков рассеяли весь мрак, который окружал гроб Христов в первые минуты по Его воскресении. Все сомнения и недоумения, колебавшие первых учеников Христовых, рассеяны многократными явлениями Самого Воскресшего и разрешились в одну полную, всесовершенную, никогда не престающую радость их о Господе, по оному обетованию Господню: паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас (Ин. 16, 22). Святая вера в воскресшего Господа не только восторжествовала в мире над всеми усилиями врагов Христовых, над всеми кознями ада, но и соделалась источником силы и могущества, величия и благоденствия народов христанских. Истина воскресения Христова и безсмертия нашего до очевидности засвидетельствована в Церкви Христовой последующими знамениями, совершавшимися и совершающимися во имя Исусово, и безчисленным собором избранных Божиих, подвизавшихся о имени воскресшего Господа и прославленных Господом. Посему нам, братие, не по достоинству нашему, но по милосердию и благости Воскресшего, принадлежит одна ничем не возмущаемая, ничем не препятствуемая радость о Его воскресении.

И можно ли нам не радоваться о сем светоносном воскресении? Воскресение Господа Иисуса Христа разогнало всю тьму заблуждения, в котором погибал весь род человеческий, и озарило нас светом истины. Оно удостоверило нас, что Иисус Христос есть Единородный Сын Божий – вечная Истина, что все Божественные обетования Его суть ей и аминь (см.: 2 Кор. 1, 20), что скорее прейдет небо и земля, нежели останется без исполнения одно Его слово. Оно служит верным залогом и поручительством, что жертва, принесенная за грехи наши Сыном Божиим, принята Отцом небесным в воню благоухания, что исходатайствованное нам прощение грехов наших несомненно, что ни едино убо ныне осуждение сущим о Христе Иисусе, не по плоти ходящим, но по духу (Рим. 8, 1), что аще исповедуем грехи наша, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наша (1 Ин. 1, 9). Оно удостоверяет нас всесовершенно, что мы воистину чада Божия (Там же. 3, 1); что Отец небесный, Который Сына Своего не пощаде, но за нас всех предал есть Его (Рим. 8, 32), видит всякую нужду нашу, слышит всякое прошение наше и готов подать нам все ради возлюбленного единородного Сына Своего; что целое небо приемлет в судьбе нашей самое родственное, живое участие; что святые Ангелы и собор избранных Божиих сорадуются нашей радости, состраждут нашей скорби, готовы со своею благодатною помощию нам во всякой нужде и обстоянии; что Сам Господь Иисус Христос, со всем Божественным всемогуществом Своим, со всеми неисчерпаемыми дарами благодати Своей, пребывает с нами по Своему непреложному обетованию: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20). Может ли быть предмет радости на земле выше, совершеннее сего?

Но главный неисчерпаемый источник радости христианина в том, что свет воскресения Христова озаряет будущее, вечную жизнь и судьбу его за гробом. Теперь мы удостоверяемся видимо и осязательно, что Бог не даст преподобному Своему видети истления, и не оставит души его во аде; что аще веруем, яко Иисус умре и воскресе, тако и Бог умершия во Иисусе приведет с Ним; якоже о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут; на сие бо Христос и умре и воскресе и оживе, да и мертвыми и живыми обладает (1 Сол. 4, 14; 1 Кор. 15, 22; Рим. 14, 9). Теперь, предстоя гробу Господню, мы уверяемся, что весь видимый нами порядок вещей продолжается только до гроба, а за гробом начинается новый порядок дел, где мнимое торжество переходит в вечное посрамление и мучение, а временное уничижение – в вечную славу. Теперь, взирая на образ воскресения Христова, мы видим в нем начало того высочайшего торжества, когда настанет и откроется совершенно Царство Бога нашего и власть Христа Его (Откр. 12, 10), когда все враги наши – все злое, неприязненное, враждебное будет изгнано и упразднено, когда праведницы просветятся яко солнце в царствии Отца их (Мф. 13, 43), когда отымет Господь всяку слезу от очию их, и все скорби земныя не помянутся ктому, и радость вечная над главою их будет. Туда то, к сему славному, светлому, вечноблаженному и вечнорадостному торжеству, устремлен непрестанно взор истинно верующего во Христа, воскресшего из мертвых. Там истинное отечество его, там все сокровища сердца его, там весь живот его сокровен есть со Христом в Бозе (Кол. 3, 3), там живет и веселится сердце его не в одно только время светлого праздника, но и во все дни жизни его на земле.

Но разве и верующие воскресению Христову не испытывают в жизни своей многих и тяжких скорбей наравне с неверующими? Испытывают, даже более неверующих. Но в том-то и состоит чудодейственная сила радости о воскресшем Господе, что она восполняет с избытком, дает силу забывать и как бы не чувствовать вовсе все земные скорби и горести, подобно как в обыкновенной жизни большая радость заставляет забывать, даже не чувствовать малых огорчений и досад. Посмотрите на жизнь избранных Божиих. Кто, по-видимому, несчастнее святых Апостолов? Их изгоняют из градов, их ведут на сонмища и биют на сборищах, их всаждают в темницы и предают истязаниям и ранам: до нынешняго часа и алчем, и жаждем, и наготуем, и страждем, и скитаемся, и труждаемся <…>: яко отреби миру быхом, всем попрание доселе (1 Кор. 4, 11–13). И однако же скорбели ли о том святые Апостолы? Нет: ныне радуюся в страданьях моих, – говорит за всех них святой Павел. Отчего? Оттого, что якоже избыточествуют страдания Христова в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше (2 Кор. 1, 5). Господь сказал им: паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас (Ин. 16, 22), – и ничто в мире не могло отнять у них этого Божественного залога вечной радости. Что, по-видимому, несчастнее участи святых мучеников? Для побеждения их твердости и терпения злоба мучителей истощила все роды мучений, самых ужасных. И, однако же, согласился ли кто-нибудь из них променять свою участь на все почести, богатства и удовольствия, которые предлагали им мучители? Нет; потому что полнота внутренней духовной радости утешала их в скорби, подавала им силу мужественно переносить все страдания, а живое упование вечной жизни давало им чувствовать, что недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8, 18). Что, по-видимому, суровее жизни святых подвижников? Они оставляют вся красная мира, разрывают самые нежные узы родства и дружбы, удаляются в пустыни, поселяются в горах и вертепах, проводят всю жизнь свою в посте и трудах, в молитвах и коленопреклонениях, в слезах и воздыханиях. Но кто из них согласился бы променять свой пустынный вертеп на самые великолепные чертоги, наполненные сокровищами всего света? Кто захотел бы отдать свое внутреннее утешение, свое духовное радование за временную греха сладость (см.: Евр. 11, 25)?

Может быть, подумает кто-либо, такая высокая радость о воскресшем Господе и возможна только для одних избранных и осуществима только в пустыне? Нет, братие мои, святые Апостолы, которым обещал Господь эту радость, посланы были не в пустыню, а в мир весь проповедати Евангелие всей твари (см.: Мк. 16, 15). И они сами не пустынникам, а живущим в обществе писали: Радуйтеся всегда о Господе: и паки реку: радуйтеся (Флп. 4, 4); всяку радость имейте, братие моя, егда во искушения впадаете различна (Иак. 1, 2). Внутренний источник сей неоскудеваемой радости о Господе есть Дух Утешитель, Которого подает Господь от Отца Своего всем верующим в Него, любящим Его и соблюдающим заповеди Его. Посему, где бы ни был верный своему имени последователь Христов, с ним и в нем везде и всегда этот благодатный источник святой радости, везде и всегда он благодушествует и веселится о Господе. Для того именно Господь Иисус Христос и основал на земле благодатное Царство Свое, чтобы внести в самые общества человеческие новый дух жизни – жизни веры и благочестия, жизни любви и упования, жизни мира и радости о Дусе Святе. Возлюби воскресшего Господа искренно, от всего сердца твоего, поставь святое Евангелие Его не только главным, а и единственным направлением образа мыслей и чувствований твоих, источником всех желаний и надежд твоих, правилом, всей жизни и действий твоих: тогда Сам Господь Иисус Христос возлюбит тебя и к тебе приидет и обитель у тебе сотворит (см.: Ин. 14, 23); тогда сердце твое исполнится таким миром и вседовольством, такою радостию и блаженством, каких не ощущал в себе никогда никакой счастливец мира; тогда день воскресения Господня будет для тебя истинною Пасхою – «избавлением скорби, жития вечнаго началом».

Само собою разумеется, братие мои, что истинная святая радость о Господе, как плод Духа Святаго, есть радость духовная, а не плотская, и обнаруживается не в плотских делах тьмы, но в делах света и разума духовного, не в наслаждениях плоти и чувств, а в услаждении чистой совести: не упивайтеся вином, – учит святой Апостол, – <…>, но паче исполняйтеся Духом, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви (Еф. 5, 18–19). Осуществляется эта святая радость в делах любви и милосердия к ближним, которые приносят сердцу несказанное утешение и блаженство, когда радость благотворящего возрождается в тысячах радостей сердец облагодетельствованных.

«Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем, рцем: братие, и ненавидящим нас простим вся воскресением». Аминь.

 

Димитрий (МУРЕТОВ),
архиепископ Херсонский и Одесский

 

Полное собрание проповедей
Димитрия, архиепископа Херсонского
и Одесского. Т. 1. Слова и беседы
на праздники Господские. М., 1889.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник