ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИМОДЕРНИЗМ КАЛЕНДАРНЫЙ ВОПРОС СТРАНИЦА 5
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Дерзайте, стойте и узрите!

 

 

Окончание. Начало см. на стр. 2

 

По сути de facto возврат к юлианскому календарю совершился уже через четыре месяца после ввода григорианского, остававшегося только de jure для тех территорий Польши, где и православных-то не было. А в наши дни, когда и эти места наполнились верными, священноначалие могло бы просто следовать собственному августовскому постановлению 1924 года о разрешении использования юлианского календаря там, «где это требуется верующим народом» (что, однако, происходило далеко не всегда). Именно поэтому официальное возвращение к традиции, несомненно важное и радостное событие, все же наводит на мысли о политичности происходящего.

 

– Я читала Ваши размышления на этот счет. На каком основании Вы предполагаете, что решение Архиерейского собора Польской Церкви о возвращении юлианского календаря связано с подготовкой к встрече Московского Патриарха с римским папой, которая должна состояться в Кракове, т. е. что это попытка усыпить бдительность польских православных?

– Нужно испытывать происходящее; если действительно польские иерархи взяли антимодернистский курс, значит, где-то еще должны произойти свидетельствующие об этом события. Но давайте посмотрим, согласуется ли мартовское решение Архиерейского собора с другими недавними эпизодами нашей церковной жизни:

– в Белосток прибывает Благодатный Огонь. Взгляните на фото: (представители разных конфессий проводят совместную службу);

– неделя экуменических молитв. Тема года: «Разве разделился Христос?» На сайте Экуменического совета Польши выложено расписание экуменических «богослужений»;

– пройдя по этой ссылке: http://liturgia.cerkiew.pl/nuty.php?id=84, Вы убедитесь, что начатая еще в 1934 году с образования комиссии для переводов богослужебных книг полонизация богослужений продолжается по сей день. А в начале ХХ века она вызывала недоумение даже среди польской интеллигенции: ректор Виленского Университета проф. М. Здеховский назвал ее «сумасшествием».

На этом я закрою, увы, безконечный список церковных беззаконий.

Итак, очевидно, что решение о возвращении юлианского календаря никак не согласуется с другими событиями в Польской Православной Церкви, поэтому и возникают вопросы.

Впервые о намеченной в Кракове встрече Патриарха Кирилла и папы Франциска я узнала из статьи Ольги Четвериковой «Большая ложь папы римского (Сирия, Украина и православный мир в планах Ватикана)». Очень уважаю этого автора, доцента кафедры истории стран Европы и Америки МГИМО – Университета МИД России, кандидата исторических наук, и считаю лучшим в России специалистом по Ватикану. По моему мнению, Ольга Четверикова обладает глубокой эрудицией ученого и тончайшей женской интуицией, что делает ее публикации и общественные выступления яркими и содержательными. Но вернемся к источнику. Краковский «архиепископ» Станислав Дзивиш, принимая в ноябре прошлого года главу ОВЦС РПЦ МП митрополита Илариона (Алфеева), «пригласил Патриарха Кирилла посетить Всемирные дни молодежи, которые состоятся в Кракове в 2016 году. По его словам, официальное приглашение уже подготовлено. Подробности этого решения сообщила нам уже польская „Gazeta Wyborcza“: „На Всемирный день молодежи приедет папа Франциск. Сейчас предпринимаются все усилия, чтобы там присутствовал также глава Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл. Конференция стала этапом подготовки к этому безпрецедентному мероприятию <…>. Визит Кирилла в Краков мог бы стать прелюдией к визиту Франциска в Россию. Если бы это произошло, папа сделал бы то, что не удалось Иоанну Павлу II“. Митрополит Иларион по этому поводу вновь заявил: „Я думаю, что такая встреча состоится, если обе стороны будут готовы. Надеюсь, что эта готовность наступит в ближайшее время“».

А вот слова священника-иезуита Милана Жуста, ответственного за диалог с православными: «Для нас важно, чтобы принятие совместных документов или возможная будущая встреча папы и Патриарха не вызывали серьезных протестов». На это, вероятно, и направлены усилия «обеих сторон».

Таким образом, вывод о возможной пацификации польских православных с помощью перемены мест слагаемых в календарном вопросе напрашивается сам собой. Однако это не лишает нас уверенности в том, что именно по молитвам верующих Господь вернул нам святоотеческий календарь (я знаю многих людей, не писавших воззваний и не организовывавших акций протеста, но ежедневно просивших об этом Бога). На самом деле жизнь в соответствии с Преданием – не есть нечто сверхъестественное, хотя в наши печальные времена она и воспринимается как чудо.

Ну, и напоследок приведу пару ссылок на русскоязычные католические источники, сообщающие о готовящейся встрече в Кракове: см. здесь и здесь.

 

– Волнует ли верующих в Польше проблема предстоящего так называемого «Всеправославного Собора»? Нужно ли, по Вашему мнению, как-то готовиться к возможной реформации в Церкви? И должны ли православные из разных Поместных Церквей объединяться, чтобы общим фронтом противостоять попыткам разрушения церковного единства и искажения чистоты веры?

– Волнует ли верующих в Польше «Всеправославный Собор»? В зависимости от того, как глубоко тот или иной человек воспринял пропаганду «Православия в версии „light“». Воспринявшие, конечно, особо не переживают, а «неформатируемые»... тоже не волнуются, но зо-о-рко следят! А чего волноваться-то? Решающий момент любого собора – это реакция на его постановления народа Божиего. Посмеют изуродовать Православие – мы не примем их решения. Кто нас заставит? Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь ли, теснота ли, гонение? Отлучить от Бога нас может только собственное малодушие. Поэтому нужно взять на вооружение читавшиеся в Великую Субботу слова Моисея к израильскому народу: «Дерзайте, стойте и узрите спасение от Господа!» (см.: Исх. 14, 13). Будем же работать над собой и крепко молиться, и Господь поборет по нас (см.: Там же)!

Как известно, каждый новый церковный собор не должен противоречить решениям всех предыдущих. Но уже сейчас очевидно, что повестка дня предстоящего «Всеправославного» собрания не соответствует этому правилу. Поэтому – щит веры, шлем спасения, меч духовный! Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу (2 Кор. 10, 4–5). Я уверена, что Церковь выработает достойные ее формы протеста.

А держаться вместе, несомненно, надо. А то, что получается? Ереси – соединяйтесь, а православные – разъединяйтесь?! Нет, Церковь – наш корабль. Его топят – мы не убоимся, его жгут – мы не устрашимся, прыгать в пучину – пусть и не надеются!

Мне иногда становится жаль наших пастырей, точнее, неразумных и нерадивых из них. Подумать только, ведь Господь взыщет за каждую овцу! Когда я начинаю чрезмерно негодовать на них, открываю 34 главу Книги Иезекииля. После прочтения первых же строк появляется острое желание за них молиться: Так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! <…> за то, что овцы Мои оставлены были на расхищение и без пастыря сделались овцы Мои пищею всякого зверя полевого, и пастыри Мои не искали овец Моих, и пасли пастыри самих себя, а овец Моих не пасли, – за то, пастыри, выслушайте слово Господне. Так говорит Господь Бог: вот, Я – на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя, и исторгну овец Моих из челюстей их, и не будут они пищею их (Иез. 34, 2, 8–10).

А вот слова для нашего утешения: Ибо так говорит Господь Бог: вот, Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их. <…> И выведу их из народов, и соберу их из стран, и приведу их в землю их, и буду пасти их на горах Израилевых, при потоках и на всех обитаемых местах земли сей. Буду пасти их на хорошей пажити, и загон их будет на высоких горах Израилевых; там они будут отдыхать в хорошем загоне и будут пастись на тучной пажити, на горах Израилевых. Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, говорит Господь Бог. Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде (Там же, 11–16).

 

– Что Вы пожелаете авторам и читателям нашей газеты и всем православным верующим в России?

– Что православный может пожелать православному? Конечно, спасения. Мне очень нравится ваша газета, у нее такой хороший дух: спокойный и вместе с тем – решительный. Христос Воскресе!

 

Беседовала Анна САМСОНОВА

 

 

СТАТИСТИКА ||
Польская Православная Церковь

    

     Начало распространению Христианства на территории современной Польши было положено в середине X века князем Мешко I. В XIII веке были открыты православные епископские кафедры в Холме и Перемышле. Православие господствовало в польских землях до конца XIV века, когда его стала вытеснять католическая ересь. До XIX столетия православные епархии на территории современной Польши находились в составе Киевской митрополии. В 1840 году была создана самостоятельная Варшавская епархия. В 1875 году в ее состав вошла униатская Холмская епархия, преобразованная в Люблинское викариатство (с 1905 г. – самостоятельная Холмская епархия). В связи с провозглашением в начале XX века независимого Польского государства указом Святейшего Патриарха Тихона Православной Церкви в Польше в 1921 года была дарована «широкая поместная автономия». В середине июня 1922 года митрополит Варшавский Георгий (Ярошевский) под давлением польского правительства предпринял шаги к получению автокефалии. В 1924 году Константинопольский Патриарх Григорий VII подписал Томос № 4588 о создании в Польше автокефальной Православной Церкви, что Русской Православной Церковью признано не было. В 1920–30-х годах в рамках политики полонизации было разрушено и конфисковано более половины православных храмов, снесен Кафедральный собор святого Александра Невского.

     По данным Центрального статистического управления, сегодня Польская Православная Церковь насчитывает 506 800 верующих (около 1 % всего населения страны). Количество приходов на 2012 год составляло 237 (226 – в Польше, 11 – за границей), численность клира – около 420 человек. Православные в основном проживают на территории бывшего Белостокского воеводства, особенно в районе городов Белосток, Гайновка, Бельск-Подляшский и Семятыче. Предстоятель – митрополит Варшавский и всей Польши Блаженнейший Савва (Грыцуняк) (с 12 мая 1998 года).

 

По материалам сайта http://patriarchia.ru

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник