ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

 

ГЛАВА I:
ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕЧЕРНИ

 

§ 17

«БЛАЖЕН МУЖ» И ДВА
ПОСЛЕДУЮЩИЕ ПСАЛМА

 

После великой ектении поется «Блажен муж». В этом псалме и в двух последующих прославляется обещанный всему миру Ходатай, Христос, Сын Божий, и весьма ясно изображается предсказанная, но для нас теперь исполнившаяся земная жизнь Его.

Содержание этих псалмов следующее: вочеловечившееся Слово Божие есть блаженный Муж, Который греха не сотворил. Он есть Древо Жизни; это Древо нам, уверовавшим в Него, принесло обильный плод, который, будучи безсмертен, никогда не иссохнет и не опадет, как лист, всегда растущий. Нечестивых же и демонов оно возметает, как прах. На Христа восстали цари и начальники, но Он постыдил их, победил и сделался Царем Своей Церкви. Будучи Сыном Божиим и Пастырем крепким, Он сделал Своим наследием язычников и совершил концы земли. Умножились стужающие Христу, укоряющие Его и гонящие, которые, наконец, умертвили Его на Кресте; но, будучи всегда со Отцом и страдая плотию, а по Божеству быв безстрастен, Он сделался нашим Защитником и нашею Славою. И аще уснув умре, но яко спяй возбудися. Тем и востани, говорится, и спаси мя, Боже, яко Ты вся враги сокрушил еси, и от Господа спасение и на людех Твоих, нас – верных, через Крест, благословение Твое.

Эти три псалма, как означающие таинства Христовы, поются только в праздники святых и Богородичные. Но в праздники Господские они не поются, потому что таинства, заключающиеся в них, одинаковые с таинствами этих праздников; то, что содержат эти псалмы, воспевается в стихирах, канонах, и во всех частях службы. Подобно сему, в Господские праздники не поются и Богородичные тропари, и по той же причине, о чем смотри ниже в следующем § 18-м.

В простые же дни вместо этих трех псалмов читается рядовая кафизма. По уставу положено, дабы Псалтирь, как книга, посвященная хвалению Бога, прочитывалась вся однажды в неделю; а в Четыредесятницу Псалтирь прочитывается в неделю дважды, потому что это есть время большего труда, и тогда надобно больше и хвалить Бога, и просить Его о помиловании.

 

 

«АЛЛИЛУИА» ПРИ «БЛАЖЕН МУЖ»

 

Ко всякому стиху псалмов первой кафизмы прибавляется «Аллилуиа» трижды, в честь Троицы. Ибо так как псалмы эти прославляют Христа Господа, имеющего прийти на землю и хотящего пострадать за людей, то присовокупляется к ним «Аллилуиа», которая означает уже совершившееся пришествие на землю Господа и хвалу, приносимую Ему людьми.

 

§ 18

«ГОСПОДИ, ВОЗЗВАХ» И ПРОЧЕЕ

 

После того как стоящие во храме в священнике, читавшем перед царскими вратами светильничные молитвы, видели своими очами обещанного миру Ходатая, Христа, Сына Божия, и когда в пении первых трех псалмов узнали жизнь Его, имевшую быть на земле; тогда и сами они начинают взывать ко Господу и, подражая Адаму, каявшемуся и молившемуся после падения своего, произносят следующие псалмы: «Господи, воззвах», «Гласом моим ко Господу воззвах» и «Из глубины воззвах к Тебе, Господи». В сих псалмах изображаются все те моления и воззвания, которые Адам, в бедственном своем состоянии, некогда возносил из глубины души своей.


СТИХИРЫ ПОЮТСЯ СО СТИХАМИ
ПОПЕРЕМЕННО, НА КЛИРОСАХ

 

Стихи этих псалмов особенно, как последние стихи Ветхого Завета, полагаются перед стихирами новой благодати и поются вместе с ними; этим означается, что древние пророчества предварили, как денница солнце, все тайны Нового Завета. То же надо сказать и об антифонах, поемых на Литургии святителя Иоанна Златоуста (см. гл. 7, § 4). Когда эти стихи вместе со стихирами поются попеременно на обоих клиросах, то и это попеременное пение опять означает то, что ветхий закон согласуется с новым, по слову Христову: Не приидох разорити [закон], но исполнити (Мф. 5, 17).

 

СТИХИРА ПОСЛЕДНЯЯ,
«СЛАВА И НЫНЕ» И «БОГОРОДИЧЕН»
ПОЮТСЯ НА СЕРЕДИНЕ

 

При пении последнего стиха: «Яко утвердися милость Его на нас», оба лика выходят на середину и вместе поют как стихиру, так и «Слава и ныне» и «Богородичен»; это бывает не без таинственных причин. Святитель Симеон Солунский (в гл. 332) пишет: «На конечном стихе лики сходятся, означая сим и согласие их между собою, и соединение всего мира через Спасителя. Потом, поклоняясь все вместе престолу, они восклицают: „Яко утвердися милость Его на нас“, означая этим спасение язычников во Христе и что Он по Своей милости пострадал за нас, Крестом Своим утвердил державу Свою и, победив, соединил нас в Себе Самом. Потом вместе лики поют: „Слава и ныне“, нераздельно, славословя нераздельную Троицу и, наконец, исповедуя воплощение единого из Нее Сына Божия и Богоматерь Отроковицу, Ее мощное и сильное ходатайство».

Здесь должно заметить, что Богородичные стихиры в службах на Господские праздники, кроме воскресных, не полагаются, подобно тому, как и три псалма первой кафизмы, о чем сказано выше. Ибо таинства или догматы о Христе, заключающиеся в Богородичных стихирах, в праздники Господские довольно подробно объяснены не только в стихирах и канонах, но и во всех частях службы. Посему эти Богородичные стихиры, как излишние, и не помещаются в Господских службах. Доказательство сего смотри ниже (в § 33).


КАЖДЕНИЕ НА «ГОСПОДИ,
ВОЗЗВАХ» И ЗНАЧЕНИЕ ОНОГО

Во время этого всенародного воззвания, т. е. «Господи, воззвах», должно быть и каждение благовонным фимиамом. Это каждение бывает по многим причинам. Во-первых, – для выражения наших желаний, дабы молитва наша, которая по падении не могла восходить на небо без Ходатая, Христа, Сына Божия, ныне заступлением Его направилась, как кадило сие и как дым, всегда вверх парящий, вознеслась к Господу Богу. Во-вторых, – в знамение того, что Дух Святый, образуемый благовонием фимиама, всегда присутствует в Церкви, а особенно присещает нас во время молитв и преимущественно общественных. В-третих, – в знак того, что и Ангелы возносят к Богу молитвы молящихся посредством каждения: И другий Ангел прииде и ста пред олтарем, имеяй кадильницу злату: и даны быша ему фимиами мнози, да даст молитвам святых всех на олтарь златый, сущий пред престолом (Откр. 8, 3). В-четвертых, – по подражанию обряду Ветхого Завета, где Сам Бог через Моисея повелел Аарону производить такое каждение в храме утром и вечером: Да кадит Аарон над ним [кивотом] фимиамом сложеным благовонным рано рано:<…> егда вжигает Аарон светила с вечера, да кадит над ним (Исх. 30, 7–8). В-пятых, – во образ Божественной славы, как свидетельствует Писание о скинии, устроенной Моисеем: И покади Аарон над кивотом фимиамом сложения, якоже заповеда Господь Моисею: <…> и покры облак скинию свидения, и славы Господни исполнися скиния, и не можаше Моисей внити в скинию свидения, и славы Господни исполнися скиния (Исх. 40, 27, 34–35). То же повествуется и о храме Соломоновом: И не можаху иереи стати служити от лица облака, яко исполни слава Господня храм (3 Цар. 8, 11).

При каждом каждении чествуются святые места и вещи, а предстоящие освящаются. Святитель Симеон Солунский (в гл. 309) пишет: «Иерей кадит алтарь, храм и все, в нем находящееся, потому что все это священно; кадя, он чествует божественные вещи, а предстоящих освящает. А потому, начав от всесвятейшего жертвенника (престола), иерей кадит по чину, все освящая сим, предавая через молитву Христу, принося и прося, чтобы она была принята горе, и нам была бы ниспослана благодать Святаго Духа. Таким образом, через каждение мы приемлем благодать, а посему никто не должен пренебрегать им. Окадив храм и все, что вне его (притвор), он входит в алтарь северными дверьми».

В это время священник для каждения выходит и в притвор. Причину сему объясняет Вальсамон в толковании на Второе правило святого Дионисия Александрийского, писанное к Василиду: «Дабы, – говорит он, – фимиамом сего каждения освятить на сем месте гробы (в земле сокрытые или наверху стоящие) и почтить иконы святых, поставленные здесь». Ибо иногда гробы усопших выносятся в притвор и стоят там до времени отпевания; а иногда, с дозволения начальства, усопшие в притворе и погребаются. Об этом будет сказано в чине погребения. Сверх того, так как некоторые из входящих, или по своему произволению, или по запрещению, как то оглашенные и кающиеся, стоят в притворе: то входят с каждением в притвор и для освящения таких людей.

 

 

§ 19

ЧТО ЕСТЬ СТИХИРА

 

Стих и стихира имеют различие между собою. Стих есть краткая песнь, избранная из пророческих псалмов и полагаемая перед стихирою. Стихира же есть пространная песнь, которая нарочито составлена песнописцем по случаю новозаветного праздника и присовокуплена к стиху: поэтому-то она и называется стихирою.

Стихиры эти поются иногда на восемь, а иногда на шесть стихов. Святитель Симеон Солунский (в гл. 332) говорит: «В день воскресный полагаются [стихиры] на десять стихов, так как десять есть число совершенное (потому что всех цифр у нас только десять, и все дальнейшее исчисление, т. е. сотни, тысячи и проч. составляется из первых десяти цифр). В праздники некоторых святых стихиры полагаются на восемь стихов, в ознаменование восьмого и непрестанного дня (т. е. будущего и вечного), в который люди Божии всегда будут со Христом, с Которым и теперь [соединены] душами (об этом восьмом дне см. в ч. 4, гл. 2, § 2). На шесть же [стихиры] полагаются ежедневно в память святых: поелику все святые теперь находятся в превосходнейшем и как бы в шестом месте, где находятся блага, пятью нашими чувствами непостигаемые, как сказано: „Ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его“ (1 Кор. 2, 9). Сверх того, и потому шесть стихов полагаются со стихирами, что число шесть означает дважды Троицу».

 

Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.

Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник