ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИМОДЕРНИЗМ КАЛЕНДАРНЫЙ ВОПРОС СТРАНИЦА 4
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Дерзайте, стойте и узрите!

 


В соборе Сошествия Святаго Духа в Белостоке

 

 

Продолжение. Начало см. на стр. 2

 

Известно, что когда представитель польского правительства спросил у Патриарха Тихона, что тот сделает, если епископы в Варшаве провозгласят автокефалию, святитель ответил, что тогда он отнимет у них, как у сынов противления, и автономию. Патриарх, некогда исполнявший обязанности ректора Холмской семинарии и викарного епископа Холмско-Варшавской епархии, хорошо знал нюансы православной жизни в Червонной Руси. Отсюда его решительная позиция: он думал о людях, а не о политике. Но поразили пастыря, и рассеялись овцы.

Гонения, от которых митрополит Георгий (а позже и митр. Дионисий), возможно, искренне, хотели спасти паству, постоянно идя на компромиссы, все равно грянули! Вот цена отступлений! Полилась кровь мучеников, освящая Польскую землю, насильственно окатоличивались целые округи и деревни, взлетали на воздух величественные соборы, шедевры архитектуры, а те остатки человеческой памяти, которые не смог уничтожить страх, были вытравлены за несколько последующих поколений всеобщей полонизацией.

Меня могут упрекнуть в том, что я сею неприязнь между русским и польским народами, но это не так. Я хочу лишь напомнить о претерпевших до конца, о тех, кто понимал, что есть вопросы, не допускающие компромисса, за которые радостно умереть. Я пытаюсь возродить память о том, что и наш XX век, в начертании цифр своего номера как бы сам себя перечеркивающий, «век-волкодав», – свят мученической кровью: русской, холмской, подляшской, грузинской, сербской, болгарской, румынской... Ну, а зло – зло Господь запретил помнить! Мы вступили в век XXI: что он нам принесет, как мы себя проявим? Это памятование необходимо нам сегодня для сопротивления внедрению лживых мифов и чужеродных ценностей в наше сознание.

 

– Интересуются ли верующие в Польше проблемами распространения различных лжеучений и обновленческих практик в церковной ограде, есть ли среди клира противники экуменизма и модернизма?

– Несомненно, интересуются. Таких людей немного, но я бы не торопилась на этом основании делать вывод о поражении нашего антиэкуменического движения. Ведь в духовной жизни, согласитесь, и один в поле воин, а малая закваска, как известно, квасит все тесто. О существовании духовного сопротивления свидетельствует наш сайт и ресурсы наших коллег в польском православном интернете. Например – сайт прихожан Кафедрального собора святой Марии Магдалины в Варшаве, верных святоотеческой традиции юлианского календаря. Именно они, находясь рядом с нашими высокопоставленными иерархами, всячески напоминали им о необходимости сохранения верности святоотеческому Преданию. Нижний малый храм собора, где богослужения совершались по юлианскому календарю, подчас не мог вместить всех желающих помолиться, в то время как просторный верхний храм, узник ревизии Предания, уныло пустовал.

Упомяну и еще одну команду, с которой мы сотрудничаем, – редакцию антиэкуменического миссионерского сайта «Ортодоксальная Польша». Этот ресурс замечателен тем, что был создан в первую очередь для католиков, в отличие от нашего «Защитника Православия», рассчитанного на право верующих читателей. Выходцы из католических семей, авторы «Ортодоксальной Польши» в результате нелегких поисков истины пришли к убеждению, что именно Православие является единственным спасительным учением без примеси человеческого мудрования. Судьбы этих людей – очередное подтверждение того, что Господь непременно открывает истину ищущим ее, где бы они ни находились и кем бы ни были.

Что касается клира – хочется надеяться, что в его среде есть противники отступлений от чистоты Православия, но... я таковых не встречала, до меня лишь доносились робкие голоса низшего духовенства, порицавшие экуменизм и в то же время с печалью возвещавшие о невозможности сопротивляться требованиям системы. Ведь экуменизм и все, что за ним стоит, – это некая система, которая исторгает не своих, а, исторгнув, больше не принимает чужих. Мне кажется, что в Польше эта система уже находится во второй стадии развития с характерной для нее устойчивостью.

 

– Что подтолкнуло Вас к созданию «Защитника Православия»? Каковы цели Вашего ресурса, на какую аудиторию он рассчитан? Как Вы подбираете материалы для публикаций, поддерживает ли Вас кто-либо из священнослужителей?

– Если говорить о конкретном моменте, то поводом к созданию сайта послужила публикация на ресурсе «Информ-религия» «Православные священнослужители из разных Поместных Церквей создают в сети антиэкуменические сайты», после прочтения которой я и мои единомышленники решили в меру своих сил приступить к делу защиты Православия и расширить тем самым фронт сопротивления нововведениям, несущим, по слову святителя Григория Богослова, угрозу церковному единству.

Единство Церкви, Тела Христова – величайшая ценность на земле. Отсюда – цель нашего ресурса: освященное молитвой, спокойное, рассудительное, основанное на святоотеческих наставлениях сопротивление, духовное ополчение против современных экспериментов, недопустимых в Православии. Подробнее о наших намерениях можно прочитать на главной странице сайта.

«Защитник Православия» рассчитан на людей, искренне ищущих лице Бога Иаковля (Пс. 23, 6). Мы не питаем иллюзий относительно массового вразумления теплохладных или, говоря современным языком, толерантных в вопросах веры людей. Мы не тормошим таких. У нас нет на это, как бы правильнее выразиться, благодатной силы, дерзновения. Мы – немощные, грешные люди; работаем в первую очередь для тех, кто пишет нам, например, следующее: «Я живу в такой-то стране, в таком-то городе. Есть ли здесь священник консервативных убеждений? Если вы знаете такого, прошу сообщить мне, ибо я нуждаюсь в духовном окормлении». И мы стараемся найти в указанном месте благоговейного иерея, крепко стоящего на святоотеческих позициях, и помочь обратившемуся к нам читателю. Такую невиртуальную деятельность, скрытую от основной аудитории пользователей интернета, мы ведем параллельно с заполнением страниц нашего ресурса.

При выборе материалов затруднений нет, поскольку сегодня существует множество прекрасных православных СМИ: это и Ваша газета «Православный Крест», и сайт «Антимодернизм» Романа Вершилло, и «Благодатный огонь» Сергея Носенко, и ресурс Владимира Семенко, и «Информ-религия», и Санкт-Петербургский «Православный Апологет»… Основная наша трудность – переводы на польский язык. Полонизация православного населения принесла свои горькие плоды: в Польше очень не многие способны понимать русский, а без его знания, естественно, утрачивается львиная доля великолепных апологетических статей. Однако волонтеры-переводчики – о, чудо! – все же находятся.

Поддерживает ли нас кто-либо из священнослужителей? Об этом мы отдельно писали на сайте в статье «Надо ли кричать „караул“?» в ответ на безпокойство, высказанное бдительными читателями. Главная мысль этой публикации состоит в том, что мы искали, но не нашли в своей стране благословляющую десницу, поэтому мы – скорее сироты при живых отцах, чем непослушники.

 

– Как известно, 18 марта с. г. Архиерейской собор Польской Православной Церкви отменил постановление от 12 апреля 1924 года о введении нового стиля (григорианского календаря для неподвижных праздников) и возвратил юлианский святоотеческий календарь (с 15 июня с. г. по старому стилю). На русскоязычных сайтах сообщалось, что такое решение было принято в связи с тем, что большинство приходов Польши (96%) празднуют церковные события по старому стилю. Действительно ли православные в Вашей стране в основной своей массе десятилетиями держались святоотеческого календаря, несмотря на документ 1924 года?

– Давайте снова обратимся к истории. В июле 1923 года Синод Польской Православной Церкви направил в правительство ходатайство о том, чтобы служащие православного вероисповедания, а также воины освобождались от своих обязанностей в дни православных праздников. В ответ правительство предложило митрополиту Дионисию рассмотреть вопрос о переходе Церкви на григорианский календарь. Священный Синод обратился по этому поводу за указаниями... к кому бы Вы думали? Правильно, к Константинопольскому Патриарху. Благословение было получено, и Собор всех епископов митрополии постановлением от 12 апреля 1924 года ввел григорианский календарь в жизнь Православной Церкви Польши.

Это событие как гром поразило всех православных, особенно на востоке, на так называемых «кресах» Польши. Люди перестали посещать храмы в дни праздников по григорианскому календарю и собирались у их закрытых ворот в дни, когда эти же праздники чествовались в соответствии с юлианским летосчислением. Исполняя циркуляры правительства, полиция ревностно следила за тем, чтобы православные следовали новому стилю: люди разгонялись, составлялись протоколы, писались доносы на «непослушное» духовенство, в некоторых местах доходило до кровавых столкновений. Примечательно, что против нового календаря аргументировано выступали православные народные представители – депутаты Сейма, сенаторы. И вот, в середине августа того же 1924 года митрополит Дионисий созвал в Почаевской лавре Собор епископов, на котором было вынесено определение в дополнение к решению от 12 апреля о возвращении юлианского календаря «для тех мест, где это требуется верующим народом», а это и были и есть те самые 96% православных Польши!

 

Окончание см. на стр. 5

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник